Кризис семи лет — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кризис семи лет (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — кризис в развитии ребёнка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность.[1]
В период перехода от дошкольной жизни к школьной у ребёнка происходит интенсивная ориентация в кругу социально-предметных отношений, ускоренное развитие операционально-технической сферы ребёнка, быстрое развитие способностей к познанию.
Социальная ситуация развития. Поступая в школу, ребёнок в первый раз становится объектом учебной деятельности, эта деятельность значима для общества и оценивается обществом. Социальное взаимодействие «ребенок — взрослый» распадается на взаимодействие «ребёнок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый». Представитель общества, обладающий всеми его полномочиями, становится для ребёнка учителем. Он носитель социальных норм, правил, критериев оценки. Общественный характер правил и требований диктует обязательность их выполнения.
Ведущая деятельность данного возрастного периода — учебная. Она предполагает, что ребёнок должен овладеть обобщенными способами действий в системе научных понятий.
Согласно Д. Б. Эльконину учебная деятельность трижды социальна:
- По содержанию (ребенок усваивает социокультурный опыт)
- По смыслу (учебная деятельность значима для социума и оцениваема им)
- По форме (регуляция с помощью социальных норм и правил).
- Непослушание
- Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр)
- Не отвечает на просьбы
- Упрямство, капризы
- Не переносит критику
- Копирование взрослых, подражание их манерам
- Потеря спонтанности в поступках и словах
Л. С. Выготский выделил несколько особенностей, которые характеризуют кризис семи лет.[1]
- Переживания приобретают смысл (Сердящийся ребенок понимает, что он сердит)
- Возникает обобщение переживаний, логика чувств (многократно повторяющаяся ситуация, обобщается ребенком)
Самой существенной чертой этого кризиса, по Выготскому, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношениях. Ребёнок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.
Кризис семи лет уникален, так как это единственный возрастной кризис, который планируется обществом. В остальных кризисах ведущую роль играет разрешение внутренних противоречий между растущими возможностями ребёнка и его местом в социальных отношениях, которое определило общество. В этом возрастном кризисе остро стоит проблема психологической готовности и адаптации ребёнка к школе. До 60 % детей имеют низкий показатель адаптации, трудности в обучении, не освоили новую социальную реальность и нуждаются в помощи психологов[3][4] Если ребёнка принуждать к переходу из дошкольного периода в школьный, то у него появляется дезадаптивное поведение четырёх типов:[5]
- Пассивный протест
- Активный протест
- Соматизация
- Невротизация
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
- Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. М., 2005.
- Карабанова О. А. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб.пособие для студентов фак.психологии вузов. — М. : Рос.психол.о-во, 1999
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2005.
- Скобло Г. В., Дробинская А. О. Школьная дезадаптация на первом году обучения // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М. 1995.
- Элъконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
- Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Кризис семи лет у ребенка: его сущность и особенности
Добрый день, уважаемые читатели! Все мы слышали про возрастные кризисы. С ними сталкиваются и взрослые, и дети. Кризис новорожденного, кризис семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. И это еще далеко не все. Так что же это за такое явление? Когда его ждать? Что происходит в этот момент? И как со всем этим справится? Сегодня разберем на примере кризиса 7 лет.
Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «кризис»? Тревога, трудности, страх. Мы часто слышим фразы про «финансовый и экономический кризис», «политический кризис» и «возрастной кризис».
И, конечно, это не может оставить равнодушным. А ведь кризис — это просто переходный период, перешагнув который, идет скачок развития. Например, переходный период у ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.
Столкнувшись с первыми симптомами, не стоит паниковать и думать, что вашего послушного малыша подменили! Вы и ваш ребенок не первые, кто сталкиваетесь с такой ситуацией. Помните, что кризис — это явление временное!
В психологии выделяется несколько возрастных кризисов у детей:
- Кризис новорожденности
- Кризис 1 года
- Кризис 3 лет
- Кризис 7 лет
- Кризис подросткового возраста
Кризис семи лет считается наиболее «спокойным» среди них. Но, тем не менее, он не перестает быть кризисным периодом в жизни вашего малыша, когда ему так важна поддержка и внимание со стороны взрослых.
Краткое содержание
От игры к учебе
Сущность кризиса — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него «Внутренней позиции школьника»/»школьная зрелость». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка.
До этого момента это была игра. Малыш играл не только ради удовольствия, он таким образом познавал мир. Но данная деятельность, как способ познания мира, себя исчерпала, и появилось стремление получать знания путем обучения.
Хоть кризис и носит название «7 лет», но на самом деле его возрастные рамки шире — от 6 до 8 лет. Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Ведь именно в этом возрасте происходит поступление в первый класс и все это сочетается с проблемой готовности ребенка к школе.
Кризис семи лет: краткая характеристика
Горькая конфета
Негативные, как нам, родителям, кажутся изменения в характере ребенка всегда идут в ногу вместе с положительными. Так, например, у ребенка появляется такая черта, как манерность, кривляние. А с другой стороны, он учится лучше справляться со своими эмоциями.
В психологии описан эффект «горькой конфеты», который можно увидеть у детей в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте.
Был проведен эксперимент. Детей просили достать предмет, не вставая со своего места, что физически сделать было невозможно. А в награду обещали дать конфету. Пока взрослый был рядом, дети не делали попыток подняться со своего места. Затем, экспериментатора срочно куда-то вызывали, и он выходил из комнаты, но через стекло мог продолжать наблюдать за ребенком.
Малыши вставали со стула и, взяв предмет, возвращались на место. Когда взрослый вернулся, то, как и обещал, предлагал конфету детям. На что многие стыдились, прятали глаза и даже плакали. Так для них эта конфета стала «горькой».
Этот пример говорит о том, что дети утрачивают свою импульсивность. Они могут совладать со своими желаниями (под присмотром никто не вставал, хотя очень хотелось). Но появляется новое желание и потребность — социальное одобрение. Поэтому, когда взрослый предлагает конфету, детям горько, ведь они не выполнили требования взрослого. Начался процесс усвоения социальных норм.
Дети могут обобщить и понять свои чувства: я злюсь, я огорчен, я хочу что-то. Но очень важно признание со стороны взрослых. Отсюда могут появляться следующие желания: «я сделаю, но не скажу, обману» или «я злюсь, но вам не скажу, буду кривляться», потому, что злость часто порицается родителями.
Мальчики и девочки примеряют на себя новую роль — позицию школьника. Появляется желание почувствовать себя взрослым и признанным. Больше погружаются в половые роли. Мальчики хотят быть больше похожи на взрослых мужчин, могут быть более жесткими, властными, упрямыми.
Девочки, наоборот, могут становится мягче, но при этом капризнее и манернее.
Симптомы кризиса семи лет
Основные симптомы:
- Упрямство;
- Непослушание или перед тем как выполнить, долго раздумывает;
- Капризы, хочет, чтобы принимали его позицию;
- Пытается подражать взрослым и даже чрезмерно утрированно;
- Не слышит и не может воспринимать критику, настолько важно одобрение;
- Перестает верить в чудеса и сказки;
Как справиться с кризисом семи лет
- Вы заметили, что вашему малышу надоели все игрушки? Появился познавательный интерес к окружающему? Это еще не повод отдавать его в школу. Предложите ему сходить на какие-нибудь развивающие кружки — танцы, плавание, рисование. Это будет определенным выходом для реализации его учебной потребности. Чтение книг — также прекрасный способ узнать много нового и примерить на себя позицию взрослого школьника.
- Расскажите ребенку о различных социальных ролях. Поиграйте в игры, примеряя на себя разные роли — «учитель-ученик», «продавец-покупатель», «врач-пациент». Играя, он сможет познакомиться и с социальными нормами и правилами. На данном этапе вашему малышу важно почувствовать себя на «своем месте». Но не только членом семьи, но и членом общества.
- Принимайте его чувства. Помните, сейчас ваш малыш как никогда остро реагирует на критику. Любые чувства — нормальны. А вот поведение и поступки бывают разные. Это разграничение очень важно! И на этом этапе ребенок уже может это понять. Со своими эмоциями порой бывает тяжело справится и взрослым. Поговорите с вашим ребенком, расскажите, что лично вам помогает снять напряжение.
- Ребенок стремится быть более взрослым и самостоятельным. Дайте ему эту свободу в разумных границах. Предложите ему новые занятия и возможности для самореализации. Будет отлично, если, например, какая-то работа по дому будет «прикреплена» за ним. Ведь он уже, как совсем большой, может сам убирать свою комнату или подметать пол.
- Ценность отношений ребенка со сверстниками в данный период резко возрастает. Родители, как никто другой, лучше всех знают своего ребенка. Помогите ему наладить контакт, научите правилам совместных игр. Если ваш ребенок что-то не поделил со сверстником, дайте ему возможность самому решить ситуацию. Или подскажите как это сделать, не решая все за него.
Посмотрите видео «Кризис семи лет: в чем его главная особенность»:
Дорогие родители, помните, что особенность кризиса — это еще и прекрасная возможность для личностного роста вашего малыша. Будьте внимательны друг к другу, и этот период пройдет более гладко.
А теперь поделитесь статьей с друзьями в соцсетях! Надеюсь, информация была для вас полезной).
Автор: психолог Данилова Валентина
Кризис семи лет — причины, симптомы, диагностика и лечение
Кризис семи лет
Общие сведения
Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).
Кризис семи лет
Причины кризиса семи лет
Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.
Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.
Патогенез
Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).
Симптомы кризиса семи лет
Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).
Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.
Осложнения
У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Диагностика
Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:
- Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
- Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
- Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.
Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).
Рекомендации при кризисе семи лет
В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:
- Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
- Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
- Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
- Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
- Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).
Профилактика
Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.
Характеристика кризиса 7 лет
Кризис семи лет был описан в литературе раньше других и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но и еще не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.
Негативная симптоматика кризиса свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Такое поведение вызывает не улыбку, а скорее осуждение со стороны взрослых.
По мнению Выготского Л.С., такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991 До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка условно можно описать схемой: «захотел-сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же как «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.
Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поведение интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы деятельности дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Но следует заметить, что возможности осознания ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены по сравнению с взрослым человеком.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение занимает он среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желание. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском саду только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощником в семье.
Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу наблюдались симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996
В последние годы отмечается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика кризиса проявляется уже к 5,5 годам, поэтому сейчас чаще говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса.
Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий в жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилетке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. От шестилетнего ребенка требуют умения выполнять правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Его активно обучают знаниям и умениям школьного характера, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся первых классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.
Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показывают, что познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризис семи лет на более ранние сроки.
В — третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом «вытягивания в длину». В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.
Таким образом, переходный возраст оказался в современных условиях растянутым от 5,5 до 7,5 — 8 лет, а его протекание становится более острым (это отмечают воспитатели и учителя, работающие с детьми 6-8 лет). Независимо от характера протекания кризиса, проявление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции.
Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.. 1985
Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походной в комнату, говорит писклявым голосом — это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.
Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч. Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.
Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, недифферинцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.,. 1985
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь”, «я огорчен”, «я сердит”, «я добрый”, «я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальные ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты — побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Необходимо ввести в науку понятие, малоиспользованное при изучении социального развития ребенка: мы недостаточно изучаем внутренне отношение ребенка к окружающим людям, мы не рассматриваем его как активного участника социальной ситуации. На словах мы признаем, что надо изучать личность и среду ребенка в единстве.
Но нельзя же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой — средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим.
И в изучении трудного детства мы не можем выйти за пределы такой постановки вопроса: что сыграло главную роль, конституция или условия среды, психопатические условия генетического характера или условия внешней обстановки развития? Это упирается в две основные проблемы, которые следует выяснить в плане внутреннего отношения ребенка периода кризисов к среде. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991
Первый главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды — это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях. Кто практически занимается изучением нетрудных случаев, тот это хорошо знает. Вам приносят социально-бытовое обследование среды ребенка, где выясняется кубатура жилплощади, есть ли у ребенка отдельная постель, сколько раз он ходит в баню, когда меняет белье, читают ли в семье газеты, какое образование у матери и отца. Обследование всегда одинаково, безотносительно к ребенку, к его возрасту. Мы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обстановки, полагая, что, зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка. Некоторые советские ученые возводят это абсолютное изучение среды в принцип. В учебнике под редакцией А.Б. Залкинда вы находите положение о том, что социальная среда ребенка в основном остается неизменной на всем протяжении его развития. Если иметь в виду абсолютные показатели среды, то в известной степени с этим можно согласиться. На деле это совершенно ложно с точки зрения и теоретической, и практической. Ведь существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды.
Следовательно, самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, — это переход от ее абсолютных показателей к относительным — изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучать, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды. Скажем, ребенок до года не говорит. После того как он заговорил, речевая среда его близких остается неизменной. И до года и после года в абсолютных показателях речевая культура окружающих нисколько не изменилась. Но, я думаю, всякий согласится: с той минуты, когда ребенок начал понимать первые слова, когда он начал произносить первые осмысленные слова, его отношение к речевым моментам в среде, роль речи в отношении к ребенку очень изменились.
Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него. Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребенок перешел от одного возраста к другому. Следовательно, можно сказать, что ощущение среды должно самым существенным образом измениться по сравнению с тем, как оно обычно практиковалось у нас до сих пор. Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет. Динамическое изменение среды, отношение выдвигается на первый план. Но там, где мы говорим об отношении, естественно, возникает второй момент: отношение никогда не есть чисто внешнее отношение между ребенком и средой, взятой в отдельности. Одним из важных методологических вопросов является вопрос о том, как реально в теории и в исследовании подходят к изучению единства. Часто приходится говорить о единстве личности и среды, о единстве психического и физического развития, о единстве речи и мышления. Что означает нахождение всякий раз ведущих единиц, т.е. нахождение таких долей, в которых соединены свойства единства как такового. Например, когда хотят изучить отношение речи и мышления, то искусственно отрывают речь от мышления, мышление — от речи, а затем спрашивают, что делает речь для мышления и мышление для речи. Дело представляется так, будто это две различные жидкости, которые можно смешивать. Если вы хотите знать, как возникает единство, как оно изменяется, как влияет на ход детского развития, то важно не разрывать единство на составляющие его части, потому что тем самым теряются существенные свойства, присущие именно этому единству, а взять единицу, например, в отношении речи и мышления. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — М.: Просвещение. 1964. В последнее время пытались выделить такую единицу — взять, например, значение. Значение слова — это часто слова, речевое образование, потому что слово без значения не слово. Так как всякое значение слова есть обобщение, то оно является продуктом интеллектуальной деятельности ребенка. Таким образом, значение слова — единица речи и мышления, далее неразложимая. Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой — сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту. Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, т.е. к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.
Введение
Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20-30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода — одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.
На примере кризиса семи лет в работах Л.И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствие неправильного воспитания.
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения, так же придается особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.
Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева — момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не является необходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальное расхождение позиций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.
Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.
Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Задачи обследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Сделать сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов.
Содержание кризиса семи лет
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка : он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения( особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.
Черты опосредствованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.
Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».
Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое , более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализации, — учению.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХПОДХОДОВ О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию — позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы — это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.
Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов — критическом и стабильном. Во время кризиса «Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности — новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис — следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева — момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания — кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.
1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. 2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович. Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.
Заключение
Психическое развитие ребенка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие , фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.
Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции. Появление кризиса 607 лет говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
В 6-7 лет дети переходят на новый этап своего развития. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение взрослых к нему меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек.
Этот переход дается нелегко. Ребенку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям – изменить подход к своему подросшему чаду.
Кризис 7 лет у ребенка: возрастная психология, советы родителям
Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям. Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.
Характерные возрастные черты
На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.
Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).
У дошкольника:
- происходит активное развитие воображения;
- осуществляется формирование наглядного мышления;
- начинается формирование мышления с помощью понятий;
- отстраивается собственное видение мира;
- изменяется мотивационная система;
- наблюдается большая свобода поведения.
Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:
- Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
- Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
- Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
- Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.
Отличительные черты кризиса
Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.
Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.
Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:
- неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
- наигранный разговор при общении;
- снижение усидчивости, концентрации внимания;
- попытки передразнить взрослых;
- попытки привлечь внимание.
Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.
Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.
Симптоматика
Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.
Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.
Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное — процесс требования.
Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход — постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.
Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.
Как себя вести родителям
В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.
Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.
Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.
Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.
Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.
В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.
Продолжительность кризисного периода
Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.
Можно выделить несколько этапов кризиса:
- ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
- малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
- полное осознание нового статуса.
Причины кризисного состояния ребенка
Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.
Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.
В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.
В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.
Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.
Малыш посещает школу по различным мотивам:
- Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
- Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
- Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.
Чувства ребенка
Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.
Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.
Возможные изменения
Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:
- Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
- Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
- Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.
Нежелательные действия со стороны родителей
Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:
- Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
- Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
- Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
- Проявление агрессии недопустимо.
- При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.
Рекомендуемые действия
В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
- Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
- Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
- Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
- Предоставьте малышу больше свободы действий.
- Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
- Хвалите за любые достижения.
- Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
- Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.
Вероятные риски
Важным действием является поощрение инициативы ребенка, его поддержка. Похвалив ребенка за самостоятельность, родители способствуют развитию его интеллектуальных качеств, инициативности. Наказание, напротив, ведет только к появлению чувства вины. Постепенно это чувство может преодолеть стремление к самостоятельной, ответственной жизни.
Психологические особенности кризиса 7 лет (стр. 1 из 2)
Федеральное агенство по образованию
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики дошкольного образования
Контрольная работа по детской психологии
Тема : Кризис семи лет
Выполнила:
студентка группы Д- 34
заочного отделения
Филина
Елена Александровна
Содержание :
1. Введение
2. Зачем ребенку кризис?
3. Содержание кризиса 7 лет
4. Разрешение кризиса
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
По мнению Л.И. Божович — сознание своего Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего хотят и к чему стремятся. В результате игра, которая на протяжении всего возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых , к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.
Зачем ребенку кризис?
Развитие ребенка всегда происходит через определенные стадии или периоды. Исследователями детского мира придумано множество возрастных периодизаций, например :
Через эти этапы проходит каждый ребенок. Полноценное проживание каждого возрастного периода подготовит юного человека к восхождению на следующую ступеньку. По этой лестнице он поднимается вверх. На каждой новой ступеньке :
— ребенок по-новому , иначе чем на предыдущей, воспринимает и осознает мир самого себя;
— у него появляются новые возможности и новые потребности;
— его ждет новое главное задание(«центральная задача возраста»). И прежде чем отправиться дальше вверх, он должен ее решить. Если задача не решена вовремя, ребенку будет сложнее идти дальше.
На каждой «ступеньке» интенсивно развивается психика и личность ребенка, он накапливает знания, умения, опыт. Такое накопление происходит постепенно, плавно. Но начинается и заканчивается каждый из периодов возрастным кризисом.
Возрастной кризис – нормальный период от одной стадии развития к другой. В это время резко меняется «внутренняя позиция» ребенка и его положение в системе общественных отношений (семья, школа и т.д.). Зачем ребенку кризис? Затем , что он дает ребенку новый жизненный опыт и новые переживания, ребенок пробует свои новые способности. Во время кризиса симптомы эмоциональной возбудимости, непоседливости – нормальное явление для ребенка.
Содержание кризиса 7 лет
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка : он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения( особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.
Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.
Черты опосредствованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.
Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».
Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое , более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализации, — учению.
Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.
Разрешение кризиса 7 лет
У детей , готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.
Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение.