- 1.3 Факторы, влияющие на умственную работоспособность
- ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ
- 174. Физическая и умственная работоспособность. Утомление в процессе
- 3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
- 2.2.Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
- Умственная работоспособность — как стать продуктивней?
- Эффективный способ повысить умственную работоспособность / Habr
1.3 Факторы, влияющие на умственную работоспособность
Тема:
«Самочувствие как один из показателей умственной работоспособности»
ПЛАН
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ І ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ……………………………………………………………………………6
Понятие работоспособности человека ……………………………………..6
Умственная работоспособность……………………………………………10
Факторы, влияющие на умственную работоспособность………………. 11
Условия эффективной умственной работоспособности…………………..14
Понятие самочувствия в психологической науке…………………….…..16
РАЗДЕЛ ІІ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ САМОЧУВСТВИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ……………………………………………………………………….17
2.1 Методы проведения исследования…………………………………………17
2.2 Результаты исследования и их обсуждение ……………………………….20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..28
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность исследования.
Работоспособность человека — умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:
физиологические — возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
физические — воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;
психические — включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
Умственная работоспособность − объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности.
А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Научными наработками по данной теме занимались такие исследования: Р.А. Абзалов, А.И. Зиятдинова, В.К. Бальсевич, В.Г. Бауэр, В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, А.Ю. Рябов, Ю.И. Винокуров, Р.А. Корнеев, В.М. Осьминин и др. Их научные воззрения и станут методологической базой нашего исследования.
Однако, не смотря на достаточно частое обращение внимания ученых к данной проблематике, влияние самочувствия на умственную активность раскрыто не достаточно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таки образом, мы можем констатировать, что тема нашего исследования, − «Самочувствие как один из показателей умственной работоспособности», − является актуальной.
Организация и методики исследования:
Объект исследования – факторы, влияющие на умственную работоспособность.
Предмет исследования − самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Цель исследования – теоретически изучить самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «умственная работоспособность».
Выявить факторы и показатели умственной работоспособности.
Охарактеризовать условия эффективной умственной работоспособности.
Проанализировать понятие самочувствия в психологической науке.
выявить дальнейшие перспективы исследования.
Используемые методики:
— анкета «Расскажи о школе»
— Длительность индивидуальной минуты (ИМ)
— «Умственная работоспособность по Крепелину»
Эмпирическую базу исследования составила выборка респондентов общей численностью 48 учащихся (27 мальчиков и 21 девочка) в возрасте 6,5 — 8 лет, обучающихся в 1-х классах (1 «А» класс — экспериментальный класс, 1 «Б» класс — контрольный класс).
Объем и структура работы:
Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной литературы.
Объем работы – 29 страниц.
РАЗДЕЛ І. ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Понятие работоспособности человека
Поскольку началом исследований устойчивости человека к различным факторам окружающей среды лежит через понятие «физическая работоспособность», то наиболее чётко этот вопрос освещен в спортивных науках: теории и практике физической культуры, физиологии спорта, биохимии спорта, спортивной медицине, психологии спорта и др. В них в последнее время стало более корректным говорить не о работоспособности, а о двигательных способностях человека.
Под термином «физическая работоспособность» принято считать потенциальную способность человека проявить максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе [2].
Максимальное физическое усилие – понятие условное, так как известно, например, что высококвалифицированные спортсмены при высоком уровне мотивации и волевого напряжения устанавливают личные рекорды. Кроме того, медицинская практика свидетельствует, что в условиях чрезвычайной опасности или при психическом возбуждении человек способен проявить [5] физические усилия, намного превышающие нормальный уровень физической работоспособности.
Работоспособность человека — его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Работоспособность — величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.
Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.
Поддержание работоспособности на оптимальном уровне — основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха — это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим — такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени [1].
В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.
И. В. Аулик [2] полагал, что характер нагрузки, её интенсивность и длительность определяют значение отдельных факторов для успешного завершения работы. Так, например, при быстрой ходьбе энергопродукция в мышцах осуществляется аэробным путём. Темп и длительность ходьбы лимитируется только аэробными механизмами превращения энергии, в то время как остальные факторы работоспособности практического значения не имеют. Однако, при быстром беге к мышцам ног не поступает достаточного количества кислорода. Освобождение энергии происходит преимущественно анаэробным (бескислородным) путём. Поэтому принято говорить об аэробной или анаэробной производительности, т. е. работоспособности.
При массовых исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности, что принято считать главным фактором работоспособности. Нельзя, однако, по уровню отдельных факторов судить о физической работоспособности в целом. К сожалению, иногда оценка ей даётся только на основе измерения максимума потребления кислорода или же мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений стабилизируется на уровне 170 уд/мин (показатель PWC170).
В спортивной литературе в понятие «физическая работоспособность» вкладывают различный смысл, начиная от результатов эргографии пальца и кончая различными физиологическими и эргометрическими показателями при мышечной работе субмаксимальной или максимальной мощности. Нередко используют термины «общая» и «специальная» работоспособность, или просто называют «физическая выносливость».
Кстати, последнее не совсем корректно. Правильнее было бы говорить о «выносливости» преимущественно к аэробной или анаэробной работе, но обязательно указав её локализацию (локальная, региональная, глобальная), а также характер (статическая, динамическая, циклическая или ациклическая).
В различное время суток организм человека по- разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время — с 3 до 4 часов. При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими. Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным. В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке [15].
Умственная работоспособность
Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта [3, С.16-17].
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели.
За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых.
Темп роста умственных показателей растет с возрастом ребенка.
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
У здоровых детей 6—7 лет, которые поступают в школу, но не готовы к обучению, работоспособность снижается на 50 % процентов от тех детей которые готовы к обучению в школе. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников [16].
В повседневной жизни необходимо чередование умственной деятельности с физической.
Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.
Резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности.
Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний[17].
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.
Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратностью.
Для успеха в деятельности так же большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3-я — психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента.
Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения.
Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения.
Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов.
Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.
Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия и вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Установка также влияет на эффективность работоспособности.
В определенной мере снижение работоспособности можно представить, как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма [10].
ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ
Рассматривая работоспособность человека, можно говорить о том, что она является возможностью к определенной деятельности человека в конкретных условиях времени и установленных параметрах производительности труда. Работоспособность может отражать способность человека быть дееспособным к реализации определенных действий, а также выражать сущность его успеха и итог освоения тех или иных навыков и умений. [8, с. 63]
Все знания и навыки, которыми обладает человек, его психологические и физические качества являются основой для профессиональной деятельности в различных отраслях. Это приводит к тому, что для успеха в какой-либо деятельности важнейшим фактором становятся работоспособность человека, а также его мотивация к достижению поставленных задач и целей, требуемых для достижения поставленных в профессиональном плане действий.
Рассматривая различные факторы, которые оказывают влияние на работоспособность человека, можно говорить о том, что они могут влиять как по-отдельности, так и все вместе. Данные факторы могут быть разделены на три основные категории:
- физиологические факторы, формируются на основе состояния здоровья человека, его питания, сна и т.д.;
- физические факторы, связанные с воздействием на организм психологических факторов и состояния окружающей среды;
- психические факторы, которые обосновываются эмоциональным состоянием, уровнем самомотивации и т.д. [4]
Рассматривая физическую и умственную работоспособность студентов, можно говорить о том, что они находятся в наиболее выгодном физическом состоянии для реализации интеллектуальной и профессиональной деятельности. В области выявления влияния различных факторов на уровень работоспособности студентов существует значительное число различных исследований, большая часть из которых говорит о том, что благодаря своему возрасту студенты способны нивелировать влияние различных отрицательных факторов на свою работоспособность.
Стоит также отметить, что эффективность освоения материала и обучения в более зрелом возрасте значительно снижается, что позволяет говорить о том, что именно студенты обладают наибольшей работоспособностью и способны осваивать больший объем информации в кратчайшие сроки.
Изучив исследования в области характеристики мышления, памяти и других индивидуальных характеристик студентов, можно отметить, что они наиболее способны к интеллектуальной и физической деятельности, в том числе и высоким перегрузкам. Многие исследователи также отмечают, что чем выше интеллектуальная нагрузка на студента, тем в большей степени они нуждаются в физических нагрузках. [6, с. 145]
Это связано с тем, что физическая нагрузка на студентов позволяет повысить эффектность интеллектуальной деятельности, а также существенно снизить влияние негативных факторов на работоспособность. Таким образом благодаря физическим нагрузкам и активному отдыху происходит активизация всех интеллектуальных возможностей студентов, а также ресурсов головного мозга.
Рассматривая физическую и интеллектуальную работоспособность студентов, можно говорить о том, что они представляют собой обратное отражение утомления человека. Это связано с тем, чем выше физические нагрузки, тем ниже будет работоспособность человека. [2]
Многие исследователи сходятся во мнении, что физическая утомляемость может быть приравнена к снижению способностей организма и сокращению интеллектуальной активности человека.
Исследуя физическую и интеллектуальную работоспособность, можно говорить о том, что они связаны с быстротой и характером утомления человека. Также можно отметить, что снижение работоспособности проявляется и через дефицит восстановительных процессов в организме, сокращении производительности и эффективности интеллектуального труда студентов.
Рассматривая физическое переутомление у студентов разного возраста, можно отметить, что оно связано как с местными, так и с общими физическими перегрузками. Формирование таких перегрузок происходит при изменении активности и функциональной направленности активности нервных окончаний, а также с изменениями отдельных особенностей передачи нервных импульсов в организме. [1]
Рассматривая умственное переутомление человека, можно отметить, то оно формируется при существенном сокращении работоспособности человека, в соответствии с отдельными личностными характеристиками человека. Умственное утомление чаще всего связывается с сокращением возможности к запоминанию, которое связано с выходом из внимания человека определенного объема информации.
Возникновение умственного переутомления связано с сокращением силы памяти, которое связано с продолжительностью умственной деятельности человека, а также определенными функциональными переменами в организме человека из-за долговременного отсутствия физической нагрузки. [7, с. 972]
Проявление умственного переутомления связано с ухудшением состояния человека в области сердечно-сосудистой системы, а также различными заболеваниями. Данные проблемы чаще всего связываются с низким объемом работы мускульной системы человека, что приводит к слабому кровообращению в головном мозге человека, а также торможением отдельных зон коры головного мозга.
Умственное переутомление приводит к высокой утомляемости человека, сокращению интеллектуальной и физической трудоспособности, а также ухудшению состояния мышц и проблемам с позвоночником, поскольку чаще всего умственная деятельность связана с «сидячей» работой.
Рассматривая интеллектуальную активность студентов, можно говорить о том, что она связана с высоким уровнем интеллектуальной деятельности и высоким уровнем эмоциональных перегрузок. Также большой проблемой является рабочая поза учащихся, которая приводит к тому, что мускульный каркас вынужден удерживать тело в одном и том же положении достаточно длительный промежуток времени. При этом происходят ненормированные физические перегрузки, которые приводят к высокому уроню утомления человека и формируют предпосылки для накопленной усталости в организме человека.
Для предотвращения физического и интеллектуального утомления студентам необходимо постоянно чередовать виды работ, что позволяет за короткие промежутки времени восстанавливать силы и обеспечивать должную физическую нагрузку и интеллектуальное расслабление.
Рассматривая такие чередования нагрузки, можно говорить о том, что физическая нагрузка позволяет на уровне тела восстановить сил достаточно просто, это связано с тем, что после сложной физической нагрузки организм способен восстановится за несколько дней, а при интеллектуальной утомляемости период восстановления может занимать даже несколько недель.
При этом для полного восстановления интеллектуальной работоспособности человека срок в несколько дней, за счет каникул между сессиями для студентов, чаще всего критически не хватает для полного восстановления организма, если отсутствуют периоды физической активности во время сдачи сессии. Это приводит к сокращению эффективности образовательного процесса.
Наиболее результативная модель отдыха при интеллектуальном труде – активный отдых в виде небольшого физического работы либо занятий физическими упражнениями. Рационально выбранный порядок трудового дня и физкультурно-спортивные занятия значительно могут помочь в снятии утомления.
Способность человека к продолжительному и напряженному труду во многом ограничивается его личными физическими способностями. Но физические возможности человека могут быть изменены под воздействием сосредоточенного использования средств физической культуры и спорта. Подобные занятия увеличивают степень функциональных способностей, физическую и психологическую стабильность; уменьшают заболеваемость; гарантируют значительную насыщенность и индивидуальную эффективность работы. Все это без исключения подчеркивает значимость для будущего профессионала заранее, уже во время обучения, позаботиться об обеспечении собственной физической и психологической готовности к интенсивному профессиональному труду.
Обобщенные данные эффективного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние значительной работоспособности учащихся ВУЗов в учебно-рабочем деле, следующие:
- продолжительная поддержка работоспособности в учебном труде;
- ускоренная адаптируемость;
- эмоциональная стабильность к сбивающим условиям;
- успешная реализация учебных требований и приличная успеваемость;
- высокие дисциплинированность и организация в учебе, быту, отдыхе;
- разумное использование свободного времени с целью индивидуального и профессионального развития.
Необходимо отметить, что комбинация учебы со спортивными занятиями обязано обладать оптимальным балансом, который находится в зависимости как от личных качеств и возможностей отдельного лица, так и от условий учебного работы, быта и наличия спортивных баз.
Регулярные занятия физическими упражнениями, и, главное, учебно-тренировочные обучения в спорте, оказывают позитивное влияние на психические функции, с младенческого возраста формируют интеллектуальную и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности.
Список литературы:
- Физическая работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://medbiol.ru // Биология и медицина (дата обращения: 12.12.2017)
- Работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://www.up-pro.ru // Управление производством (дата обращения: 12.12.2017)
- Особое состояние студентов во время экзаменов [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org // Физическая культура студента и жизнь (дата обращения: 12.12.2017)
- Физиология человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksmed.com/fiziologiya/565-fiziologiya-cheloveka-pokrovskij-uchebnik.html (дата обращения: 12.12.2017).
- Николаева И.В., Николаев П.П. Физическая культура и спорт в жизни студента // Интеграция инновационных систем и технологий в процесс физического воспитания молодежи: Сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет, Министерство образования и науки Ульяновской области. – 2010. – С. 171-175.
- Суркова Д.Р., Шиховцова Л.Г., Николаев П.П. Факторы и приоритетные направления формирования здорового образа жизни студентов // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2015. – С. 145-147.
- Шиховцова Л.Г., Николаев П.П. Роль здорового образа жизни и занятий спортом в жизни студентов Самарского государственного экономического университета / Наука XXI века: актуальные направления развития: Материалы международной заочной научно-практической конференции, 20-21 апреля 2015, Самара. – С. 970-973.
- Николаева И.В., Шиховцова Л.Г., Николаев П.П. Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов СГЭУ / Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 15 апреля 2013, Самара. – С. 62-65
174. Физическая и умственная работоспособность. Утомление в процессе
целенаправленной деятельности. Периоды отдыха.
В результате интенсивной умственной работы развивается нервно-психическое утомление. Его признаками являются ухудшение восприятия, внимания, памяти, мышления, а также слабость и сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают раздражительность. Однако нервно-психическое утомление, в отличие от мышечного, быстро исчезает при определенных условиях. Это смена вида деятельности, обстановки и даже изменение настроения. Следовательно нервно-психическое утомление связано не с нарушением метаболизма в нейронах ЦНС, а со снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору.
При чрезмерно интенсивной умственной работе возникает выраженное психоэмоциональное напряжение, вызывающее информационный или эмоциональный стресс и истощение резервов нервной системы. Появляются тревожность, отвращение к работе, развивается депрессия. Более того, вследствие ухудшения трофики миокарда уменьшается амплитуда зубца Т электрокардиограммы. Это свидетельствует и о перенапряжении функций сердечно-сосудистой системы. Поэтому у людей, занимающихся интенсивным умственным трудом, часто развиваются гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца.
Для оценки интенсивности умственного труда используются данные электроэнцефалографии, а также психологических тестов на внимание, память, восприятие, скорость сенсомоторных реакций.
Физическая работа разделяется на динамическую и статическую. Динамическая выполняется в том случае, если в результате нее происходит периодическое изменение длины скелетных мышц. Статическая, если их длина длительное время не изменяется (примеры). При физической работе в первую очередь изменяются функции висцеральных систем. Усиливаются дыхание, кровообращение, изменяются терморегуляция и состав крови. Частота сердечных сокращений возрастает в течение первых 10 минут работы и в дальнейшем остается на этом уровне. Ударный объем крови также возрастает в начале работы и после не повышается. В норме систолическое давление растет, а диастолическое нет или несколько снижается. Все эти параметры деятельности сердечно-сосудистой системы изменяются в соответствии с интенсивностью труда. Возрастает минутный объем дыхания и потребление кислорода. Однако усиление дыхания не покрывает потребности организма в кислороде. Поэтому развивается кислородная задолженность. Одновременно, вследствие гипервентиляции возникает гипокапния. Легкая и умеренная работа не влияют на рН крови. При тяжелой наблюдается метаболический ацидоз из-за накопления лактата в крови. Повышается содержание лейкоцитов и эритроцитов в крови. Физическая работа изменяет процессы терморегуляции. Главным является усиление потоотделения. Оно обусловлено ростом теплопродукции в мышцах. В основе изменений висцеральных функций организма лежит активация симпатоадреналовой и гипоталамогипофизарной систем. Выброс адреналина и глюкокортикоидов стимулирует сердечную деятельность, дыхание, распад гликогена, образование глюкозы.
Вследствие тяжелой или длительной физической работы наступает утомление, являющееся защитной реакцией. Это временное снижение работоспособности, выражающееся снижением количества и качества работы. Признаки физического утомления делятся на субъективные и объективные. Субъективным является чувство усталости. Объективные критерии — это уменьшение мощности выполняемой работы, а также нарушение рабочего стереотипа, т.е. стандартной последовательности действий.
В отличие от умственной, физическую работу можно оценить в физических величинах. В качестве критерия тяжести физического труда используется показатель мощности. Легкая работа выполняется при мощности до 20 Вт, средней тяжести до 45 Вт, тяжелая до 90 Вт и очень тяжелая более 90 Вт.
3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов – до высших центров коры больших полушарий мозга. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей.
Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
Для нормальной деятельности мозга нужное чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.
Объем двигательной активности
Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».
Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65%,а во время экзаменов и того меньше – 39-46% от уровня. А когда студенты на каникулах, уровень физической нагрузки отражает естественную потребность молодых людей в движениях.
Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.
Рядом отечественных и зарубежных авторов научно обоснована норма двигательной активности современного человека – 14-20 тысяч шагов в день, примерно 7-10 км. До такой нормы не дотягивает даже половина горожан. Немало людей, кто отождествляет с физической работой служебную суету по кабинетам, аудиториям, коридорам учреждений, учебных заведений, передряги на городском транспорте, хождение по магазинам. Такие нагрузки создают ощущение большой усталости психической, но не физической.
2.2.Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
Умственная и физическая работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, если соответствующим образом применять физические упражнения. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.
Утомление — это состояние, которое возникает вследствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости. Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.
Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других системах, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим или физическим напряжением — все это может привести к переутомлению.
Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, граничит с заболеванием, имеет более длительный период восстановления. Оно является следствием того, что мозг человека, обладая большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.
Средствами восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, установление строгого гигиенического образа жизни. Ускоряют процесс восстановления также достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня, массаж и самомассаж, фармакологические средства и физиотерапевтические процедуры, психорегулирующая тренировка и другие реабилитационно-восстановительные мероприятия (см. главу 8).
2.3.Основные факторы производственной среды в строительстве и их неблагоприятное влияние на организм человека
Существенное значение для производительности труда и охраны здоровья работников строительных специальностей имеют направленность (сфера) производственной деятельности, конкретные производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психофизиологических качеств. Например, работа оператора, диспетчера, связанная с управлением автоматами в технических системах, требует развития двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Деятельность по наблюдению и контролю (чтение показаний приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, хорошей реакции слежения. Монтаж, сборка, ремонт аппаратуры, оборудования требуют высокой координации движений, специальной мышечной выносливости. Для работы на малых вычислительных машинах и компьютерах необходима тонкая координация пальцев рук, выносливость зрительных анализаторов. При коллективной работе необходимы развитые коммуникативные способности и т.д.
Производительность труда, состояние здоровья и уровень работоспособности человека в значительной мере зависят от воздействия факторов внешней производственной среды. Эти факторы в отдельности и особенно в комплексе могут оказывать неблагоприятное влияние на организм человека в процессе производственной деятельности, к ним относятся метеорологические условия (микроклимат), шум, вибрация, укачивание, радиационное излучение, освещенность рабочего места, экономическая и психологическая напряженность, режим труда и др.
Метеорологические факторы характеризуются сочетанием температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха. Систематические отклонения от нормального (комфортного) метеорологического режима в производственных помещениях приводят к хроническим простудным заболеваниям, заболеванием суставов, тепловым ударам, судорогам, стрессовым состояниям. Реакция организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе на период акклиматизации. Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности после утомления.
При проведении работ в кессонах, проходке тоннелей, при монтажных работах на высоте и т.п. человеческий организм подвергается воздействию резких перепадов температуры воздуха и атмосферного давления, а также воздействию шума, вибрации, газовых потоков и др., все это может приводить к общим и профессиональным заболеваниям. Резкое изменение барометрического давления, например, может сопровождаться нарушением функции вестибулярного аппарата и среднего уха, потерей координации движений. Отрицательное воздействие на органы слуха и нервную систему оказывает также высокий уровень шума.
Под воздействием вибрации может развиваться так называемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, тепловая и болевая чувствительность; поражаются кровеносные сосуды; происходят нежелательные изменения в суставах и т.д.
Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.
В настоящее время в результате негативных последствий развития атомной энергетики интенсивность радиационного излучения, по сравнению с естественным фоном, значительно повышена. В связи с этим весьма важным является вопрос о возможности повышения стойкости организма человека к действию проникающей радиации посредством специальной физической подготовки. Исследования показывают, что при несмертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность будет восстанавливаться раньше.
Освещение рабочего места — один из важнейших факторов трудовой деятельности. Главные проблемы, связанные с органами зрения, на производстве касаются адекватности и удобства освещения. Достаточная (оптимальная) освещенность рабочего места положительно влияет на органы зрения, снижает утомление. Неудовлетворительное освещение вызывает преждевременное утомление, глазные болезни, головные боли и может быть причиной травматизма.
Умственная работоспособность — как стать продуктивней?
План:
— Умственная работоспособность.
— Факторы, влияющие на умственную активность.
— Периоды умственного труда.
— Видео.
______
______
Под работоспособностью человека принято понимать его способность развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.
Она определяется многими факторами, основными среди которых являются: индивидуально-типологические особенности, уровень и состояние здоровья, мотивация, настроение и т. д
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели.
За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых.
______
— Факторы, влияющие на умственную активность.
______
В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1) физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.
При умственной работе имеет значение многие, на первый взгляд, мелкие факторы:
1) известно, что занимающиеся в помещении с температурой воздуха 27єС делают к концу занятий в 2-2,5 раза больше ошибок, чем при занятиях в помещении с температурой 18-20є С;
2) работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1%;
3) шум, как вредный раздражитель, известен давно, он не только утомляет, но и ухудшает настроение. Выдающийся психиатр В.М.Бехтерев ещё в 1911-1915гг. наблюдал, что громкая музыка вызывала у иных людей припадки, напоминающие эпилептические — с судорогой и потерей сознания. При хроническом воздействии шум снижает работоспособность, порождает головные боли, головокружение, снижает остроту слуха, ослабляет память, вызывает подавленность, апатию, замедленность движений. Следует подчеркнуть, что бытовой шум вреден даже в тех случаях, когда сам человек никаких жалоб не предъявляет. Утомляемость, раздражительность, расстройство сна подкрадываются в таких случаях постепенно, так, что люди зачастую своё недомогание и не связывают с влиянием шума; (Читайте также о том, как доводить работу до конца).
4) тишина в быту — важный для здоровья фактор, бороться за который должны все без исключения. Необходимо думать не только о собственном удовольствии, но и покое тех, кто проживает за стенкой. Будем же, не стесняясь напоминать друг другу: — «Тише, товарищи, здоровье требует благодатной тишины!»;
5) большое влияние на продуктивность работы оказывают положительные эмоции — музыка, тона окружающих человека красок, социальная благоустроенность трудовых и бытовых мест. Отодвигая время утомления, они как бы способствуют мобилизации физических резервов организма. Например, результатом эксперимента в одном НИИ, где работают в основном женщины, наблюдалось увеличение производительности труда при дополнительной установке зеркал в коридорах и бытовой комнате, что привело и к улучшению настроения.
______
— Периоды умственного труда.
______
1) Период врабатываемости.
Продолжительность от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы. Эти колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы и механизмов ее нервной регуляции.
2) Период оптимальной работоспособности.
Отличается стабильными показателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы.
Узнайте как стать умнее и быть во всем лучше других!
3) Период полной компенсации.
Отличатся оптимальной работоспособностью Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспособности внешне не наблюдается. Поскольку волевое усилие реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций, то по мере нарастания нервно-психического напряжения увеличиваются сдвиги со стороны внутренних органов. Второй и третий периоды отличаются по наибольшей продолжительности во времени по сравнению с другими периодами.
4) Период неустойчивой компенсации.
Характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень снижения работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его физического состояния и диапазона компенсаторных возможностей организма, а также типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости, разнообразие в показателях изменения функций различных систем. Причем, величины одних показателей возрастают, других снижаются, а третьи остаются без изменения. Такое состояние отражает закономерности функционирования организма, как единого целого, включает реакции непосредственного обеспечения выполнения работы, компенсаторные, мобилизационные реакции и др.
5) Период прогрессивного снижения работоспособности.
Характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.
Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхронизатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Показатели функционального состояния ССС, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется. Читайте также о том, как повысить работоспособность.
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Видео:
Эффективный способ повысить умственную работоспособность / Habr
В прошлой заметке я писал о том, чего не стоит делать, если у вас проблемы с работоспособностью. В этой части я расскажу об эффективном способе, не требующем медикаментов. Медикаменты — это только поддержка, дополнение. Но способ этот требует организованности и силы воли, а потому так нелюбим большинством из нас.Сперва расскажу немного о некоторых базовых принципах работы нервной системы. Не претендую тут на полноту, скорее, я намеренно сократил изложение, дабы понятно было большинству.
Работа нервной системы — это процессы возбуждения, торможения, проведения, интеграции. Нейроны принимают и обрабатывают сигналы, проводят их по своим отросткам и взаимодействуют друг с другом.
Проведение сигнала по отросткам нейронов — это электрическая активность. Вдоль отростков распространяется изменение поляризации мембраны, этот процесс требует энергии, затрачиваемой на работу ионных насосов.
Еще один важный процесс — синаптическая передача. Одна клетка выделяет в синаптическую щель молекулы-посредники, медиаторы, которые действуют на рецепторы другой клетки, стимулируя или угнетая ее активность.
Активность нейронов требует энергии. Много энергии. Откуда она берется? Одним из самых важных биологических процессов является дыхание. На уровне клетки дыхание означает окисление питательных веществ и получение энергии. Расскажу очень упрощенно. Кислород и питательные вещества поступают в ткани с артериальной кровью. Далее они попадают в клетку. Там есть целые цепи ферментов и коферментов, работа которых и обеспечивает окисление питательных веществ кислородом. Образуется углекислый газ, вода и другие продукты. Они должны быть выведены из клетки и из ткани в кровь.
Помимо дыхания есть еще очень много биохимических процессов. Например, синтез составных частей клетки (той же мембраны, ферментов, ионных насосов и др.), а также медиаторов. Все эти процессы также требуют энергии, питательных веществ, ферментов и коферментов. Нет медиаторов — нет синаптической передачи.
Работу нервной системы не стоит рассматривать только на клеточном уровне. Есть надклеточные структуры: группы нейронов, ядра и центры головного мозга, а также такая, во многих отношениях загадочная штука, как ретикулярная формация, а еще эпифиз, лимбическая система. Они оказывают влияние на кору головного мозга.
Есть структуры в головном мозге, которые характеризуются циклической активностью. Они стимулируют или подавляют активность других структур. Одним из важных циклов является суточный. Циклическое изменение активности нейронов крайне важно для процессов восстановления. Восстановиться должны запасы питательных веществ, макроэргических соединений, медиаторов, составных частей самой клетки. Должны образоваться новые связи между нейронами. В самих нейронах должны произойти структурные изменения.
Кстати, применяя стимуляторы, вы просто «сжигаете неприкосновенный запас». Как тупые партийные номенклатурщики, чтобы повысить в отчетах производство мяса, пускали на бойню молочные стада, так и вы, принимая кофеин, «энергетики» и тому подобные вещества, медленно убиваете свои нейроны.
Естественный и стабильный режим суток — самое эффективное средство
Естественный, устойчивый режим суток — это самое эффективное средство. Притом немедикаментозное. И это средство — самое недооцененное и самое нелюбимое большинством из нас. Можно жрать таблетки, но без режима суток можно практически с тем же эффектом спускать их в сортир.Режим суток — это не просто «спать восемь часов». Кому-то хватает и шести, кому-то —девяти. Самое важное — выработать и поддерживать устойчивый суточный ритм. И не абы какой, а естественный. Естественным для человека разумного является пробуждение утром, бодрствование днем, отдых вечером и сон ночью.
Предвидя нашествие безумных красноглазых кодеров, которые патологически гордятся тем, что они «совы», скажу, что после возвращения «сов» к естественному циклу повышается их продуктивность, улучшается настроение. На самом деле, деление на «сов» и «жаворонков» достаточно условное. Среди тех, кто ночью работает лучше, чем днем, настоящих «сов» почти нет. Есть просто люди с устойчивым неестественным суточным циклом.
У каждого человека чуть-чуть отличается температура тела, частота сердечных сокращений, частота дыхания. Но у этих параметров, тем не менее, есть норма. Как нормальной температурой в подмышечной впадине является 36,6 градусов по Цельсию, так и нормальным ритмом является тот, который я описал, назовем его «утренним».
Я и сам переживал периоды, когда ночью работается лучше, чем днем. Но давайте посмотрим на эту ситуацию следующим образом. Возьмем за 100% максимальную работоспособность человека. А теперь сделаем его «совой». Он днем будет клевать носом и работать процентов на тридцать, а к ночи будет активизироваться процентов, скажем, до семидесяти. Но все равно он не достигнет того максимума и того комфортного состояния, которое было бы при естественном биологическом ритме Homo Sapiens.
Миллионы лет все живое на Земле подчинено суточному ритму. И почти все живое получает этот ритм благодаря циклическому изменению освещения. Одним из веществ, циклически вырабатываемых в мозге, является мелатонин. Примерно 70% его секреции приходится на ночные часы. Эпифиз увеличивает выработку мелатонина, когда темно.
Очень важно ложиться спать и просыпаться примерно в одно и то же время. Я рекомендую ложиться спать примерно в 23:30 и просыпаться примерно в 7:30. Можно ложиться спать и в другое время, чуть раньше или чуть позже. Важно стабильно просыпаться.
И снова предвижу возражения насчет «дедлайнов», «завалов на работе». Напомню байку про двух дровосеков, которые устроили соревнование. Один рубил без остановки, а топор другого периодически замолкал. И когда второй дровосек прекращал рубить, первый слышал это и начинал рубить еще быстрее. Каково же было его удивление, когда оказалось, что второй дровосек нарубил в два раза больше. «Как же так, ведь ты каждый час останавливался и ничего не делал?» — спросил первый. «Как это ничего? Я отдыхал и точил топор», — ответил ему второй.
Вы гораздо лучше справитесь с «дедлайнами» и «авралами», если ваш топор будет острым. Помните, я говорил о процессах синтеза, о восстановлении запасов нейромедиаторов и энергетических соединений? Так вот, во время здорового сна они и восстанавливаются. И еще множество малоизученных процессов происходит. Некоторые авторы считают, что именно во сне формируются новые связи между нейронами, а информация фиксируется в долгосрочной памяти.
Просыпаемся легко
Кстати, о правильном пробуждении. Если вы просыпаетесь незадолго до того, как зазвонит будильник, не надо «досыпать». Надо вставать. И если будильник зазвонил, а просыпаться не хочется, все равно надо вставать. Вставать в буквальном смысле этого слова. Вы даже не представляете, насколько важно принять вертикальное положение тела. В большинстве случаев сонливость тут же уходит. Вы будете удивляться тому, что минуту назад считали невозможным выползти из-под теплого одеяла.Пробуждению способствуют стабильные утренние «ритуалы». Контрастный душ «смывает» сонливость. Ключевое слово здесь — стабильность. Организм привыкнет к тому, что надо не просто проснуться, а еще и сделать что-то бодрящее.
Чуть выше я говорил о суточных ритмах, мелатонине и роли освещения. Так вот, очень здорово будет, если просыпаться вы будете при свете. Есть будильники, которые сперва включают свет, а потом уже, если вы не проснулись, звонят. О роли освещения в течение рабочего дня я еще расскажу чуть позже.
Засыпаем легко и спим хорошо
Если у вас нет патологии, то стабильный суточный ритм с утренним пробуждением через некоторое время приведет к тому, что засыпать будет легко.Очень важно, чтобы в комнате не было слишком светло, а также жарко или душно. И еще — чтобы не был заложен нос. Бывает, что человеку, жалующемуся на утреннюю «разбитость», делают мониторинг сна. Выясняется, что бедняга просыпается за ночь по 10 раз, но этого просто не помнит. Оказывается, у него проблемы с носовым дыханием.
Не используйте снотворных. Их принцип действия основан на угнетении нервной системы. Это не то, что нам нужно, да и побочные эффекты бывают очень нехорошими.
Чтобы перестроить организм на нормальный ритм, помогает препарат «Мелаксен». Это таблетки мелатонина, вещества, вырабатываемого эпифизом, когда нам пора баиньки. Можете использовать его в течение примерно 5-7 дней, не более, по одной таблетке за 15 минут до сна (большая часть этого препарата будет выведена за 45 минут) Обязательно запить хотя бы половиной стакана воды (как и любую таблетку, чтобы не прилипла к пищеводу, такое бывает). Это — не снотворное в привычном смысле этого слова. Этот препарат помогает мозгу перестроиться на нормальный ритм.
Перед сном также можно применять глицин. Надо правильно его применять: не глотать, а помещать под язык или за щеку.
Еще я слышал про такие будильники, слиптрекеры, которые будят человека в подходящую фазу сна. Сам не пробовал, на пациентах не применял, но штука интересная.
Чтобы засыпать легко, неплохо бы за 3-5 часов до сна получить умеренную аэробную физическую нагрузку. И тут мы затронем следующую тему — гиподинамию.
Борьба с гиподинамией
Я не буду подробно останавливаться на патологических механизмах гиподинамии. Скажу лишь, что мы все страдаем от нее. Вы даже не представляете, каков тот поистине огромный дефицит движения, который испытывает городской житель. Особенно IT-шники.Два хороших способа — утренняя пробежка или велосипед. Для себя я выбрал велосипед. На личном или общественном транспорте при нынешней загрузке питерских улиц мне ехать около 50-70 минут. Столько же — на велосипеде.
Час стояния в пробках или толкотни в потном метро я меняю на тот же час умеренной аэробной нагрузки. Столь дорогое время я не трачу дополнительно, как если бы после работы ехал в фитнес-центр и крутил педали на тренажере. Кстати, оказалось, что в метро потеешь больше.
Рекомендую вставать и выезжать пораньше, до часа пик и пробок. Во-первых, воздух будет еще свежий. Во-вторых, безопаснее. В-третьих, вы приедете на работу, а там народа немного, проще сконцентрироваться. И, наконец, не всегда сразу после сна есть аппетит. После велопрогулки аппетит будет хороший, пища усвоится лучше, да и бодрость будет.
Вернувшись на велосипеде домой, вы будете иметь еще несколько часов, чтобы «успокоиться». Вечерний душ я рекомендую принимать не контрастный, а теплый.
Не все и не всегда могут позволить себе кататься на велосипеде. Поделюсь своим «лайфхаком». Выходите из транспорта за одну-две остановки и проходите их пешком. Или легко бегом.
Отдых на работе
Тема отчасти пересекается с гиподинамией. Как обычно «отдыхают» IT-шники? Сходят, нальют кофе, почитают блоги, поиграют во что-нибудь, покурят (луч поноса табачным компаниям).Отдых — это смена деятельности. Это многие знают, но ни фига не применяют. Смена «Фотошопа» на «Башорг» — это не отдых, хотя и лучше, чем «тупить» над макетом, когда голова уже не варит.
Правильно отдыхать так: встать из-за компьютера, открыть окно, выйти из комнаты и заняться хотя бы какой-нибудь физической активностью, не думая о работе и «дедлайнах». У нас для этого есть настольный хоккей, дартс и бадминтон в теплую погоду. Вы можете хотя бы поприседать и отжаться несколько раз. А еще пищу принимать лучше не на рабочем месте, а хотя бы пройтись куда-нибудь в кафе.
Во время длительного сидения одни группы мышц и нервных клеток получают статическую нагрузку, другие же расслаблены. Физическая активность позволяет восстановить тонус расслабленных мышц и сосудов, восстановить нормальный кровоток, ускорить вывод из организма продуктов жизнедеятельности клеток.
Для хорошего отдыха в течение рабочего дня важна смена деятельности, физическая активность, отвлечение от проблемы и смена обстановки (выйдите же из кубикла, наконец!)
Отдых вне работы
Тут можно выделить две большие части: «после работы» и «в отпуске». Про отпуск я долго рассказывать не буду. Скажу лишь, что толк от отпуска будет при смене обстановки. В этом и заключается его главный психотерапевтический эффект. Надо уехать, забыть о работе, проблемах, включать телефон и компьютер только по необходимости.Чуть подробнее остановимся на регулярном отдыхе «после работы». Я рекомендую несколько видов такого отдыха: подвижные игры (футбол, бадминтон, теннис), пробежки, велосипед, ролики, а также бассейн. Бассейн — это вообще очень здорово, хотя бы раз в неделю. А вот всякие тренажерные залы не дадут такого эффекта, как аэробные двигательные нагрузки.
Еще одна штука, о которой мало кто знает. Уборка по выходным — это не просто «навести чистоту и порядок». Это — психотерапевтическое средство. Я не буду тут расписывать механизмы, просто поверьте доктору 😉 Убирайтесь в квартире, на рабочем месте или даже почистите комп. Освежите свое пространство.
Мои коллеги, занимающиеся лечением неврозов, употребляют такое понятие, как «психологический микроклимат» и «микроокружение». Используйте выходные для того, чтобы устраивать смену этого окружения. В идеале, конечно, выезжать куда-то за город, но получается далеко не всегда.
Не лишен здравого смысла совет одного моего коллеги: отдыхай иногда от тех, с кем работаешь, даже если они очень хорошие и интересные люди.
Старайтесь максимально разнообразить свою жизнь. Если вы едете на работу одним маршрутом — пробуйте другие. Покупаете все в одном магазине — попробуйте соседний. Едите все время макароны — попробуйте вареные носки (вы дочитали до этого места, хо-хо) Не замыкайтесь только на специальной литературе. Заведите себе некомпьютерное хобби, ходите иногда в кино, театры, музеи. Это звучит банально, но уже за три месяца вы действительно получите значимый эффект.
Медикаменты
Про глицин, ноотропы и витамины уже много было сказано. Скажу и я пару слов.Поливитамины, особенно препараты вроде «Витрум Суперстресс» принимать только в указанной дозировке. Обычно это одна таблетка в сутки. Принимать утром, за завтраком. Дозу не превышать! Длительность курса витаминов — 30 дней, потом делайте перерыв на 1—2 месяца.
Ноотропил. Относительно безопасный препарат, обладает антигипоксическим действием, улучшает процессы клеточного дыхания. Не злоупотребляйте. Лучше будет, если вам его назначит доктор, который и дозировку укажет, и пронаблюдает вас, я же тут схем «ду ит ёселф» расписывать не буду. Эффект не мгновенный, наступает не сразу.
Глицин. Тоже относительно безопасный препарат. Перед сном одну таблетку под язык — многим облегчает засыпание. Про «Мелаксен» я писал чуть выше.
Все прочее: кофеин, БАДы, стимуляторы, снотворные, амфетамины, антидепрессанты — забудьте. Просто забудьте про них, если их вам не назначил врач, который вас ведет. Если же врач назначил БАДы, то забудьте этого врача. Если психотропные препараты назначил не психиатр — то же самое.
Если вы подозреваете, что у вас депрессия — обратитесь к психиатру. Если проблемы со сном — в центр сна или к психиатру, опять же.
Курение
Что бы там не говорили ментальные гомосеки (у меня нет иных приличных слов для этих граждан), защищающие курение, курильщиков, табачную промышленность, но гипоксия и сужение мозговых сосудов под влиянием никотина еще никогда не способствовали хорошей работе клеток головного мозга. Гипоксия — главная причина заторможенности нейронов.Курение способствует развитию гипоксии сразу на нескольких уровнях. Во-первых, под влиянием никотина сужаются сосуды, приносящие артериальную кровь. Уменьшается поступление кислорода в ткани с кровью. Во-вторых, снижается транспортная способность гемоглобина. Сама кровь переносит меньше кислорода и труднее его отдает тканям. Одна из причин — образование карбоксигемоглобина, продукта реакции гемоглобина с моноксидом углерода (угарным газом). В-третьих, помимо никотина в табачном дыме есть еще куча веществ, которые проникают в клетки и блокируют процессы клеточного дыхания. То есть, даже то уменьшенное количество кислорода, которое поступает в ткань, сами нейроны толком усвоить не могут, так как подавлены ферменты и цитохромы дыхательных цепей.
И эти эффекты проявляются отнюдь не у длительно курящих, в отличие, скажем, от эмфиземы легких или эректильной дисфункции.
Сейчас сюда набегут граждане, которые будут утверждать, что «без сигаретки им не работается», что «сигаретка помогает мобилизоваться». Херня полная. Простейшая аналогия — в ломку без дозы наркоману тоже очень плохо. Систематическое употребление табака приводит к формированию устойчивого патологического состояния, и без очередной дозы работоспособность действительно снижается, наступает дисфория. Но вот какая штука: если бы вы не курили, то ваша работоспособность в течение дня была бы гораздо выше, чем она у вас сейчас есть непродолжительное время после «мобилизующей сигаретки».
Для офисных работников: курить только по одному и вне офиса. И время не постоянное выбирайте! Жестко соблюдая это правило, вы значительно увеличите свои шансы на отказ от курения. Разрушьте патологическую традицию, социальную привязку и этот уродский ритуал. Человека, который предложит «обсудить в курилке» гоните прочь, не стесняясь в выражениях и мерах воздействия. Это — ваш враг.
Неправильное питание
Если вы регулярно питаетесь бомж-пакетами, растворимыми лапшами и пюре, чипсами, то вместе со всем этим добром потребляете глутаминовую кислоту или ее соли, глутаматы. Глутамат — это усилитель вкуса. А еще глутамат — это возбуждающий медиатор в центральной нервной системе. У него есть кратковременный ноотропный эффект, но систематическое потребление повышенных доз глутамата приводит к изменению биохимических процессов в нервной ткани. На закуску можете прочитать про синдром китайских ресторанов.Но даже если бы не было глутаматов, такое питание плохо своей неполноценностью. Например, недостатком витаминов. Помните, я говорил о тканевом дыхании, синтезе и коферментах? Так вот, многие витамины выступают в роли коферментов. Нет достаточного количества коферментов — клетка не может нормально работать.
Сам по себе бомж-пакет не так и вреден. Чтобы получить вред, как от одной сигареты, надо сожрать десять таких растворимых лапшей. Но хроническое питание неполноценной и однообразной пищей приводит к нарастающему недостатку витаминов. И еще множества других веществ.
В вашем рационе обязательно должны быть свежие овощи, рыба и растительные жиры. Овощи — это не только витамины, кстати. И не просто витамины, а еще и разнообразные их производные и предшественники (провитамины). И не просто порошки-пилюльки, а «упакованные» в клеточную мембрану.
Рыба и растительные жиры — это полиненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины. Например, витамины A и E участвуют в огромном числе реакций синтеза, а также являются антиоксидантами (блокируют цепные реакции свободнорадикального окисления компонентов клетки, некоторые из этих реакций запускаются при гипоксии).
А вот веганством заниматься не стоит, это противоестественно. Естественный рацион Homo Sapiens — смешанный. Мясо содержит незаменимые аминокислоты, а также железо и другие элементы в той форме, в которой усвоение происходит несравнимо эффективнее, чем из растительной пищи.
Не стоит слушать и тех идиотов, которые пропагандируют микроскопические завтраки. «Девачки Космо» пусть идут лесом со своими советами. Завтракать нужно по-человечески. Вам целый день работать, организм должен получать энергию из пищи. Печь топить надо дровами, а не бревнами из собственного дома.
Неправильное окружение
Чаще всего наблюдается неправильное освещение на рабочем месте. Ну любят IT-шники сидеть в темноте или полумраке. Это неправильно. Во-первых, темнота — это естественный сигнал для могза, что пора баиньки. Во-вторых, контраст между темной комнатой и светящимся монитором очень вреден для глаз. А еще — утомляется зрительный анализатор.Унылые офисы — думаю, тут всем все понятно. Но есть еще и излишне «креативные офисы», в которых яркие стены, куча бликов, разноцветных источников света. Это круто для того, чтобы поместить в блоге, чтобы повелись клиенты или будущие работники. Но сажать людей работать в таких офисах — преступление.
Музыка в колонках или наушниках — это посторонний шум и напряжение слухового анализатора. Сейчас сюда прибегут бравые парни, которые кодят ночами под «тынц-тынц» или «Сепультуру», будут доказывать, что так они лучше работают. Физиология утверждает обратное, но с «красноглазиками» спорить не буду, бестолковое это занятие.
Неправильное рабочее место. Это вообще очень большая тема, просто приведу один пример. Стоит, скажем, монитор слишком высоко. Человек сидит, мышцы шеи в постоянном напряжении, голова фиксирована. Нарушается венозный отток (иногда и приток крови тоже), постепенно ухудшается кровоснабжение мозга, но не критично (обмороков нет). Зато постоянно. Вода камень точит. Работоспособность снижается, человек быстрее утомляется, боли головные чаще возникают.
Уанс эгейн
Итак, самое важное и самое эффективное (круче ноотропов и глицина) — это стабильный естественный «утренний» режим суток. Начните сегодня же!И напоследок
Ну конечно, конечно, поручики. Это тоже очень важно. Вспоминается тут куплет один:Don’t drink alcohol
Don’t smoke cigarettes
Don’t take any drugs
Just Фu$k 😉