28.03.2024

Основные правила воспитания детей раннего возраста – Статья (младшая группа) на тему: «Основные правила проведения игр-занятий и их роль в развитии ребенка раннего возраста.»

Содержание

Основные 10 правил воспитания ребенка раннего возраста

Успешное воспитание детей – нелегкое, ответственное дело, можно даже сказать профессия, освоить которую должен каждый родитель. Для того чтобы сдать успешно этот экзамен и получить оценку «отлично» нужна прежде всего подготовка: родители должны знать принципы обучения, а дети должны научиться жить по правилам. Подходы воспитания каждого родителя имеют свои особенности: отцы – более требовательны, а мамы строят свою тактику на любви. Возможно, по этим причинам основные правила воспитания ребенка ближе мужчинам, женщины же просто балуют детей. В последнее время появляется всё больше новых методик воспитания детей родителями. Возможно уже сейчас стоит попробовать некоторые из них.

Замечательно, когда у крошечки есть ощущение свободы, но при этом он должен понимать и ставить для себя границы дозволенного, поэтому ваши запреты изначально должны быть строгими и понятными. При слишком большом количестве запретов, которые еще непонятны и непредсказуемы, от них жизнь детишек стает очень сложной, они начинают замыкаться, ведь мир становится слишком маленьким, скучным. Воздержитесь от резких отказов, подумайте, только потом скажите «нет», это ваше право, как взрослого, но объясните, при каких условиях вы можете пойти на компромисс.

Занимаясь воспитанием чада, самое главное не забывайте, что малыши нам во всем подражают, без устали наблюдая за нашими эмоциями, особенно в экстремальных ситуациях. Освоив несколько основных правил по воспитанию, вы увидите, как облегчится ваша жизнь. Дети воспринимают развернутую модель поведения взрослых, разделив на негативные и позитивные эмоции, когда у вас сложности – малыш стает наблюдателем и в будущем, когда у него будут такие же проблемы, он может справляться с ними, так же, как это сделали вы. В этом хорошо показали себя Немцы, специально разработав правильную модель создания личности.

Придерживаясь 10 важнейших правил воспитания, вы сможете раскрыть в ребенке все его таланты

Придерживаясь 10 важнейших правил воспитания, вы сможете раскрыть в ребенке все его таланты

Если родители могут решать легко свои проблемы, то и карапузы без труда с ними справятся. Очень важно, как можно большее количество времени проводить вместе, всей семьей, это не значит, что вам обязательно нужно целый день проводить с крохой, следить за каждым движением, достаточно просто того, что вы рядом , а малыш всегда сможет к вам подойти, чем-то поделится, спросить, пожаловаться. Главное чувство того, что всегда, он сможет прийти, получить вашу поддержку.

Основные правила воспитания детей раннего возраста, или на что следует обратить внимание

Суть данных правил заключается в похвале за каждый хороший поступок. Не правильно только ругать сына или дочь за плохие поступки, лучше больше хвалите, даже за какую-то мелочь, ведь один из самых сильных стимулов для человека –похвала, уверенность в нужности, всем важно знать, что тебя любят и ценят. На удовлетворение нужд малыша уходит много времени, но не стоит забывать налаживать отношения между собой, ведь взаимоотношения родителей – основа поведения будущего наследника, ведь если родители не ладят между собой, чадо может вырасти грубым.

Какими бы вы не были эмоциональными, рядом с малышом ведите себя более сдержано, так например, новорожденный может сильно испугаться, уже с 5 лет крики матери могут вызвать протест, спровоцировать маленького на крики и слёзы. В дальнейшем неправильная модель поведения семьи приведет к проблемам взаимоотношения, негативно повлияет на нервную систему. К ключевым правилам воспитания деток раннего и среднего возраста относится режим, который нужно соблюдать с самого первого дня после рождения крохи. Он должен привыкнуть, что, например, после обеда он ложится спать, а потом идет на прогулку. Не соблюдая режим, кроха становится нервным, капризным, часто раздраженным. Если же вам необходимо внести коррективы к режиму, то делайте нововведения как можно постепеннее.

