23.11.2024

Кризис первоклассника – Кризис первокласника | Психологический Центр «Полезный Ресурс». Психологи, психотерапевты, тренинги, группы в Николаеве

Как первокласснику и его родителям пережить кризис семи лет без потерь

У детей возрастные кризисы случаются достаточно часто, и обычно они связаны с этапами становления личности ребёнка. На каждом из таких этапов дети получают определённые навыки и умения, и каждый завершается кризисом — своеобразной ступенью для подъёма на новый этап развития. Психолог сервиса tutor.ru Людмила Александровская рассказывает, как справиться с кризисом семи лет.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Кризис семи лет стоит особняком: он вызывается не внутренними, а скорее внешними причинами. Именно в семь лет ребёнка ждут большие изменения, связанные с началом школьного обучения. В обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях, или при отсутствии чётких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают.

Что происходит с ребёнком в этот период

В раннем возрасте дети наивны, непосредственны и жизнь для них — беззаботная игра. Ближе к школе они начинают оценивать себя и своё поведение, многие становятся стеснительными. Новое для детей семи лет — самооценка. Дети начинают сравнивать себя со сверстниками, часто недооценивая собственные возможности. Они ищут авторитет, которым может оказаться и взрослый, и ребёнок.

В школе при этом ожидают не только возможности, но и обязанности. И самое важное — ответственность. Для ребёнка это новое состояние, не испытанное ранее. Появляются требования в школе и дома, и ребёнок им внутренне сопротивляется. Как только малыш попадает в школу, очень многие «хочу» должны быть принесены в жертву новым «надо» и «должен». Как следствие — частые «не хочу» и «не буду».

Кроме того, младшие школьники начинают осознавать свои чувства и переживания. Дети к семи годам начинают задумываться, прежде чем совершить поступок, хорошо это будет для него или плохо.

Особенности этого возраста

Главная жалоба родителей первоклашек — на их неуправляемость. В этот период детям свойственны отрицание, дерзость, кривлянье. Эти явления — реакция детской психики на новые обстоятельства и новую среду, в частности на школу. Характерные «флажки»:

  • наигранность в поведении,
  • вертлявость, неусидчивость,
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению,
  • передразнивание взрослых, клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Ребёнок может начать быстрее утомляться, стать более раздражительным, вспыльчивым, рассеянным. Может временно развиться как агрессивность, так и замкнутость, застенчивость.

Что делать родителям

Прежде всего — не паниковать. Важно понимать, что кризис — временное явление и, если помочь ребёнку его пережить, а не усугублять, всё быстро придёт в норму. В противном случае может понадобиться помощь специалиста.

Стоит помнить, что в семь лет дети идентифицируют себя с идеалом взрослого. Поэтому было бы очень хорошо, чтобы таким идеалом стал один из родителей.

Измените отношение к ребёнку, расширив границы его свободы, дайте ему возможность разобраться в новых обстоятельствах

Важно меньше опекать и ограничивать: забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребёнка, а в аккуратном контроле и осторожном наставлении. Вместо того чтобы настаивать, можно переформулировать требования так, чтобы ребёнку было интересно их выполнить. Можно привести в пример значимого героя, который в похожей ситуации хорошо справился.

К семи годам у ребёнка уже появляется собственный жизненный опыт — взрослым стоит чаще апеллировать к нему, а не давить собственным авторитетом. Очень хорошо, если у ребёнка к началу школы уже есть собственное мнение. Прислушивайтесь, учите доказывать свою позицию, аргументировать своё мнение.

С основной проблемой семилеток — непослушанием — справиться не так просто. Психологи советуют не приказывать, а постараться общаться с ребёнком на равных, интересуясь его мнением. Разрешайте ребёнку принимать самостоятельные решения и обсуждайте результаты. При этом оставляйте время для регулярных игр и мультиков.

Чего делать нельзя

  • Нельзя запрещать ребёнку познавать мир, пробовать что-то новое. Именно в этом возрасте происходит переход от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У детей появляется потребность создавать что-то новое.
  • Нельзя критиковать ребёнка: в возрасте 5–7 лет у детей обостряется реакция на критику. Ребёнок может принести свой рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если не хвалят, у ребёнка понижается самооценка — а она формируется как раз в этом возрасте.
  • Нельзя демонстрировать злобу, когда ребёнок оттягивает выполнение обязательств. Для ребёнка обязанности — новый способ взаимоотношений со взрослыми, который он пробует впервые. Особенности кризиса семи лет в том, что малыш переосмысляет прежние правила и свою жизнь.

Если взрослые понимают, что происходит с ребёнком, стараются понять и поддержать, — кризис пройдёт достаточно легко и поможет безболезненно сформировать нужные в будущем качества.

Кризис семи лет, или я

Семь лет это возраст, когда ребенок впервые идет в школу. В большинстве случаев взрослые относятся к юным школьникам непредвзято — «маленькие еще!», однако при этом они требуют от них больше, чем от вчерашних детсадовских малышей — например, успеваемость в школе, усидчивость и внимание. Основная задача, которая ставится перед семилетним ребенком, — это учеба. Но правильно ли так расставлять приоритеты? Ведь взрослые по-прежнему смотрят на своего ребенка, как на маленькое чадо, даже после того, как он входит в подростковый возраст и взрослую жизнь. А ведь семь лет — это именно тот возраст, когда родителям пора «взрослеть» в отношениях со своим отпрыском, уважая и принимая его поступки, мысли и дела, признавая его успехи и маленькие победы, проявляя веру в его возможности.

Семилетний ребенок должен многому научиться, перед ним встают совершенно новые задачи. Впервые он начинает получать оценку педагога — неважно выражается она в баллах или значках, главное что эти отметки не могут полностью отразить его истинных возможностей. Ведь учитель дает оценку конкретному заданию на определенном этапе учебы. А сама оценочная система может быть весьма опасной: «троечники» легко превращаются в равнодушных учащихся, не стремящихся к чему-то большему; «отличники» наполняются высокомерием; «двоечники» живут в хроническом стрессе и унижениях… По этой причине на первом году учебы учителя избегают ставить детям отметки по привычной для современной школы пятибальной шкале.

Но оценки педагога это еще не все трудности, встречающиеся на пути первоклассника. Семилетний ребенок, переступая порог школы, по мнению психологов, попадает в иной мир — мир более жесткий, более требовательный и менее снисходительный. Отныне ребенку один на один предстоит сталкиваться с требованиями учителей и одноклассников. Он вынужден избрать собственную манеру поведения, которая и покажет позже его социальную роль в коллективе и жизни в целом.

Таким образом, семь лет — это возраст, когда еще можно способствовать формированию важных и нужных черт характера у ребенка, и, напротив, избавляться от того, что в данный момент мешает его становлению в обществе. Кроме того, это возраст огромных возможностей, которые нельзя упускать, иначе наверстать позднее упущенное будет практически невозможно.

В отличие от ребенка, взрослые видят мир иначе. До 10 лет дети видят мир не только более детально и в большом измерении, но и отличаются менее развитыми двигательными способностями. Семилетний ребенок не может выполнять действия настолько быстро, как взрослый человек. Он медленнее ест, медленнее пишет, медленнее рисует и пр. И все это происходит не потому, что ребенок вредничает, просто его мышечная система не успела созреть для интенсивной работы: пропорции детского тела и несформированные мышцы становятся причиной того, что первоклассники не всегда могут повторить за взрослым каждое движение или действие. У детей по-другому устроена биомеханика руки, нет автоматизма движений и пр. Семилетние дети как новички, они сталкиваются с новыми требованиями и действиями, и только начинают обучаться им. Для этого ребенку нужно уметь сосредоточиваться и приспосабливаться к любому движению, однако взрослые редко берут это во внимание и подгоняют ребенка, мешая этим формированию его навыков. Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка, так как одни обучаются новым навыкам быстрее, а другие — дольше. Тактика и терпение — это все, что требуется от взрослых на этом промежутке времени.

Получается, что семилетние дети слишком приближены к пределу собственных возможностей, поэтому их повседневная жизнь более напряжена, чем у взрослых. Время для них течет быстрее, требований к ним предъявляется все больше, а ведь многие родители спешат «нагрузить» свое чадо новыми видами полезной деятельности, а именно секциями, кружками, репетиторами. А разве возможности ребенка могут быть беспредельны? Если первоклассник занимался один час, для его внутреннего времени можно добавить еще 30% от этого часа. Поэтому нет ничего странного в том, что ребенок устал быстрее. По этой причине в первое время первоклассники занимаются по сокращенным урокам, и они нуждаются в отдыхе. Но этот отдых должен включать в себя смену деятельности, а именно быть активным с физической и эмоциональной точек зрения, — сажать ребенка за чтение сказки после занятий не означает отдых! Только смена деятельности дает ребенку новые силы и снимает возникшее физическое и умственное напряжение, уберегая его от переутомления.

В отличии от дошкольников, семилетний ребенок уже обладает начальными мировоззренческими взглядами, первичным этическим и эстетическим опытом, системой собственных мотивов, умением произвольно, а не импульсно, обдумывать и анализировать свое поведение, осознанием личных переживаний. Таким образом, ребенок по-новому начинает относиться к самому себе, впервые у него проявляется самооценка, осмысление своих внутренних качеств и самосознания. Все это необходимо для дальнейшего формирования позиции внутреннего мира человека.

Подобные глобальные изменения на самом деле даются ребенку непросто. К сожалению, взрослые не замечают этих перемен, и не вносят изменения в отношения с ребенком, оставляя их на прежнем уровне. В результате, ребенок начинает вести себя иначе, возникает кризис семи лет, который появляется в ответ на изменения представлений об окружающей действительности и особенности поведения взрослых.

Кризис сопровождается различными симптомами, вариант и степень проявления которых выражена у разных детей индивидуально. Психологи отмечают, что в семь лет на фоне кризиса дети перестают быть наивными и непосредственными, они умеют скрывать свои переживания от взрослых, знают цену своим поступкам, продиктованным личными потребностями.

Ребенок, едва переступивший порог школы, сталкивается с новым социумом, становясь непосредственным его членом. Это значит, что отныне его действия и поступки могут подвергнуться критике и непринятию. Быстрое формирование познания на фоне ослабления эгоцентризма, учит ребенка считаться с чужим мнением, на этом и основана коллективная деятельность или сотрудничество.

Семь лет это сверхчувствительный и важный возраст позитивных преобразований. Перед ребенком ставится цель — обрести потребность к знаниям, научиться получать эти знания, научиться дружить, научиться быть уверенным, и если ребенок не сумеет достигнуть этой цели, то позже сделать это ему будет намного сложнее. Взрослые должны максимально помочь ребенку на этом этапе развития, помогая раскрыть в нем личность, научить выражать свои мысли, помочь открыть радость познаний.

Большинство семилетних детей обладают завышенной самооценкой, поэтому они уверенны в своих возможностях и охотнее стремятся к лидерству. Дети с низкой самооценкой не могут быть уверенны в своих способностях, боятся быть обсмеянными и отверженными, и это серьезно препятствует их личностному росту. И такому ребенку нужно помочь в воспитании уверенности, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний. 

что это, и как помочь ребенку справиться?

Трудно не согласится, что у первоклассника жизнь не легка. Даже если в школу ребенок пришел подготовленным, ходил в детский сад, все равно период адаптации нужно пережить. Ведь ребенка погружают в атмосферу ответственности и послушания, хотя он, по сути, еще не расстался полностью с детством и не оторвался от «маминой юбки». О первом классе можно сказать, что это переход из детства во взрослую жизнь. И, не всегда, этот переход проходит безболезненно.

С первой минуты пребывания в школе, первоклассник испытывает грандиозные трудности, на которые нельзя не обращать внимания. Трудности эти, как умственного характера, так и физического. Именно в стенах школы происходит переосмысление и пересмотр ценностей.
Большинство детей не могут быстро перестроиться и примерить на себя новые отношения, и в результате возникают серьезные противоречия. И, все это начинается в первом классе, когда происходит закладывание фундамента отношений ребенка со школой. В этом случае, как никогда, необходима помощь и поддержка родителей, во избежание стрессов у ребенка.

Что же предпринять?
Школьный этап на нашем жизненном пути обязателен, поэтому дороги назад нет. И, когда ваш ребенок начинает проявлять агрессию, отвечает грубостью и, потерял всякий интерес к школе, стоит, конечно же, родителям задуматься. Но, «физиологическую бурю», как именуют начальный период пребывания в школе, продолжающийся 2-3 недели, нужно пережить.

Период адаптации, зависящий напрямую от личных особенностей школьника, может продлиться от 2 до 6 месяцев. Но, задуматься, совсем не означает кидаться в состояние паники. Вашей целью является приучение ребенка к определенному порядку в школе, к новым отношениям. Также следует его убедить, что школу необходимо посещать в обязательном порядке. Пусть он свыкнется с этой мыслью.

Проводите с ним разъяснительные беседы, придерживаясь ненавязчивой формы. Пусть он почувствует, что вам небезразличны его чувства, что любите его и готовы всегда оказать ему поддержку.

Проявите терпение, и еще раз терпение. Помните, что новый период в жизни ребенка будет сопровождаться выбросом энергии и эмоций, постарайтесь не обострять сложившуюся обстановку.

Кстати, стресс, который получают первоклашки в этот период, приводит даже к болезням. Бывает, конечно же, что ребенок симулирует, лишь бы не ходить в школу и не делать уроки. Существует даже статистика медицинских работников, выводы которых говорят сами за себя.
Они утверждают, что большинство детей, начинают к концу первой четверти худеть. У них наблюдается пониженное или повышенное артериальное давление, возникающее от переутомления, болит голова, они испытывают чувство сонливости и вялости. Не следует его за это ругать, вполне возможно все эти факторы имеют место быть.
Родители могут уменьшить психологическую нагрузку ребенка, например, не оставлять его на продленке, а забирать домой. В домашней обстановке ему легче восстановиться.
Хорошо будет, если после школы вы обеспечите ему двухчасовой дневной сон. Истощенным физически детям крайне необходимы регулярные ежедневные прогулки на свежем воздухе. У них должен быть в обязательном порядке ночной час в течение 10-11 часов.

Не пускайте на самотек и эмоциональное состояние ребенка. У него могут возникнуть трения с одноклассниками, что может привести к устойчивому комплексу неполноценности. Старайтесь побольше хвалить своего ребенка, цените его достижения и поддерживайте его самостоятельные решения. Обсуждайте с ним все возникающие проблемы, разбирайтесь в ситуациях и давайте советы, как ему вести, в случае повторного повторения инцедента.

Научите ребенка соблюдать правила распорядка дня, побольше пусть проводит времени на свежем воздухе и поменьше сидит за компьютером и телевизором. Не лишним будет записать его в кружок или спортивную секцию и, поверьте, ребенку будет значительно легче пережить этот сложный для него период.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

КРИЗИС ПЕРВОКЛАССНИКА. | Социальная сеть работников образования

Уважаемые коллеги и родители, предлагаю вашему вниманию статью психолога Натальи Парахневич и приглашаю к обсуждению.

 Кризис первоклассника

Что произошло с вашим сыном (дочерью) -первоклассником? Еще вчера с удовольствием выводил в прописях буквы, хвастался перед друзьями новеньким ранцем, летел в школу как на крыльях, а сегодня энтузиазм явно поубавился…

— Это совершенно нормальная ситуация. Просто в жизни вашего малыша наступил сложный и серьезный период. В психологии даже есть такой термин – «кризис первоклассника». У ребенка происходит изменение рода деятельности. То есть, если дошкольник больше играет, бегает, шалит – ведет такой активный образ жизни, то школьник – у него уже другая роль. Ему надо 35–45 минут сидеть спокойно на одном месте и при этом еще и слушать учителя.

Если в садике быстро сменяются занятия – песни попели, почитали, погуляли. То в школе – «свобода» лишь несколько минут на перемене. Меняется образ жизни, меняется психологическая составляющая личности. Происходит ломка прежнего образа жизни и становление нового. И ребенку требуется время, по крайней мере физиологическая адаптация продлится минимум 21 день.

– То есть надо просто набраться терпения?

— Да. И самое – главное оказать семейную поддержку. Ребенок должен понимать, что, несмотря на то, что он стал первоклассником и статус его поменялся: «ты больше не малыш», – родители любят его по-прежнему. Причем любым. Поэтому не стоит проявлять явное недовольство: «Ты что, не знаешь, как себя надо в школе вести?» Он знает, просто не всегда может справиться с собой «новым». Лучше сказать: «Я понимаю, что тебе тяжело перестроиться, но давай договоримся – ты будешь стараться. В школе другие правила. Но я уверена – у тебя получится».

– А может, слова еще и поощрениями подкрепить?

— Поощрения, безусловно, важны. Но не походы в кафе и увеселительные центры. А элементарные удовольствия – вместе книжку почитать, блинов напечь. Изменил поведение? Организуйте маленький семейный праздник со словами: «Мы гордимся тобой».

– Часто можно услышать от родителей, что они даже первоклассникам назначают «стипендию». А это вообще педагогично давать детям деньги за хорошие отметки?

— Материальная выгода – не тот мотив, ради которого ребенок должен учиться. Ребенок учится не ради оценок, не ради материальных поощрений, а ради знаний. И, чтобы в его головушке не произошла подмена понятий, лучше не измерять успехи деньгами. В начальной школе ребенок учится учиться. Особенно в первом классе. Это вообще самый важный год, когда можно отбить желание к учебе, а можно развить. Сам решил задачку? Молодец! Ведь в жизни тоже бывают трудные задачи. А ты сегодня сделал первый шаг к их решению.

– С поощрением понятно. А с наказанием как быть?

— С ребенком надо разговаривать. Не кричать, а именно разговаривать. И никакого физического насилия. Ваш малыш взрослеет, в семь лет у него уже формируется критическое мышление. И когда мы учим детей, что драться плохо, а сами при этом можем шлепнуть за двойку, то он понимает – родители занимают двойственную позицию. И ваш авторитет как родителя, который учит одному, а делает – по-другому, может пошатнуться.

– Какие еще ошибки совершают родители?

— Ребенок приходит из школы домой. Интересуйтесь его успехами искренне. Причем вопросы надо задавать так, чтобы он захотел ответить: «Что нового ты узнал сегодня? Сколько раз улыбнулся в школе? По какому поводу? Из-за чего ты сегодня расстроился?» Откажитесь от завышенных ожиданий, мол, я в твои годы! Вы – это вы. А ваш ребенок – совершено другая планета. И не обязательно, что он будет в точности повторять ваши успехи или неудачи. Откажитесь от сравнений с другими детьми: «Посмотри, как хорошо учатся Таня или Петя». Это бесполезно – желание учиться пропадет и понизится самооценка. Первый класс – это еще и замечательное время для формирования самостоятельности. Начните с малого – приучите самостоятельно собирать рюкзак с вечера. Но важно, чтобы не вы положили туда пенал, тетрадку, а сам ребенок. Забыл? Ну что же, придет в школу без пенала – расстроится. Дома обязательно поговорите: «Я тебе сочувствую. Но что ты сделал для того, чтобы пенал оказался в рюкзаке?»

– В свете самостоятельности. Помогать ли ребенку с уроками?

— Конечно, хорошо, если сын, дочка все школьные задания выполняют с легкостью сами. Но, если ребенок обращается за помощью, не стоит отмахиваться: «Ты уже первоклассник. Должен все знать сам». Испытывать затруднение при обучении – нормально. Спросите, что именно непонятно. Иногда достаточно проговорить условие задачи вместе. И даже если в школе не задают домашнее задание, повторение – мать учения. Попросите показать вам школьную тетрадку. Расспросите, как делали задание на уроке. Предложите ребенку побыть в роли учителя и объяснить вам задание. Игровая форма – хороший способ не просто закрепить знания, но и повысить желание учиться. Если при выполнении домашнего задания у вас возникли разногласия. Например, сын говорит, что учитель объясняла эту задачку вот так, а вы считаете, что решается по-другому, не подрывайте авторитет учителя. Не стоит объявлять: «Мало ли, что там учительница напридумывала! Я знаю, как надо!» Лучше подойти в школу и все выяснить, чем разрушать связь «учитель – ученик». Если учитель перестанет быть для ребенка авторитетом, то и знания в школе будут усваиваться хуже. И постепенно ребенок вообще перестанет прислушиваться к учителю.

– Когда можно первоклассника отпускать в школу одного? И можно ли вообще?

 

— Здесь все индивидуально. Любой кризисный период в жизни ребенка связан с формированием новых обязанностей. И родителю надо честно ответить самому себе на вопрос: «Я боюсь за ребенка или за свое собственное мироощущение?» Чаще всего ребенок может справиться с новой обязанностью. И первоклассник тоже может сам ходить в школу. Но научить его безопасности – задача папы с мамой. Для начала необходимо, конечно же, проделать путь «дом–школа» вместе. Потом предложить ребенку, чтобы он шел впереди, а вы – метрах в пяти от него. Посыл такой: «Я буду рядом. Ты можешь на меня рассчитывать». Важно дать ребенку чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Если ребенок не готов ходить в школу один, не форсируйте события. Постепенно он научится проявлять самостоятельность. Просто помните, что ответственность не может быть ничьей. Один не дал – другой не взял. Если мы своему ребенку не будем передавать дозированно эту ответственность, то откуда он ее возьмет?

Что должны знать родители завтрашних первоклассников о кризисах, адаптации к учебе и подготовке к ней

Гимназия, лицей или обычная школа?

Выбирая образовательное учреждение, родителям следует, как отмечают эксперты, опираться на предпочтения дошкольника, а не на собственные. Для того чтобы определиться с выбором места обучения, можно поговорить с воспитателем и педагогом-психологом в детском саду.

— Любознательные дети, которые опережают своих сверстников по развитию, возможно, могут учиться в школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее или гимназии. Но стоит обратить внимание на усидчивость ребенка, его физическое состояние, потому как если он соматически слаб, то интенсивная учеба может даваться ему тяжело. Лучше, если он будет хорошо учиться в обычной школе, чем испытывать трудности в гимназии, к примеру, — объясняет Наталья Карловская.

А вот гимназии, лицеи или школы с углубленным изучением предметов подойдут для детей, развитых физически и интеллектуально. Родителям необходимо заранее подготовить свое чадо к тому, что при поступлении в такое образовательное учреждение ребенку предстоит пройти вступительные испытания.

Профилизация — не с первого класса!

Сомневающимся же родителям психологи советуют придерживаться общепринятой практики, когда начальную школу ребенок проходит в общеобразовательной организации, где в размеренном темпе учится считать, читать и писать. За четыре года и педагоги, и сами родители смогут уже сделать первые выводы и определиться с дальнейшим обучением, тем более что профориентация и профилизация начинается только с пятого класса.

Чтобы подготовить дошкольника к переходу на следующую ступень, психологи советуют мамам и папам заранее побеспокоиться о подготовительных курсах. Обращать внимание нужно на содержание программ.

— Начну с того, что в шесть лет ребенок не обязательно должен уметь читать. Он может проявлять интерес к этому. Обучать чтению и всему остальному его будут уже в школе. Поэтому мамам не нужно паниковать и нервничать, подгоняя своего ребенка. На подготовительных же курсах педагоги должны заниматься с детьми рисованием, чтобы подготовить руку к письму, учить детей обобщать, прослеживать причинно-следственные связи. Дети за это время знакомятся с распорядком дня в школе, учатся сидеть за партой, знакомятся с педагогами, — говорит Наталья Карловская.

Дома же родителям нужно с ребенком больше читать, чтобы увеличивать его словарный запас и расширять кругозор. Психологи также отмечают, что взрослым стоит подыскать курсы подготовки к школе, которые будут длиться не более полугода, чтобы дошкольник ни в коем случае не устал от учебы, еще не сев официально за парту.

Кризис первоклассника

Адаптационный период у первоклашек длится в среднем два-три месяца. Психологи начинают отслеживать поведение детей с конца сентября. И если ученик не сидит за партой во время урока, плачет, не слушает учителя или не успевает по предметам, то педагоги должны забить тревогу. Мамам и папам нужно быть готовыми к тому, что ребенок в один прекрасный день может отказаться идти в школу. В такой ситуации необходимо оперативно выяснить причину.

— Возможно, ребенок не успевает усваивать новые знания или у него проблемы с одноклассниками, а может, и с педагогом. Обязательно стоит поговорить с учителем, чтобы он обратил внимание на ребенка. Делать поблажки и оставлять ребенка дома на день-два категорически нельзя, потому что первоклассник может стать манипулятором и проблема перерастет в психосоматическую. Были случаи, когда школьник, проявляя нежелание идти на занятия, начинал болеть, быстро уставать, — говорит Наталья Карловская.

А вот подкупать первоклассника деньгами или дорогими гаджетами, чтобы он все-таки ходил в школу, не стоит. В качестве приятного бонуса родители могут пообещать ребенку сразу после занятий или на выходных сходить с ним в парк, к примеру.

Впрочем, кризисов даже в такой сложный период можно избежать, настраивая своего ребенка на то, что именно в школе он сможет найти новых друзей, узнать много нового и интересного. А чтобы у будущего первоклассника не было сомнений в том, что он уже совсем взрослый, на школьные ярмарки, которые откроются уже очень скоро, родители могут взять с собой своих пока еще дошколят, предоставив им право самостоятельно выбрать тетради и ручки, портфели и школьную форму.

Советы родителям первоклассников

Поговорите с воспитателями и психологом о том, какое образовательное учреждение, по их мнению, подходит вашему ребенку. Исходя из мониторинга и работы с каждым ребенком, они могут дать компетентный ответ.
Не стоит летом усиленно заниматься с детьми и тратить время на обучение их письму или чтению. Ребенку перед школой следует хорошо отдохнуть.
В августе нужно уже начинать настраивать ребенка на обучение в школе. Совместно с ним выбирать тетради, школьные принадлежности и форму, чтобы он почувствовал себя более взрослым.

Кризис первокласника | Психологический Центр «Полезный Ресурс». Психологи, психотерапевты, тренинги, группы в Николаеве

   Первоклассник Вовочка, придя первого сентября из школы,

раздраженно швыряет портфель в угол:

 — И чего вы сразу не сказали, что вся эта волынка на десять лет!

                      Из анекдота.

В отечественной психологии сложности физиологической и социально-психологической адаптации ребенка к школе называют «кризисом 7 лет». И, несмотря на то, что сейчас малыши идут в школу в 6 лет, «кризис первоклассника» никто не отменял.

   Стрессовое состояние, связанное с поступлением ребенка в школу, все равно будет иметь место. «Первый раз в первый класс» – это значительная веха в жизни каждого человека, для маленького человечка это первое очень серьезное испытание. В душе первоклассника бушует подлинный тайфун эмоций — от восторга (новая форма, красивый портфель, столько новых книжек, тетрадок, альбомов, красок, новых впечатлений, новых знакомств!!!) до страха и неприятия ситуации (учителя кричат, а школьный хулиган Петька за косичку дергает!!). В этот период происходит изменение социального статуса маленького гражданина, смена графика, распорядка дня, появление новых дел и обязанностей. Ребенок по-новому осознает себя (Я – взрослый! Я – школьник!). Не все дети одинаково адаптируются к новым условиям. Но всегда в силах любящих родителей сделать процесс превращения дошкольника в первоклассника приятным и безболезненным.

 

   При поступлении в школу происходит смена приоритетного вида деятельности ребенка.  Раньше основной деятельностью для ребенка была игра, в ней результаты не самое важное, главное – сам захватывающий процесс игры. В учебной же деятельности, несмотря на то, что обучение младших школьников происходит или в форме или, когда дети постарше, с элементами игры, главное – результат. А он у Маши может быть лучше, чем у Пети. Машу учительница похвалила, а Петю отругала. А если еще и Петина мама заметит:  «Маша хорошо учится, а ты плохо», то Пете – прямая дорога в ряды детей, тяжело и долго переносящих процесс адаптации к школе.

 

    Достижение результата требует усидчивости, внимания, старательности, самостоятельности, стремления добиться этого самого результата. И далеко не все первоклассники приходят в школу с находящейся на нужном уровне развития эмоционально-волевой сферой. Школа – это всегда появление высоких нагрузок, активной умственной деятельности, требующей как логического мышления, так и творческой активности. И опять же, для неподготовленного ребенка, у которого возникают сложности в решении логических задач, в творчестве, процесс перехода к статусу и деятельности школьника пройдет сложнее.

 

   «Первый раз в первый класс» — это смена форм поведения, усвоение новых правил, привыкание к дисциплине. Почему нельзя крутиться, бегать, кричать, если хочется? Почему нельзя встать и выйти в туалет, а нужно поднимать руку и спрашивать разрешения? У многих детей эта деликатная проблема вызывает серьезные переживания. Почему нельзя на уроке играть с куклой, если в садике занятия проводили именно в форме «игры в школу» с любимыми куклами и зверюшками? Если ребенок ходил в детский сад, то вопрос дисциплины для него не нов, но все же в детском саду и в школе принципиально разный подход к ребенку.

    С семье и детском садике все были Манями и Петями, а стали Петровыми и Сидоровыми. В садике всех хвалили, все хорошо кушали, играли, занимались, а в школе у Петровой три красных наклейки за отличную учебу, а у Сидорова всего одна, и та – зеленая! Именно в младших классах школы происходит формирование самооценки личности. И очень важно, чтобы отстающий в учебе ребенок не стал «отстающим по жизни»!

 

   В школе первоклассник приобретает новые социальные связи. Стрессом для малыша является общение с непривычными, зачастую строгими и требовательными взрослыми. Даже если ребенок ходил в детский сад, то стиль общения, характер требований у привычной воспитательницы и новой учительницы отличается. Наконец, ребенок входит в новую, еще «не устоявшуюся» группу детей. Жесткая конкуренция, борьба за лидерство, образование новых мини-групп и изгоев (не без этого!) – все это взамен уже сложившейся компании «друзей по горшку» в садике! А еще и шебутные хулиганы-шестиклассники, страшные десяти-одиннадцатиклассники – «дяди и тети», строгий директор, которым пугают непослушных и много-много взрослых незнакомых учителей. Ой, страшно маленькому человечку, да еще без мамы и папы!

 

   И все же, несмотря на то, что сложности возникают и у «садиковских» детей, особенно тяжело «кризис первоклассника» переживают так называемые «тепличные дети», выросшие в домашних условиях, где все можно, все разрешено. Такие дети часто не приучены к самостоятельности, усидчивости, дисциплине, они не способны выполнять требования взрослых, если они идут вразрез с их собственными желаниями.  У «тепличных» детей, растущих в окружении любящих мам-пап, бабушек-дедушек, да еще иногда хорошо оплачиваемой и поэтому предельно внимательной няни, могут возникнуть проблемы и в отношениях с детьми в коллективе. Кто-то толкнул, пусть и нечаянно, кто-то забрал ручку, книгу – в ответ куча обид и агрессии. «Домашние принцессы», не замечая привычного восхищения и умиления, повышенного внимания к своей особе ни со стороны учителя, ни со стороны одноклассников, могут испытать сильнейшее эмоциональное потрясение.

 

   Все перечисленные проблемы могут серьезно отразиться на физическом и психическом здоровье ребенка в дальнейшем. Очень часто именно в младшем школьном возрасте закладываются комплексы, ярлыки, которые причинят много неприятностей уже взрослому человеку. Сложности адаптации в самом начале школьного периода,  отсутствие поддержки, внимания со стороны  родителей может привести к возникновению неприятия, даже ненависти к учебе, школе, к общению с одноклассниками и отношению с учителями. Сильный стресс отражается и на физическом здоровье ребенка.

 

   Если еще совсем недавно на помощь маленьким первоклассникам и их родителям могла прийти лишь квалификация учителей и воспитателей (хорошо, если она была!!!), да еще (для особо грамотных интеллигентных взрослых) толстые талмуды научных трудов по детской психологии, то теперь ситуация упростилась. В школах есть детские психологи, в числе задач которых —  помощь в адаптации первоклассников.

 

Но еще лучше помочь будущему школьнику преодолеть «кризис первоклассника», приведя его на занятия в специально для этого созданную, курируемую опытным психологом и педагогом группу, в которой проходит постепенная психологическая  подготовка детей к школе, начиная с очень легких воздействий, игровых, но развивающих эмоционально-волевую сферу.

 

При этом  малыш привыкает к занятиям в группе (особенно, если в детсад не ходил) и взаимодействиям с учителем, осваивает начатки дисциплины, принимая ее не как что-то навязанное, а как осознанную и полезную. Занятия в подобных группах развивают внимание, развивают процессы мышления и разнообразные творческие способности. Малышу постепенно прививаются навыки усидчивости, самостоятельность. Ребенок учится этикету и правилам взаимоотношений в обществе.

 

И родителям, даже самым грамотным, уже не нужно будет перерывать груды информации по развитию детей. Ваше время уже экономится – вам достаточно набрать телефон 050 493 27 11 и записать своего ребенка в такую группу!!!

 

Записаться на консультацию психолога

Что должны знать родители завтрашних первоклассников о кризисах, адаптации к учебе и подготовке к ней

Гимназия, лицей или обычная школа?

Выбирая образовательное учреждение, родителям следует, как отмечают эксперты, опираться на предпочтения дошкольника, а не на собственные. Для того чтобы определиться с выбором места обучения, можно поговорить с воспитателем и педагогом-психологом в детском саду.

— Любознательные дети, которые опережают своих сверстников по развитию, возможно, могут учиться в школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее или гимназии. Но стоит обратить внимание на усидчивость ребенка, его физическое состояние, потому как если он соматически слаб, то интенсивная учеба может даваться ему тяжело. Лучше, если он будет хорошо учиться в обычной школе, чем испытывать трудности в гимназии, к примеру, — объясняет Наталья Карловская.

А вот гимназии, лицеи или школы с углубленным изучением предметов подойдут для детей, развитых физически и интеллектуально. Родителям необходимо заранее подготовить свое чадо к тому, что при поступлении в такое образовательное учреждение ребенку предстоит пройти вступительные испытания.

Профилизация — не с первого класса!

Сомневающимся же родителям психологи советуют придерживаться общепринятой практики, когда начальную школу ребенок проходит в общеобразовательной организации, где в размеренном темпе учится считать, читать и писать. За четыре года и педагоги, и сами родители смогут уже сделать первые выводы и определиться с дальнейшим обучением, тем более что профориентация и профилизация начинается только с пятого класса.

Чтобы подготовить дошкольника к переходу на следующую ступень, психологи советуют мамам и папам заранее побеспокоиться о подготовительных курсах. Обращать внимание нужно на содержание программ.

— Начну с того, что в шесть лет ребенок не обязательно должен уметь читать. Он может проявлять интерес к этому. Обучать чтению и всему остальному его будут уже в школе. Поэтому мамам не нужно паниковать и нервничать, подгоняя своего ребенка. На подготовительных же курсах педагоги должны заниматься с детьми рисованием, чтобы подготовить руку к письму, учить детей обобщать, прослеживать причинно-следственные связи. Дети за это время знакомятся с распорядком дня в школе, учатся сидеть за партой, знакомятся с педагогами, — говорит Наталья Карловская.

Дома же родителям нужно с ребенком больше читать, чтобы увеличивать его словарный запас и расширять кругозор. Психологи также отмечают, что взрослым стоит подыскать курсы подготовки к школе, которые будут длиться не более полугода, чтобы дошкольник ни в коем случае не устал от учебы, еще не сев официально за парту.

Кризис первоклассника

Адаптационный период у первоклашек длится в среднем два-три месяца. Психологи начинают отслеживать поведение детей с конца сентября. И если ученик не сидит за партой во время урока, плачет, не слушает учителя или не успевает по предметам, то педагоги должны забить тревогу. Мамам и папам нужно быть готовыми к тому, что ребенок в один прекрасный день может отказаться идти в школу. В такой ситуации необходимо оперативно выяснить причину.

— Возможно, ребенок не успевает усваивать новые знания или у него проблемы с одноклассниками, а может, и с педагогом. Обязательно стоит поговорить с учителем, чтобы он обратил внимание на ребенка. Делать поблажки и оставлять ребенка дома на день-два категорически нельзя, потому что первоклассник может стать манипулятором и проблема перерастет в психосоматическую. Были случаи, когда школьник, проявляя нежелание идти на занятия, начинал болеть, быстро уставать, — говорит Наталья Карловская.

А вот подкупать первоклассника деньгами или дорогими гаджетами, чтобы он все-таки ходил в школу, не стоит. В качестве приятного бонуса родители могут пообещать ребенку сразу после занятий или на выходных сходить с ним в парк, к примеру.

Впрочем, кризисов даже в такой сложный период можно избежать, настраивая своего ребенка на то, что именно в школе он сможет найти новых друзей, узнать много нового и интересного. А чтобы у будущего первоклассника не было сомнений в том, что он уже совсем взрослый, на школьные ярмарки, которые откроются уже очень скоро, родители могут взять с собой своих пока еще дошколят, предоставив им право самостоятельно выбрать тетради и ручки, портфели и школьную форму.

Советы родителям первоклассников

Поговорите с воспитателями и психологом о том, какое образовательное учреждение, по их мнению, подходит вашему ребенку. Исходя из мониторинга и работы с каждым ребенком, они могут дать компетентный ответ.
Не стоит летом усиленно заниматься с детьми и тратить время на обучение их письму или чтению. Ребенку перед школой следует хорошо отдохнуть.
В августе нужно уже начинать настраивать ребенка на обучение в школе. Совместно с ним выбирать тетради, школьные принадлежности и форму, чтобы он почувствовал себя более взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *