- Картотека дыхательной гимнастики для логопедов
- Дыхательная гимнастика и игры — дыхательная гимнастика в логопедии упражнения — запись пользователя Настя (Sunty) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории Дыхание
- Учебно-методический материал по логопедии на тему: Дыхательная гимнастика, важный этап логопедического занятия
- гимнастика для языка и артикуляции
- Картотека по логопедии на тему: Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
- Методическая разработка по логопедии по теме: Картотека игровых упражнений: «Дыхательная гимнастика»
- Консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа): ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Картотека дыхательной гимнастики для логопедов
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Дыхательная гимнастика и игры — дыхательная гимнастика в логопедии упражнения — запись пользователя Настя (Sunty) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории Дыхание
постановка звука чОдним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:
1. Артикуляционный массаж.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
3. Постановка звука.
4. Автоматизация звука в речи.
Дыхательная гимнастика нужна для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок), развитие длительности воздушной струи.
Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губки, не надувая щек. Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки шипящих (ш, ж, щ,ч) и свистящих (с, з) звуков.
Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.
Игры на развитие силы воздушной струи:
1. Задуть свечку. В саду я использую безопасный вариант с электронной свечкой, которая загорается и гаснет от того, что на нее дуют.
http://www.youtube.com/watch?v=NEKxPipoK3U (видео с электронной свечой)
2. Подуть на одуванчик.
3. Надуть шарик.
4. Дуть через трубочку в мыльный раствор
5. Выдуть мячик из стаканчика.
6. Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки
7. Сдуть бумажку с трубочки
8. Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения:
Игры на развитие длительности воздушной струи
1. Дуть на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.
как сделать: http://astersoft.net/kak-sdelat-vertushku-poshagovaja-instruktsija
2. Дуть на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.
3. Надуть пузырь из жвачки
4. Дуть на такую конструкцию:
5. Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги
Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.
1. Задуй гол в ворота. Мне повезло увидеть в Ашане журнал "Гол", где в качестве приложения шли ноги на пальцы, маленькие футбольные ворота и мячик, размеров с пин-понговский шарик . Но всегда можно заменить мячик на ватный или бумажный варианты. Ворота поставить условные.
2. Кораблики.
3. Фокусник. Кладем ватку или кусочек бумажки на кончик носа, открываем немножко рот, высовываем язык, приподнимаем его кончик вверх, стараясь придать ему форму чашечки и дуем! Бумажка или ватка должны полететь вверх.
4. Гонки
На картинке дети с трубочкой, в нашем случае дуем без трубочки.
Учитель-логопед и дефектолог, Белозерова Анастасия.
Учебно-методический материал по логопедии на тему: Дыхательная гимнастика, важный этап логопедического занятия
Дыхательная гимнастика — важный этап логопедического занятия
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или
при открытой форточке.
• Занятия проводить до еды.
• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном
этапе можно прижимать их ладонями).
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи,
рук, груди, живота.
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение
дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Насту-
пление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:
побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 се-
кунды.
Виды пособий для дыхательной гимнастики:
• Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).
• Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева и металла.
• Компьютерные игры.
Дыхательные игровые упражнения
Футбол
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий
маленький мячик.
Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два
кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.
Вариант № 1. Ребенок дует на ≪мяч≫, пытаясь ≪забить гол≫. Вата
должна оказаться между кубиками.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения
не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение:
пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на ниж-
нюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под
воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок.
Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вы-
зыванию свистящих звуков.
Подуем на султанчики
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).
Можно использовать готовые султанчики или самостоятельно
изготовить пособие. Для этого необходимо взять тонкий листок
бумаги или фольги (5х10 см) и нарезать 10–12 узких полосок. По-
лоски привязываются к палочке или карандашу. Упражнение может
выполняться как стоя, так и сидя. Ребенку предлагают подуть на по-
лучившийся султанчик.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении
упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,
не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Ветряная мельница
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из
песочного набора или вертушка.
Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует
на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотвор-
ным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
А.С. Пушкин
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения
не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Снегопад
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: рыхлые ватные комочки.
Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты
(рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома.
Положите ≪снежинку≫ на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении
упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,
не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Листопад
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью
можно использовать настоящие листья деревьев).
Ход игры. Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цве-
тов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые. Предложите ребенку
устроить листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Бабочка
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи-
зация губных мышц.
Оборудование: бумажные бабочки.
Ход игры. Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке
привяжите нитку. Закрепите бабочек на уровне лица ребенка. Произ-
несите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом,
≪чтобы она полетела≫.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении
упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух,
не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Кораблик
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажный кораблик.
Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните
малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть
плавно и длительно, щеки не надувать. Заканчивая игру, произнесите
вместе с ребенком:
Живые предметы
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаш или деревянная катушка.
Ход игры. Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от
использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную
поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно
подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению
воздушной струи.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения
не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Шторм в стакане
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть
через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.
Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.
Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Вы-
дох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен
в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку,
чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были
неподвижны.
Задуй свечу
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свеча, хорошо закрепленная в подсвечнике.
Ход игры. Перед упражнением предложите ребенку отгадать загадку:
Затем предложите ребенку задуть горящую свечу одним сильным
выдохом. Во время выполнения им упражнения необходимо следить
за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивно-
стью.
Ребенку предоставляется несколько попыток, в каждую из которых
дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, снова набираем в
грудь воздух и пробуем еще раз.
Чей пароход лучше гудит?
Цель: развитие сильного ротового выдоха; формирование направленной воздушной струи посередине языка; активизация губных мышц.
Оборудование: чистые стеклянные пузырьки (высота пузырька около
7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).
Ход игры. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрос-
лый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек в это время касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.
После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не
получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
Бегущий лыжник
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: бумажная фигурка лыжника.
Ход игры. Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина
лыж, сложенных вместе – 7,5 см, ширина 2,5 см). Передняя часть лыж
(1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая
как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт
человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см),
предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка
будет готова, ее размещают на столе для занятий. Взрослый предлагает
ребенку подуть на нее.
Во время выполнения упражнения ребенком логопед читает стихотворение:
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения ребенок
не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Фокус
Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.
Оборудование: небольшой кусочек ваты.
Ход игры. На кончик носа ребенка логопед кладет маленький ку-
сочек ватки. Затем предлагает ребенку высунуть изо рта язык, при-
дать ему форму ≪чашечки≫ и подуть на кончик носа так, чтобы ватка
подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется
вверх).
Блок II
Упражнения для развития грудобрюшного типа
дыхания
Представленные ниже упражнения целесообразно выполнять де-
тям с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия,
алалия).
Целью этих упражнений является развитие ощущений движения
органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота,
что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Длительность каждого упражнения 4–5 минут. Каждое упражнение
рекомендуется отрабатывать в течение одной недели.
Упражнение № 1
• Упражнение выполняется в положении лежа.
• Логопед кладет ребенку на живот в области диафрагмы легкую
игрушку (например, небольшую пластмассовую рыбку).
• Логопед предлагает ребенку посмотреть, как игрушка поднимается,
когда он делает вдох, и опускается, когда ребенок делает выдох.
• Ребенок делает вдох. В это время он следит глазами за подниманием
игрушки.
• Затем ребенок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед
за расслаблением диафрагмы.
Упражнение № 2
• Упражнение выполняется в положении лежа.
• Ребенок кладет ладонь на то место, где раньше лежала игрушка
(область диафрагмы).
• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот под-
нимается вверх.
• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается вниз.
Упражнение № 3
• Упражнение выполняется в положении сидя.
• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.
• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот под-
нимается.
• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Сели бегемотики,
Потрогали животики,
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение № 4
• Упражнение выполняется в положении стоя перед большим зеркалом.
• Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы.
• Ребенок делает вдох и с помощью ладони ощущает, как живот поднимается.
• Затем ребенок делает выдох и следит, как живот опускается.
Блок III
Упражнения для работы
над дифференцированным дыханием
Ныряльщики
Цель: учить ребенка делать вдох ртом, а выдох носом, выработка
дифференцированного дыхания.
Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая
себя руками и приседая (≪опускаясь под воду≫), делает выдох носом.
Упражнение выполняется не больше двух-трех раз.
Надуй игрушку
Цель: учить ребенка делать вдох носом, а выдох ртом, выработка
дифференцированного дыхания.
Для упражнения понадобиться небольшая надувная игрушка, кото-
рую можно надуть за 3–4 выдоха. Логопед показывает ребенку, как надо
надувать игрушку: набирает воздух через рот и медленно выдыхает его
через рот в отверстие игрушки. Затем педагог предлагает ребенку само-
стоятельно надуть игрушку.
Блок IV
Упражнения и игры
для выработки фонационного дыхания
Как уже отмечалось выше, фонационное (речевое) дыхание – это
дыхание во время речи. Для его выработки необходимы упражнения для
развития диафрагмального дыхания. В приведенных ниже упражнениях
основное внимание детей направляется не на вдох, а на звучание голоса
в процессе выдоха.
Веселые звуки
Цель: развитие правильного выдоха, пропевание на одном выдохе
гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала логопед предлагает детям вместе с ним спеть ≪пе-
сенки≫ гласных звуков. Вот первая песенка: ≪“А-А-А”. Наберите поболь-
ше воздуха, вдохните воздух (вдох выполняется полуоткрытым ртом).
Песенка должна получиться длинная≫. Во время игры логопед следит за
четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем
звуки А,У, постепенно количество ≪песенок≫ можно увеличивать.
Звуки можно пропевать по одному. Можно объединять их в сочетания.
Например: ≪АУ≫, ≪УА≫, ≪АОУ≫ и т.д.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произ-
несение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Исходное положение: стоя на ковре, руки расставлены
широко в стороны. Логопед предлагает детям произнести длительно
звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В
конце произнесения звука дети должны обнять себя за плечи – шарик
сдулся. Добирать воздух нельзя. Занимая исходное положение, дети
делают непроизвольно вдох.
Змейка
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произ-
несение на одном выдохе согласного звука Ш (упражнение выполняется
при условии правильного произнесение звука Ш ребенком).
Ход игры: логопед предлагает детям поиграть в змей. Вылезли змейки
из нор, греются на солнышке и шипят: ≪Ш-Ш-Ш≫. Игра может прово-
диться как стоя, так и сидя.
Логопед напоминает детям, что следует вдохнуть побольше воздуха
носом и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш
воздух добирать нельзя.
Жуки
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ж (упражнение выполняется
при условии правильного произнесение звука Ж ребенком).
Ход игры: Исходное положение: ребенок стоит, руки на поясе. Логопед
предлагает поиграть ребенку в жуков. Поворачивая корпус то вправо,
то влево, ребенок длительно произносит звук: ≪Ж-Ж-Ж≫. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Насос
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С (упражнение выполняется
при условии правильного произнесение звука С ребенком).
Ход игры: логопед предлагает детям накачать шину насосом. Упражнение проводится стоя и сопровождается движениями, имитирующими
накачивание колеса машины при помощи насоса.
Логопед показывает детям движения насоса и объясняет, что воздух
необходимо выдыхать постепенно и плавно, произнося звук С. Добирать
воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать
работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Занимая
исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Веселая песенка
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на
одном выдохе нескольких одинаковых слогов: ≪ЛЯ-ЛЯ≫.
Оборудование: кукла.
Ход игры: логопед предлагает ребенку спеть вместе с куклой веселую
песенку: ≪Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет
песенку: “Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!” Давайте споем вместе с Катей≫. Во время пе-
ния логопед следит, чтобы дети делали вдох через полуоткрытый рот и про-
износили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться
петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов.
Волшебные слоги
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слога на выдохе.
Речевой материал: используются слоги, состоящие из звуков, хорошо
произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ
и др.).
Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок
слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Логопед
предлагает детям произнести слоги6: ≪Сейчас мы будем произносить
волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова.
Послушайте, как я произнесу волшебный слог (логопед выполняет вдох
через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки
вверх, затем на выдохе, медленно опускает руку, нараспев произносит
слог, например, “МА”). А теперь произносим вместе≫.
Волшебные слова
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев слова на выдохе.
Речевой материал: используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА,
НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.
Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок
слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Термин ≪слог≫ логопед употребляет в том случае, если детям знакомо понятие слога. Если дети не знакомы с этим понятием, можно пользоваться термином ≪звуки≫. Логопед предлагает детям составлять из волшебных слогов слова и произносить их: ≪Послушайте, как у меня это получится (логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, “МА-А-МА-А”). А теперь произносим вместе≫.
В течение одного занятия каждое слово пропевается 4–5 раз.
Паровозик
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение нараспев на выдохе фразы, состоящей из двух слов.
Речевой материал: используются фразы, включающие двусложные
и трехсложные слова, например: ≪МАМА МЫЛА≫, ≪МИЛА ШИЛА≫,
≪МАША ЕЛА≫, ≪ДЕТИ ЗАПЕЛИ≫ и т.д.
Ход игры: Дети принимают исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Логопед предлагает детям произнести одно из слов, которое изучали
раньше, затем присоединить к нему второе слово (≪словно вагончик
присоединили к паровозику≫) и будет фраза: ≪Получится, словно
паровозик с вагончиком едут вместе. Послушай, как это сделаю я
(логопед выполняет вдох через полуоткрытый рот с одновременным
быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев
произносит фразу, например: ≪МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А≫) А теперь
произносим все вместе≫.
Литература
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития
речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книго-
люб, 2004.
2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнасти-
ка. – СПб. : Корона. Век, 2011.
3. Кривилева Т.А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие
технологии на логопедических занятиях. http://nsportal.ru/detskii-sad/
logopediya/zdorove-sberegayushchie-tekhnologii-na-logopedicheskikhzanyatiyakh-
massazh-s.
4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Мозаика-
Синтез, 2006.
5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М. :
Метафора, 2007.
гимнастика для языка и артикуляции
Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.
Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.
Что такое логопедия и каковы ее методы
Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.
В арсенале логопедии много средств. Среди них:
- артикуляционная гимнастика;
- занятия для развития мелкой моторики;
- упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
- многократное повторение словесных конструкций;
- дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
- упражнения на отдельные звуки.
В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.
В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.
А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.
Логопедические занятия для развития речи ребенка
Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.
Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.
Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.Занятия для развития мелкой моторики
Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.
Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.
Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика
Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.
Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.
Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.
Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.
Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.
Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»
Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь
Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.
Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи
Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.
Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.
Упражнения для силы голоса:
для высоты голоса:
для тембра голоса:
Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.
Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.
Логопедические упражнения на звук
Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:
Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.
Логопедические упражнения для взрослых
Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.
Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:
Дыхательные упражнения тоже не детские:
- В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
- На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
- Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.
Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.
Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.
Заключительные аккорды
Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.
Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?
«Соревнование лыжников» Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу) «Чей пароход лучше? » Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. «Кто дольше сможет подуть на листики? » У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой». «Фасолевые гонки» ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша. «Плыви, кораблик!» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пластмассовый кораблики; таз с водой.Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. «Поймай преступника» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: свисток, картинки людей Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Ребенку предлагается помочь полиции в поимке преступника, для этого ребенку показываются разнообразные картинки и при виде картинки с преступником, ребенку требуется громко засвистеть.Давай с тобой поможем полиции поймать преступника, для этого при виде картинки с вором, тебе нужно громко засвистеть.Какой ты молодец, помог полиции с поимкой вора. Теперь он будет сидеть в тюрьме.Игру можно повторить несколько раз, как в индивидуально так и с группой детей. Нужно следить, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись «Подводный мир» Цель: формирование плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: картинка с изображением подводного мира с,морские жители( бумажными) Ход игры: Даем ребенку картинку с изображением подводного мира. Предлагаем подуть на каждого обитателя.( Спасти рыбок от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка ). Кто у нас живет в подводном мире?( черепахи, рыбы, щука, сом). Давай поможем маленьким рыбкам, спастись от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка. «Жаренная рыбка» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: картинка со сковородкой и бумажная рыба Ход игры: Ребенку предлагается подуть на рыбку так , чтобы она начала подпрыгивать на сковородке. «Мяч в воротах» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: футбольные ворота, бумажный мяч, футболист Ход игры: Ребенку предлагается подуть на мяч так, чтоб загнать его в ворота. Давай с тобой поиграем в футбол ,нужно забить мяч в ворота. « Голодный слон» Цель: развитие длительного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: фигурка слона, бумажная мальма с бананами. Ход игры: Ребенку предлагается сдуть бананы растущие на пальме. Бедняжка слон никак не может достать бананы с пальмы, т.к они растут очень высоко. Давай с тобой ему поможем. «Лети, самолетик!» Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ. Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком. Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу. «Надуй игрушку» Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох. Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера. Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой. «Качели» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос. «На море»
| «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Лети, бабочка». Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки ( желтая, оранжевая, малиновая, золотая) Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. «Воздушный шарик» Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке. Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! «Вертушка» Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. «Замело елочку». Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: елочка ,снег( из пенопласта), коктельная трубочка Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку. «Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. «Мельница» Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: ветряная мельница Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его. «Гонки» Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта . Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину , чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу. «Ароматные коробочки» Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами( мандарина, чая, гвоздики) Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха. «Птички (бабочки)» Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные. Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха. «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). «Расти, пена!» Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. — Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть. Обними себя Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.
|
Методическая разработка по логопедии по теме: Картотека игровых упражнений: «Дыхательная гимнастика»
Картотека игр: «Дыхательная гимнастика»
Координация ротового и носового дыхания.
Цель: Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .
Учить правильно регулировать воздушную струю.
1.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.
Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.
2. ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.
3.ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС.
4.ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ.
5 КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ.
Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос.
Вдох через нос – задержка дыхания – выдох через рот.
Упражнение «Вдох- выдох».
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом……..
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И окружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение «Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
Упражнение « Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение « Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).
Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение «Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,
влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение «Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.
Игра «Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
Игра «Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Игра «Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает
Игра «Муравейник»
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим все кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.
Игра «Акробат».
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
Игра «Лодочки».
Дуть на лодочку из пенапласта.
Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Игра «Горка».
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.
Игра «Черепашки».
Черепашки -малыши
Очень слабы и малы.
Нужно очень постараться до воды помочь добраться.
Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.
Игра «Автомобили».
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться в перед.
Как нада ездить покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
Игра «Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
Дыхательно- голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению: Вдох через рот – быстрый , пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шёпотом, затем громко.
Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза):А, О,У,Ы,Э (шёпотом, голосом).
-Произношение двух гласных на одном выдохе.
-Произношение трёх гласных на одном выдохе.
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Игра «Эхо».
Дети распределяются на две группы.
Первая группа вместе с воспитателем громко произносит гласные звуки или сочетания гласных. Вторая группа ( «эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
Игра «Вьюга»
Перед детьми- сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга»дети громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков.
Инструкция к выполнению: Произношение согласных идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Педагог должен следить за тем, чтобы ребёнок правильно имитировал нужный звук, поощрять длину выдоха. (Отмечать время счётом).
Произношение глухих согласных на выдохе. (Ф,С,Ш,Х).
— Произношение двух согласных на одном выдохе. (Ф-С, Ш-С, Х-Ф)
-Произношение трёх, четырёх согласных на одном выдохе.
Игра «На турнике».
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держим в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох. Выдыхая произносить: ф-ф-ф-ф.
Игра «Гуси шипят»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш, выпрямиться – вдох.
Игра «Регулировщик»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить р-р-р-р.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
Инструкция к выполнению: Произнесение слогов сначала на шёпоте, затем громко на одном одном выдохе.
Повторение слогов:
— с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па-па-па, апа-апа-апа
— с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па.
— с разными гласными и одинаковыми согласными: па-по-пу.
— с разными гласными и разными согласными: па-па-ба, та-по-бу.
Игра «Часики»
Стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить . Размахивая прямыми руками вперёд – назад, произносим: тик-так.
Упражнение «Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение « К нам приехал паравоз»
П: К нам приехал паровоз.
Д: С чем?
П: С коровами.
Д: му-му-му
П: С собаками, гусями, утками. (Дети выполняют звукоподражания)
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению: Произнесение слов идёт на одном выдохе. Удлинённый выдох наращивается постепенно.
-Счёт до 5, до 10.
-Дни недели.
-Времена года.
-Названия месяцев.
Игра «Кто за кем или за чем следует?»
Воспитатель подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе).
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
Цель: Тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.
Инструкция: Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.
Пословицы:
-Береги нос в большой мороз.
-Делу время, а потехе час.
-Любишь кататься – люби и саночки возить.
Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.
Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.
-Меня зовут Оксана. И т.д.
Консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа): ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.
2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).
3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.
4. Не поднимать плечи.
5. Не надувать щеки при выдохе.
6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.
7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).
8. Упражнения проводить в игровой форме.
9. Помещение перед проведением дыхательной гимнастики необходимо предварительно проветрить.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненному водой.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Снежинка», «Листочек»
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, — то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
г. Калининград 2016г
ЛОГОПЕД
СОВЕТУЕТ
ДЫХАТЕЛЬНАЯ
ГИМНАСТИКА