10 правил воспитания ребенка

Изучив семейную психологию отношений, ученые вывели 10 важнейших правил по успешному воспитанию ребенка:

  1. Любите своего ребёнка!
    Принимайте его таким, какой он есть, радуйтесь ему, никогда не унижайте, не оскорбляйте кроху. Дайте ему полную уверенность в себе и вас, покажите, что достойны его любви.
  2. Охраняйте своего малыша!
    Жертвуя даже собой и своими интересами, защищайте и исполняйте потребности вашего воспитанника, сохраните ему физическое, психическое здоровье.
  3. Будьте хорошим примером!
    Относитесь к малышу с огромной ответственностью, прививайте ему хорошие качества, любовь к вещам, через себя. Если вы что-то цените, больше шансов, что и для него это станет важным. Все хотят жить в семье где уважают друг друга, поддерживаются тесные, искрение связи, а главные качества близких — доброта, скромность, честность.
  4. Играйте почаще вместе!
    Уделяйте ангелочку больше времени, чаще говорите, играйте играми, которые ему нравятся, попробуйте влиться в мир фантазий вашего малыша, подыгрывайте ему.
  5. Приучайте к труду!
    Попросите помочь по хозяйству, поменьше давайте смотреть телевизор—лучше занять полезным делом. Тут можно руководствоваться поговоркой: «Труд облагораживает человека!».
  6. Давайте возможность самостоятельно приобретать опыт!
    Самый главный, ценный опыт — собственный, перестаньте убеждать других, как правильно нужно поступить, рассказав о подобной ситуации, которая произошла с вами. Каждый человек должен учиться на своих ошибках! Давайте возможность приобретать свой собственный опыт.
  7. Покажите возможности, а также пределы свободы!
    Раскройте перед малышом все возможности прекрасной жизни, но при этом покажите важность знания предела своих поступков, их соблюдения.
  8. Приучите быть послушным!
    Вознаграждайте за хорошие поступки, направляйте во избежание последствий, ущерба, а также наказывайте любимчика, если он нарушает правила.
  9. Не ждите от него больше, чем он способен сделать!
    Не требуйте слишком многого, поскольку он может сказать вам свое мнение или поделится точкой зрения только тогда, когда будет готов. Поймите — все придет с возрастом, при накоплении достаточного количества опыта.
  10. Дарите воспоминания, которые будут ценными!
    Все люди питаются переживаниями, которые дают возможность наблюдать, знакомится со всем происходящим вокруг.

Придерживаясь 10 важнейших правил воспитания, вы сможете раскрыть в ребенке все его таланты

Придерживаясь 10 важнейших правил воспитания, вы сможете раскрыть в ребенке все его таланты

Если будете придерживаться этих 10 правил воспитания ребенка, то увидите, каким он вырастит добрым, законопослушным гражданином, который с любовью будет относиться к вам, всегда поддержит, поможет, а когда вырастет – станет послушным, достойным Вас, Вашей семьи.

На самом деле привить послушание очень просто, важно изначально приучить к слову «надо», как к необходимости, которую очень важно исполнить. Это не просто ваша прихоть! Когда вы даете задание, то проследите, чтобы всё было выполнено: воспитанник должен осознать: « Его надо закончить!». А вот когда работа будет выполнена, последует похвала, слышать которую всем очень приятно. Никогда не бейте кроху: систематическое насилие может привести к слабохарактерности, покорности, а во взрослой жизни, возможно, помешает продвижению по карьерной лестнице. Лучший, самый безболезненный способ наказать – не прибавить плохого в жизни, а уменьшить хорошего. Всегда определяйте свои мотивы, для чего вы воспитываете кроху именно так. Помните, вы всегда должны вести развитие по хорошему, правильному направлению, чтобы воспитанник рос счастливым, искренним, заботливым, честным.

Пройдите тест Тест на СДВГ подросткамТест на СДВГ подросткам

Тест на СДВГ подросткам

1/10

Педагог объясняет новое задание. Твои действия:

проблемы развития ребенка, методы образования

В основе воспитания дошкольников лежит грамотное общение между ними и взрослыми людьми. Именно во время раннего возраста у ребенка появляется острая потребность в коммуникации, которая не последнюю роль играет в формировании мышления, памяти и воображения. В это время дошкольники осваивают пассивную речь и устанавливают связи между предметом и словом, основной деятельностью становится сюжетная игра, в которой дети проявляют свое видение жизненного уклада.

Существует мнение, что недостаток внимания и неправильное воспитание в период раннего возраста представляют собой невосполнимую утрату для детской психики. Все, что недополучил ребенок в возрасте трех-семи лет, откладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Поэтому так важно изучить основные правила педагогического процесса.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста

Чтобы методы воспитания соответствовали уровню развития дошкольника, следует знать основные особенности, которые отличают его в раннем возрасте от старших детей.

Дети раннего возраста развиваются очень быстро и в физиологическом плане, и в психологическом. Наблюдается заметное увеличение веса, роста и массы головного мозга. Кроме того, у них прослеживается глубокая взаимосвязь между развитием физическим и психическим. Если здоровье ребенка в норме, то и его ментальное развитие будет происходить активно. Но, несмотря на это, наблюдается повышенная ранимость. Дети дошкольного возраста еще плохо переносят дискомфорт. А это влияет на подверженность сменам настроения и разного рода заболеваниям. Развитие дошкольника трех-семи лет скачкообразное, но пластичность нервной системы дает возможность легко обучаться. Важный фактор – это эмоциональное развитие ребенка. В целом, его эмоциональное состояние является индикатором его общего состояния. Если дошкольник по большей части испытывает эмоции положительного характера, то развитие и обучение происходит быстрее, и наоборот. Потому в процессе педагогического воспитания так важно создавать положительный эмоциональный настрой. Важно отметить, что на состояние дошкольника во многом влияет его общение с взрослым человек. Недостаток данной коммуникации способен создать эмоциональную депривацию.

Если в первые годы жизни общение сводится исключительно к выяснению физиологических потребностей, то далее коммуникация является залогом новых знаний и впечатлений. Деловое общение между взрослым и ребенком возникает в процессе совместной деятельности. Дети раннего возраста очень подвижны, задают множество вопросов, на которые следует терпеливо давать ответы.

Основные правила воспитания детей раннего возраста

Рассматривая правила педагогического воспитания в современном мире, можно отметить, что некоторые методы прошлого давно устарели и больше не действуют как эффективные. Так, например, метод прививания чувства вины и стыда, принуждение и запреты потеряли былую привлекательность и рассматриваются у педагогов-психологов как крайне негативные. В настоящее время акцент создается на взаимном уважении между ребенком и взрослыми и доверительные отношения.

Основные правила, которые должны применять и педагоги, и родители:

  • Уважать ребенка и не допускать насильственных или уничижительных действий по отношению к нему;
  • Предоставлять свободу выбора, но под необходимым контролем;
  • Создавать все условия для качественного усвоения знаний и навыков детьми раннего возраста;
  • Помогать принимать решения с помощью объяснения недостатков и достоинств того или иного выбора;
  • Объяснять свои требования и прививать положительное к ним отношение;
  • Общаться в большом количестве. Общение – это ключ к взаимопониманию и развитию познавательных навыков, которые, кроме того, помогут сформировать и речь;
  • Поддерживать инициативность и начинания дошкольника, что позволяет выработке уверенности и ответственности;
  • Учитывать принцип единства воспитательной деятельности и требовать такого же подхода к воспитанию со стороны остальных взрослых;
  • Учитывать особенности возраста и индивидуальных способностей дошкольника;
  • Минимизировать запреты и пассивные ожидания со стороны ребенка;
  • Формировать самостоятельность с учетом возраста;
  • Быть примером для дошкольников, потому что дети раннего возраста очень восприимчивы и склонны к подражанию.

Воспитание дошкольников в процессе игры

Так как дети раннего возраста проявляют большой интерес к игровым занятиям, а также проецируют в них свое видение мира, воспитание в процессе игры является одним из основных методов развития личности ребенка.

Педагог должен правильно подобрать игры для соответствующего возраста, спроектировать их ход, но не нарушать детскую самодеятельность, которая образуется в процессе.

Основными правилами подбора и организации игры является такие качества игрового процесса, как организованность, воспитательно-познавательное содержание, активность, творчество, понятные правила, которым дети могут подчиняться, грамотное использование игрушек и прочих материалов, позитивный настрой детей.

В хорошей игре ребенок будет развивать волю, чувствительность, нравственность, поведение. В процессе грамотно организованной игры дошкольник получает новые знания или углубляет уже имеющиеся. Он учится переводить свои представления в действия в игре. Роль воспитателя – не мешать, а внимательно слушать, восполнять недостаток информации и разрешать трудные вопросы.

В процессе игры совершенствуется активно-познавательная деятельность, получаются новые знания. Также во время игровой деятельности у детей можно сформировать особые нравственные качества, такие как патриотизм и правила поведения в обществе. У дошкольников вырабатывается инициативность и смелость.

По своему содержанию игры могут сильно различаться. В сюжетно-ролевых вариантах детьми отображаются эпизоды литературных произведений, семейный быт, жизнь в социуме в целом (например, поведение в магазине или больнице).

Одной из основных целей игры является усвоение дошкольниками определенных правил и способность им подчиняться. Дети раннего возраста еще могут плохо соблюдать правила, однако, даже дошкольники 3-4 лет способны запомнить около двух правил и применять их в игре. По мере взросления игры усложняются, соответственно, усложняются и правила.

Другой не менее важной целью является социализация. Обычно дошкольники группируются в игре по два-три человека, и именно такой процесс педагогу необходимо поощрять. Следует делать все возможное, чтобы игры в группах принимали конструктивный характер: поощрять щедрость и взаимопомощь, обращать внимание на действия и результаты игры сверстника. Даже объединенные в группы дети не всегда могут согласовывать свои действия, и в задачи воспитателя входит помочь достигнуть взаимопонимания внутри группы, а иногда и распределить роли и действия.

Особенное значение в развитии личности ребенка приобретают строительные игры, в которых дошкольники конструируют различные предметы. В групповой строительной игре дети учатся считаться с действиями сверстников, чтобы достичь общего позитивного результата. Задача воспитателя – поощрять и процесс, и результат, по возможности помогать избегать конфликтов внутри группы. Также важно грамотно организовать процесс уборки материала после игры.

Так как дети раннего возраста очень активны и требуют подвижной деятельности, необходимо организовывать активные игры. В их процессе у дошколят также формируются нравственные ценности, так как обычно такие игры требуют подчинению особым правилам и согласованию их внутри группы. В задачи воспитателя входит организация подвижных игр в такой форме, чтобы каждый ребенок был задействован по максимуму. При этом личная инициатива педагога в процессе игры способствует подражанию со стороны детей. Подвижные игры – это еще и положительные эмоции, которые требуются для организации правильного процесса воспитания.

Правила познавательной активности

Как будет развиваться познавательная активность дошкольников, во многом зависит от педагога и от того, какие условия он для этого сможет организовать. Важно не только создать условия, но и развить интерес к такого рода деятельности. Плюсом является природная любознательность, которая отличает детей раннего возраста, и хорошая память, что также позволяет усваивать информацию. Однако чтобы дошкольник в равной степени усвоил все знаний, педагог должен соблюдать последовательность и системность. Это позволяет давать информацию по принципу усложнения.

Систематичность заключается в том, что материал дается детям в виде единой системы, которая отражает окружающий мир. Большое значение имеет квалификация педагога, которая позволяет преподавать материал, понятный для детей определенного возраста. Материал для обучения должен предоставляться постепенно с учетом развития ребенка, его мышления, внимания и памяти. Для педагога важно уметь оценить способность дошкольников к обобщению, анализу и установлению логических связей между явлениями. Важно помнить, что познавательная деятельность имеет определенную цель, а именно, развить волю, память, внимание, целеустремленность. В идеале, если познавательная деятельность осуществляется с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, учитывая его способности и характер. Это же дает педагогу возможность узнать основные модели обучения, которые окажут наибольший эффект для каждого конкретного ребенка. Познавательная деятельность также должна строиться на принципе научности, то есть переходить от описания внешнего облика предмета к его функциональности.

Чтобы закрепить знания ребенка, воспитатель должен уметь преподнести главную мысль в процессе обучения, показать взаимосвязи между объектами. А чтобы новые знания надежно закрепились в информационной системе дошкольника, педагог должен связывать факты с эмоциями и чувствами детей. Дошкольники очень восприимчивы и произвольно запоминают все, что окрашено яркими эмоциями.

Методика воспитания дошкольников часто базируются на мелкой моторике. Это позволяет прекрасно развить мышление и ловкость рук. Дело в том, что на пальцах расположено много рецепторов, при воздействии на которые в мозг посылаются особые импульсы. Они распределяются по центрам, отвечающим за речь и движение. Именно поэтому дошкольная педагогика уделяет особое внимание мелкой моторике. Та, в свою очередь, часто бывает связана с творчеством. Например, лепка фигур из пластилина задействует и мелкую моторику, и воображение, и эстетическое чувство.

Познавательная активность подразумевает под собой и формирование речи, первых навыков письма и математики. Эффективность речевых занятий связана с постепенным переходом от репродуктивных действий к творческим. Последние являются залогом развития словесно-логического мышления, основное формирование которого продолжится в школе.

Педагог должен уделять основное внимание и коммуникациям внутри детских групп, что способствует лучшей социализации.

В период дошкольного развития воспитатели должны уделять особое внимание развитию воображения. В данном случае важно учитывать возраст ребенка. Если у младшего дошкольника развитие воображения происходит благодаря наглядно-образному мышлению, то у старших дошкольников – уже благодаря зачаткам словесно-логического мышления.

Правильный педагогический процесс обязательно содержит и эстетическое воспитание, которое затрагивает развитие воображения и творческих способностей. Правила эстетического воспитания представляют собой целый комплекс мероприятий, проводимых в детскому саду: от групповых занятий творчеством до инсценировок утренников и праздников. Для развития эстетики применяют музыкальные и танцевальные занятия, изобразительное искусство. Эстетическое воспитание может прививаться через созерцание природы и бережное к ней отношение. Нравственное воспитание детей – еще одно направление дошкольной педагогики, которое должно применяться повсеместно. В основе – метод воспитания посредством формирования уважения к посторонним людям, своей стране, чужим ценностям и устоям. В дошкольном возрасте педагог применяет трудовое воспитание, поручая детям выполнение различного рода общеполезных действий. Например, накрыть на стол или убрать со стола.

Можно ли наказывать дошкольника?

Несмотря на то, что одним из основных современных правил педагогики является проявление чувства уважения к ребенку и создания положительных эмоций для его развития, наказаний, порой, трудно избежать. Специалисты оценивают его как дополнительный, а вовсе не основной метод воспитания. Наказывать дошкольника следует только в том, случае, когда необходимо осудить отрицательный поступок.

Cамо наказание должно формировать у дошкольника оценку поведения, а не вызывать моральные или физические страдания.

Современные дети очень эмоционально реагируют на малейшее наказание, поэтому способ данного действия должен быть выбран воспитателем очень осторожно. В качестве наказания не следует применять изоляцию дошкольника от сверстников или осуждать прилюдно.

В течение дошкольного периода физическое и психологическое состояние детей меняется очень быстро, и в качестве основополагающий правил выступает необходимость организовывать познавательный процесс в соответствии с этими особенностями. Педагог должен ориентироваться на детей и выбирать актуальные методики и приемы преподавания информации. При этом важно затрагивать эмоциональный план дошкольника, что позволяет ему лучше усваивать информацию. Воспитатель должен уметь грамотно дозировать познавательную, творческую и двигательную активность, прислушиваться к просьбам ребенка, отвечать на его вопросы. Однако воспитательный процесс – это не просто набор методов, а целая система, состоящая из них. Поэтому главное – варьировать методы, создавая эффективную систему воспитания и организуя творческий подход к обучению дошкольников.

Статья на тему: 10 правил воспитания ребенка

Успешное воспитание детей – нелегкое, ответственное дело, можно даже сказать профессия, освоить которую должен каждый родитель. Для того чтобы сдать успешно этот экзамен и получить оценку «отлично» нужна прежде всего подготовка: родители должны знать принципы обучения, а дети должны научиться жить по правилам. Подходы воспитания каждого родителя имеют свои особенности: отцы – более требовательны, а мамы строят свою тактику на любви. Замечательно, когда у крошечки есть ощущение свободы, но при этом он должен понимать и ставить для себя границы дозволенного, поэтому ваши запреты изначально должны быть строгими и понятными. При слишком большом количестве запретов, которые еще непонятны и непредсказуемы, от них жизнь детишек стает очень сложной, они начинают замыкаться, ведь мир становится слишком маленьким, скучным. Воздержитесь от резких отказов, подумайте, только потом скажите «нет», это ваше право, как взрослого, но объясните, при каких условиях вы можете пойти на компромисс.

Занимаясь воспитанием чада, самое главное не забывайте, что малыши нам во всем подражают, без устали наблюдая за нашими эмоциями, особенно в экстремальных ситуациях. Освоив несколько основных правил по воспитанию, вы увидите, как облегчится ваша жизнь.

Если родители могут решать легко свои проблемы, то и карапузы без труда с ними справятся. Очень важно, как можно большее количество времени проводить вместе, всей семьей, это не значит, что вам обязательно нужно целый день проводить с крохой, следить за каждым движением, достаточно просто того, что вы рядом , а малыш всегда сможет к вам подойти, чем-то поделится, спросить, пожаловаться. Главное чувство того, что всегда, он сможет прийти, получить вашу поддержку.

Основные правила воспитания детей раннего возраста, или на что следует обратить внимание

Суть данных правил заключается в похвале за каждый хороший поступок. Не правильно только ругать сына или дочь за плохие поступки, лучше больше хвалите, даже за какую-то мелочь, ведь один из самых сильных стимулов для человека –похвала, уверенность в нужности, всем важно знать, что тебя любят и ценят. На удовлетворение нужд малыша уходит много времени, но не стоит забывать налаживать отношения между собой, ведь взаимоотношения родителей – основа поведения будущего наследника, ведь если родители не ладят между собой, чадо может вырасти грубым.

Какими бы вы не были эмоциональными, рядом с малышом ведите себя более сдержано, так например, новорожденный может сильно испугаться, уже с 5 лет крики матери могут вызвать протест, спровоцировать маленького на крики и слёзы.  Он должен привыкнуть, что, например, после обеда он ложится спать, а потом идет на прогулку. Не соблюдая режим, кроха становится нервным, капризным, часто раздраженным.

10 правил воспитания ребенка

Изучив семейную психологию отношений, ученые вывели 10 важнейших правил по успешному воспитанию ребенка:

  1. Любите своего ребёнка! 
    Принимайте его таким, какой он есть, радуйтесь ему, никогда не унижайте, не оскорбляйте кроху. Дайте ему полную уверенность в себе и вас, покажите, что достойны его любви.
  2. Охраняйте своего малыша! 
    Жертвуя даже собой и своими интересами, защищайте и исполняйте потребности вашего воспитанника, сохраните ему физическое, психическое здоровье.
  3. Будьте хорошим примером! 
    Относитесь к малышу с огромной ответственностью, прививайте ему хорошие качества, любовь к вещам, через себя. Если вы что-то цените, больше шансов, что и для него это станет важным. Все хотят жить в семье где уважают друг друга, поддерживаются тесные, искрение связи, а главные качества близких — доброта, скромность, честность.
  4. Играйте почаще вместе! 
    Уделяйте ангелочку больше времени, чаще говорите, играйте играми, которые ему нравятся, попробуйте влиться в мир фантазий вашего малыша, подыгрывайте ему.
  5. Приучайте к труду! 
    Попросите помочь по хозяйству, поменьше давайте смотреть телевизор—лучше занять полезным делом. Тут можно руководствоваться поговоркой: «Труд облагораживает человека!».
  6. Давайте возможность самостоятельно приобретать опыт! 
    Самый главный, ценный опыт — собственный, перестаньте убеждать других, как правильно нужно поступить, рассказав о подобной ситуации, которая произошла с вами. Каждый человек должен учиться на своих ошибках! Давайте возможность приобретать свой собственный опыт.
  7. Покажите возможности, а также пределы свободы! 
    Раскройте перед малышом все возможности прекрасной жизни, но при этом покажите важность знания предела своих поступков, их соблюдения.
  8. Приучите быть послушным! 
    Вознаграждайте за хорошие поступки, направляйте во избежание последствий, ущерба, а также наказывайте любимчика, если он нарушает правила.
  9. Не ждите от него больше, чем он способен сделать! 
    Не требуйте слишком многого, поскольку он может сказать вам свое мнение или поделится точкой зрения только тогда, когда будет готов. Поймите — все придет с возрастом, при накоплении достаточного количества опыта.
  10. Дарите воспоминания, которые будут ценными! 
    Все люди питаются переживаниями, которые дают возможность наблюдать, знакомится со всем происходящим вокруг.

Если будете придерживаться этих 10 правил воспитания ребенка, то увидите, каким он вырастит добрым, законопослушным гражданином, который с любовью будет относиться к вам, всегда поддержит, поможет, а когда вырастет – станет послушным, достойным Вас, Вашей семьи.

На самом деле привить послушание очень просто, важно изначально приучить к слову «надо», как к необходимости, которую очень важно исполнить. Это не просто ваша прихоть! Когда вы даете задание, то проследите, чтобы всё было выполнено: воспитанник должен осознать: « Его надо закончить!». А вот когда работа будет выполнена, последует похвала, слышать которую всем очень приятно. Никогда не бейте кроху: систематическое насилие может привести к слабохарактерности, покорности, а во взрослой жизни, возможно, помешает продвижению по карьерной лестнице. Лучший, самый безболезненный способ наказать – не прибавить плохого в жизни, а уменьшить хорошего. Всегда определяйте свои мотивы, для чего вы воспитываете кроху именно так. Помните, вы всегда должны вести развитие по хорошему, правильному направлению, чтобы воспитанник рос счастливым, искренним, заботливым, честным.

Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста — МегаЛекции

1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.

2. Требование единства подхода к воспитанию ребен­ка со стороны всех окружающих его людей.

3. Индивидуальное обращение к детям.

4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей.

5. Воспитание положительного отношения к предло­жениям и поручениям взрослых.

6. Вред частых запретов, длительных пассивных ожи­даний.

7. Своевременное формирование навыков самостоя­тельности и их усложнение.

8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.

9. Поведение взрослого — образец для подражания.

1.Принцип единства в оздоровительной и воспитатель­ной работе. Это правило основывается на такой законо­мерности, как тесная взаимосвязь физического и психического развития. Ребенок не может быть здоровым при отсутствии или недостатке влияний, организующих его нервно-психическую деятельность. У недостаточно раз­витых в нервно-психическом и эмоциональном отношении, малоподвижных, вялых детей часто отмечаются физичес­кое недоразвитие и склонность к заболеваниям.

В настоящее время разработаны критерии оценки здо­ровья детей раннего возраста, среди которых есть пока­затели и нервно-психического развития. Если ребенок имеет какие-либо отклонения в психическом развитии, он не может быть зачислен в первую группу здоровья. Правильное воспитание малышей может быть осущест­влено лишь при условии выполнения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объединены в систему. Для получения положительного эффекта оздоровительных процедур необходимо обеспечить бодрое настроение детей, их активную деятельность и хороший контакт со взрослыми. И наобо­рот, все специальные педагогические мероприятия должны соответствовать состоянию здоровья и физическому раз­витию малышей.

2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Это правило вытекает из особенностей высшей нервной деятельности детей: для образования условного рефлекса и возникающей на его основе привычки необходимо многократно повторять воздействие раздражителей в одних и тех же условиях. Поэтому для выработки у ребенка той или иной привычки или правила поведения необходимы полная согласованность и единство воспитательных приемов. Это достигается путем обсуждения педагогических вопросов на родительских собраниях и педсоветах.



3. Индивидуальное обращение к детям. Обычно ребенок быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, привлечь его внимание. Поэтому «беседовать» с каждым ребенком надо как можно чаще.

4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей. На необходимость соблюдения этого правила указывал К.Д. Ушинский. Оно возможно лишь при условии глубокого знания индивидуальных особенностей развития и поведения детей. Одинаково вредны как недооценка, так и переоценка их возможностей. Несоответствие педагогических мероприятий возможностям детей не стимулирует их развитие, а скорее, наоборот, тормозит.

5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. В раннем детстве формируются первые представления о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Если слова «нельзя» с запрещающей, а «можно» с разрешающей интонацией произносятся при общении с ребенком, то уже в возрасте 10-12 месяцев малыш начинает понимать значение этих слов и соответственно реагировать на них.

6. Маленьким детям трудно находиться длительное время в бездеятельном состоянии: они обычно не подчиняются требованию «тихо сидеть», пока не раздадут питание, пока не выполнят физкультурные упражнения остальные сверстники и т.д. Всякие формы ожиданий непосильны детям раннего возраста из-за несформированности процесса торможения. По этой же причине не следует прибегать к частым запрещениям: если их много, дети обычно не реагируют. В окружающей обстановке должно быть больше разрешаемого, чем запрещаемого. Однако ограниченное число запретов должно иметь место и постоянно повторяться (нельзя брать предметы со стола воспитателя, нельзя трогать чайник, брать в руки нож и т.д.). Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение требований взрослого формируют положительное поведение детей.

7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. Это одно из важных требований педагогики раннего возраста. Стремление к самостоятельности – закономерность развития формирующейся личности. Если не учитывать этого, то у ребенка постепенно могут закрепиться негативизм, упрямство, капризы. Часто взрослые выполняют за ребенка то, что легко может выполнить он сам. В этом случае потребность в самостоятельных действиях у малыша угасает. Важно, чтобы попытка самостоятельно выполнить действие завершилась успехом. Результативные действия укрепляют уверенность в своих силах и стимулируют самостоятельность.

8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Правило вытекает из недостаточ­ной сформированности и подвижности нервных процессов малышей. Маленьким детям нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Отрицательное поведение часто возникает тогда, когда ребенок со­средоточен на какой-либо деятельности, а его молча бе­рут за руку и ведут умываться, одеваться, заниматься.

9. Установку на переключение с одного вида деятельнос­ти на другой помогают создать спокойные слова воспита­теля, индивидуально обращенные к ребенку: «Оля, Сере­жа, Таня, собирайте игрушки: будем заниматься», «Таня, пойдем мыть руки» и др. Своим обращением взрослый на­страивает детей на предстоящую деятельность, создает определенную готовность подчиниться его требованиям. Это положительно влияет на воспитание поведения.

10. Поведение взрослого — образец для подражания. Особенность детей раннего возраста — подражательность, впе­чатлительность. Благодаря способности подражать дети овладе­вают речью, способами действий с предметами, осваи­вают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в их присутствии поступки и слова, закрепле­ние которых у детей нежелательно.

Соблюдение перечисленных выше правил воспитания помогает формированию нравственных сторон личности. Какие качества будут сформированы в раннем детстве, во многом зависит от окружающих ребенка взрослых.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Особенности воспитания детей раннего возраста

Библиографическое описание:

Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 25.01.2020).



Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти, воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей.

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния маленького ребенка.

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна ихвысокая ранимость.Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Существуют основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми раннего возраста:

  1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.
  2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей.
  3. Индивидуальное общение с ребенком.
  4. Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.
  5. Воспитание положительного отношения к требованиям взрослых.
  6. Вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий.
  7. Своевременное формирование навыков самостоятельности.
  8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.
  9. Образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, так как дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.

Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции.Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Их помощь, доверие, внимание к педагогам во многом определяют успех и результативность в совместной работе детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Педагогический всеобуч вооружает родителей дошкольников основами педагогических знаний. Особое внимание уделяется развитию речи ребенка, формированию у него нравственных стереотипов, определенных форм поведения. Родители лучше усваивают приемы и методы воспитания своих детей в общениях с педагогом, психологом, медиком, проводящими практические занятия, консультации или беседы, подкрепленные примерами из личного опыта. Необходимо шире использовать методы в работе педагога, активизирующие мышление и практическую деятельность родителей. Учить их анализировать свои поступки и поступки ребенка. Эффективным методом взаимодействия семьи и детского сада служит принцип «обратной связи», где родители сами задают интересующие их вопросы.

Особое место занимает вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу. Общая задача педагогов и родителей заключается в помощи ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Необходимо пересмотреть домашний режим малыша, упорядочить часы сна, питания, прогулок, максимально приблизив их к режимным моментам детского сада.

Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Похожие статьи

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Все события жизни ребенка даже те которые не ставят воспитание целью оказывают воспитательный, т. е. социализирующий фактор.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт…

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера…

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая…

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как…

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей…

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи…

Воспитание и перевоспитание | Статья в журнале…

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности воспитания детей раннего возраста | Молодой ученый.

Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детейРазвитие детейРазвитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста — особенности

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы развития речиФакторы развития речиФакторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х летКризис 3-х летКризис 3-х лет — симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.

Малыш в 3 месяцаМалыш в 3 месяцаС малышом надо много разговаривать и показывать игрушки

С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.

Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.

Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.

Массаж ребенкуМассаж ребенкуМассаж ребенку способствует физическому развитию

Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.

Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.

Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.

Малыш и игрушкаМалыш и игрушкаС месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками

Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.

Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни

В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.

Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.

Малыш в 4 месяцаМалыш в 4 месяцаМалыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.

Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.

Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.

В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.

Игрушки для ребенка до годаИгрушки для ребенка до годаИгрушки для ребенка до года надо периодически заменять

Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».

В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.

Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.

Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

Ребенок в 6-7 месяцевРебенок в 6-7 месяцевРебенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам

Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.

Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

Развитие от 7 до 12 месяцевРазвитие от 7 до 12 месяцевРазвитие от 7 до 12 месяцев — примерный график

В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

Альбом для развития речиАльбом для развития речиАльбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным  неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни

В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.

Ребенок в 2 годаРебенок в 2 годаРебенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру

Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.

Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.

Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:

  • покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
  • побарабанить ладошками по столу;
  • сжать и разжать кулачки;
  • помахать в воздухе только пальчиками;
  • похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
  • раскладывать и раскладывать матрешку;
  • размять пальчиками глину и пластилин.
Развивающая играРазвивающая играРазвивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию

С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.

Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.

Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.

Развивающие игрушкиРазвивающие игрушкиМного играйте с ребенком

Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)

Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.

Занятия с детьми от 2 до 3 летЗанятия с детьми от 2 до 3 летЗанятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно

Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.

Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.

Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.

Лото для маленькихЛото для маленькихЛото для маленьких — отличная развивающая игра

В этом возрасте у детей формируется понятие «Я — НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».

В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь  некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.

Кризис 3-х летКризис 3-х летКризис 3-х лет — симптомы

Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.

Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.

Воспитание малыша от 1 до 3х лет — одна с самых важных задач родителей | Мамоведия

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка?

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными.

Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи.

И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания.

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3—4 лет жизни.

Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья.

Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать.

Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным.

Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания.

У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним.

Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения.

Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати — вы испытаете определенные трудности. 

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др.

В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании.

У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований.

Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» — «нельзя».

При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному — важно только, кто при этом присутствует, отец или мать?

Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность.

Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи — важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

Ваше требование—закон.

Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо.

Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание.

Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

Развитие самостоятельности.

Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий.

Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй».

Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания?

Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги.

Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому—аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах.Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка.

Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия.

Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» — и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки».

Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.).

Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании.

К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма.

Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности.

Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи — ведь малыш только научился ее понимать — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать.

Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки».

Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери.

В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие.

Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело — сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка.

Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка.

Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы.

В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания.

Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность.

Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет.

Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы.

Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач?

В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка?

Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке»

Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним.

Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку — в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *