24.11.2024

Отрицательное пространство – Негативное пространство в графическом дизайне ‹ Виртуальная школа графического дизайна

Содержание

Негативное пространство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Негативное пространство в искусстве — пространство между или вокруг объекта / объектов рисунка. Негативное пространство может быть наиболее заметным, когда пространство вокруг объекта, но не сам объект, формирует соответствующие художественные формы, и такое пространство, как главный объект, иногда используется для художественного эффекта. Использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции. Японское слово «ma» иногда используется для этой концепции, например, в садовом дизайне[1][2][3].

В двухцветном, чёрно-белом, рисунке предмет, как правило, показан чёрным цветом, а пространство вокруг остаётся незакрашенным (белым), тем самым формируя силуэт предмета. Однако, изменив цвета таким образом, что пространство вокруг объекта будет зарисовано чёрным, а сам объект останется незакрашенным (белым), получится негативное пространство, сформированное очертанием вокруг объекта.

К эффекту негативного пространства прибегали древние египтяне, как это прослеживается в скульптурной композиции чиновника Сенеба и его семьи (в коллекции Египетского музея Каира: зал 32, JE 51280)[4]. Разместив детей параллельно ногам женщины Сенетитес, художник добавил симметрии и создал впечатление пропорциональности сидящей фигуры карлика Сенеба[5], не скрывая настоящего его телосложения[4].

Элементы рисунка, отвлекающие от главного рисунка или в случае с фотографией, объекты в той же фокальной плоскости, не считаются негативным пространством. Негативное пространство может быть использовано, чтобы изобразить предмет в избранной среде, показывая всё вокруг предмета, но не сам предмет. Использование негативного пространства создаёт силуэт предмета.

Использование в композиции одинаковых негативных пространств, равно как и положительных, принимается многими специалистами за хороший дизайн. Этот основной принцип дизайна, который часто пересматривается, даёт глазам «время для отдыха», увеличивая привлекательность изображения с помощью новых видений. Термин также используется музыкантами для обозначения тишины в произведении.

Один из инструментов, который используется преподавателями по искусству при изучении положительного и отрицательного пространства, стал известен из книги профессора Бетти Эдвардс «Рисование правой частью мозга». В упражнении студенты переносили изображение с фотографии или рисунка, размещённого вверх тормашками. Так как изображение перевёрнуто, студенты не могли опознать предмет на рисунке. Поэтому они были способны уделить одинаковое количество внимания как положительному, так и негативному пространству. Результатом этого упражнения стал значительно более детальный рисунок.

Негативное пространство в дизайне: советы и практики

Мы часто думаем, что для нас плохо молчание, пустота или бесцветность. Мы принимаем их как должное, не думая, что они являются прочной основой контраста. Только тишина позволяет нам понять значение звука. Только негативное пространство позволяет нам чувствовать цвета ярче и глубже, когда они появляются на сцене. И только отсутствие воздуха позволяет нам понять, насколько он важен. Сегодня мы говорим о воздухе в дизайне. Давайте обсудим негативное пространство.

Негативное пространство в дизайне: советы и практики

Что такое негативное пространство в дизайне?

В принципе, негативное пространство — или пустое пространство, как его часто называют, — это область макета, которая остается пустой. Это может быть область не только вокруг объектов, которые вы размещаете в макете, но и внутри них. Негативное пространство —  не только определяет границы объектов, но и создает необходимые связи между ними в соответствии с принципами Гештальта и создает эффективную визуальную композицию. Благодаря этому пустое пространство является законным элементом дизайна, который оказывает большое влияние на восприятие пользовательского интерфейса.

«Негативное пространство похоже на холст: это фон, который объединяет элементы в дизайне, позволяя им выделяться», — говорит Мэдс Согаард из Interaction Design Foundation.

Негативное пространство в графическом дизайне часто встречается в логотипах, на иллюстрациях, плакатах и леттеринге​​, где оно становится активной частью визуальной презентации, делая ключевые объекты еще более выразительными. Например, в приведенной ниже иллюстрации блога мы можем видеть, как фоновый элемент (луна) играет роль контрастного отрицательного пространства, что делает космонавта более ярким и динамичным.

Что такое негативное пространство в дизайне

В дизайне пользовательских интерфейсов для веб-сайтов и мобильных приложений  применение негативного пространства является значимым фактором высокого удобства использования и навигационной способности интерфейса. Негативное пространство вокруг элементов макета также называется макропространством, тогда как пространство внутри этих элементов — микропространством.

Что такое негативное пространство в дизайне

В чем разница между белым пространством и негативным?

Короткий ответ: никакой разницы. Эти понятия полностью взаимозаменяемы.

Почему это явление отражается в двух разных терминах? Легко ответить, если проследить происхождение. Термин «белое пространство» происходит из дизайна печати, с тех пор, когда страницы были в основном белыми, поэтому белое пространство было вокруг, между буквами и символами, а также вокруг иллюстраций. Сегодня, используемый в дизайне, этот термин не имеет ничего общего с белым цветом: все дело в пустом пространстве, а не в цвете. Термин «негативное пространство» происходит из фотографии: на фотоснимках, положительное пространство — это то, что привлекает внимание (объекты), и, соответственно, фон — негативное пространство.

Важно помнить, что негативное пространство в веб-дизайне не обязательно должно быть только белым — вы можете использовать любой цвет, текстуру, ровный узор или фоновое изображение.

Почему негативное пространство важно?

Представьте себе, что вы вошли в комнату, полностью заполненную различными предметами. Полки, коробки, сумки, груды книг и одежды, стол, забитый различными вещами. Сможете ли вы сконцентрироваться на таких условиях? Вам действительно нужны все эти вещи прямо сейчас? Сможете ли вы найти то, что вам нужно, и сколько времени потребуется? Это то же самое, что испытают пользователи, открывая страницы без свободного воздуха негативного пространства.

Как клиенты, так и некоторые дизайнеры могут захотеть разместить на одной странице или экране как можно больше элементов и функций, думая, что это будет полезно для потребителей. Но это ошибка: на самом деле пользователям не нужно все сразу. Более того, слишком много элементов без достаточного количества воздуха значительно повышают уровень отвлечения: перегруженные информацией и интерактивными элементами, и пользователям приходится прилагать усилия, чтобы найти то, что нужно. Как заметил Ааррон Уолтер: «Если все кричит, то ничего не слышно».

Среди преимуществ продуманного применения негативного пространства в дизайне мы могли бы упомянуть следующее:

  1. оно поддерживает чтение страницы;
  2. оно улучшает визуальную иерархию;
  3. оно поддерживает визуальную связь между элементами;
  4. оно обеспечивает достаточно воздуха на странице, чтобы она не чувствовалась загроможденной;
  5. оно фокусирует внимание пользователя на основных элементах и уменьшает уровень отвлеченности;
  6. оно добавляет стиль и элегантность на страницу.

Например, давайте посмотрим на целевую страницу Big City Guide. Здесь дизайнер применяет фоновое фото, и оно играет роль негативного пространства. Более того, элементы фотографии и надписи основного элемента взаимосвязаны: это делает отрицательное пространство активным элементом дизайна и придает странице единый гармонический вид.

Big City Guide

Факторы, на которые влияет негативное пространство

Грамотное применение отрицательного пространства может оказать значительное влияние на следующие факторы пользовательского опыта.

Читаемость и удобочитаемость: если между элементами недостаточно места, они становятся трудночитаемыми и их восприятие требуют дополнительных усилий. Балансировка негативного пространства, особенно микропространства, решает эту проблему и делает процесс чтения более естественным. Таким образом, негативное пространство напрямую влияет на эффективность типографики на странице.

Брендинг: если вы рассмотрите какой-либо логотип, вы обнаружите, что дизайнеры определяют соответствующее количество негативного пространства вокруг него, чтобы он воспринимался правильно. Нарушение этих правил портит восприятие логотипа.

Факторы, на которые влияет негативное пространство

Исходя из этого, негативное пространство оказывает влияние на визуальное восприятие в таких аспектах, как:

  • текстовое содержимое;
  • графический контент;
  • навигация;
  • идентичность бренда.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Вот главная страница The Big Landscape. Без каких-либо визуальных фреймов и таблиц, из-за сбалансированного использования негативного пространства дизайнер создает сильную визуальную иерархию и позволяет пользователю сканировать различные блоки контента за считанные секунды. Таким образом, дизайн выглядит организованным, но и легким и воздушным. Белый фон и компоновка делают его похожим на страницу журнала, которая гармонично информирует читателя о целях и характере этого сайта.

Факторы, на которые влияет негативное пространство

Другим примером является приложение Upper: здесь негативное пространство черное, что создает отличный контраст с основными элементами интерфейса. Для всего экрана используется только одна прямая линия. Тем не менее, все макеты выглядят организованными и хорошо читаемыми из-за достаточного количества воздуха и без отвлекающих факторов. Пространство также поддерживает стилистическую элегантность, чтобы способствовать эстетическому удовлетворению.

Факторы, на которые влияет негативное пространство

Проблемная зона

1. Сложная терминология. Когда вы говорите с клиентами, которые могут быть не знакомы с условиями дизайна, убедитесь, что вы доносите значение негативного пространства, прежде чем описывать дизайн-решения. Для не-дизайнера может быть сложно понять, почему «этот экран нуждается в большом количестве белого пространства».

2. Желание уменьшить негативное пространство, чтобы разместить больше элементов на странице или экране. Это происходит не только в дизайне интерфейсов: вы можете услышать, как дизайнер интерьера рекомендует сохранить некоторое пространство для клиента, который хочет 4 книжных шкафа в одной комнате вместо 2, или архитектор, объясняющий, почему существует необходимость в пустом пространстве вокруг здания.

3. Плохая приоритизация. Негативное пространство не является залогом успеха, если за интерфейсом не стоит продуманная информационная архитектура.

Источник и иллюстрации

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает

Нашел интересную информацию об одном из понятий композиции в кадре. Думаю, эта концепция поможет при создании интересной, цепляющей фотографии

Ведь что мы продаем? Не предмет — одежду, мыло, фотофоны — это много кто продает. Наши заказчики покупают не конкретные предметы, они совершают свой выбор, исходя из своих, внутренних причин (как любят сейчас говорить, закрыть свою боль). Мы все покупаем время, радость, здоровье, возможность отдохнуть или заработать.
Исходя из этого, наши фотографии должны предлагать именно это. То есть на фото должен быть объект съемки и должен быть так называемый посыл, эмоция которые мы хотим передать нашему покупателю.
Итак.
Внутри границ кадра изображение состоит из двух пространств, которые всегда взаимодействуют между собой. Это непосредственно объект съёмки и пространство, которое его окружает. И не просто окружает, это пространство формирует конечный образ, возникающий у нашего заказчика.
Если говорить научными терминами, то место, которое в кадре занимает объект съемки — это позитивное пространство. А пространство, которое его окружает — негативное пространство.
С этой точки зрения, хочу заметить, очень удобно компоновать кадр. Если у нас один объект (куколка, к примеру) или несколько объектов, которые слились (чашка с блюдцем), то и позитивное пространство у нас одно.
Если у нас два главных объекта (две куколки стоящие друг против друга, мыло ручной работы и масло для тела), позитивное пространство разделяется на несколько частей.
Все остальное вокруг — негативное пространство. И оно является полноценным участником кадра, так как его границы и определяют то, что вы снимаете. А также задает тон, историю или эмоцию в кадре. Природа не терпит пустоты. Кадр тоже.
Все помнят правила компоновки?
Не ставить объект съемки на край кадра, не разделять кадр вертикальной линией, не загромождать окружающее пространство множеством разрозненных предметов. Если посмотреть на эти ограничения с точки зрения негативного пространства, все становится гораздо проще — не нарушать целостность, не разрывать и не загромождать пространство. Соблюдаем баланс, господа!
Любой продающий (да и вообще любой) кадр начинается с сюжета, так как кроме воздуха для главного объекта, негатив дает нам некую историю. Мы видим место действия, обстоятельства, антураж, а значит и эмоцию или некую идею, которые он передает нашему заказчику. Только не забывайте, главный признак негативного пространства – некая однородность. Ровный фон без резких цветовых пятен; предметы могут быть, но они немного размыты, отдалены от объекта съемки и воспринимаются как некое единое целое.
Кстати, основные ошибки тоже можно увидеть, если рассмотреть кадр с этой точки зрения
1. Сливающиеся цвета фона и объекта. Белое на белом, черная кошка в темной комнате… ну вы поняли. Негативное пространство формирует границы позитивного пространства, а в этом случае границы размываются. Как и целостность основного объекта
2. Свалка. Здесь обратный эффект. В этом случае именно негативное пространство перетягивает на себя внимание, и опять же теряется целостность и баланс.
3. Развал композиции. Это когда негативное пространство содержит посторонние предметы, которые не связаны с общей идеей снимка. Особенно если эти объекты ярче, или крупнее, или более четко обозначены. То есть появляется новое, второе позитивное пространство, которое перетягивает на себя внимание и создает дисбаланс.

Теперь поговорим, как можно использовать негативное пространство.
1. Изолировать объект и привлечь к нему внимание. Размытый фон, однородный или контрастный фон — и негативное пространство заставляет объект выделиться, четко очерчивая границы. Глаза зрителя «отдыхают» на пустой области снимка. Это улучшает восприятие фотографии. Негативное пространство помогает избежать перегруженных фотографий.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 1

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 2

2. Задать эмоцию или настроение. В зависимости от цвета, от наполненности (или загруженности) кадра у нас возникает конкретная эмоция. Используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности, приглушенные цвета дают ощущения спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 3

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 4

Если наполнить кадр определенными предметами, можно создать фото в стиле Прованс, винтаж, минимализм. Все зависит от идеи.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 5

3. Простота. Используя настройки фотоаппарата можно при необходимости упростить общую композицию и выделить главный объект. Глубина резкости, освещение, измененный ракурс — все зависит от ситуации и главной идеи снимка.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 6

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 7

Даже девушку в ярком платье можно выделить на фоне пестрого многотравья на лугу. К примеру, создать мелкую глубину резкости и затенить фон. Или духи на фоне ярких огней ночного города.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 8

Сюда можно отнести минимализм — предмет на белом фон. Но минимализм может быть выражен и более интересно. Для того, чтобы задержать взгляд заказчика, желательно, чтобы негативное пространство было фактурным. Фактура делает даже пустое пространство интересным и заставляет дольше разглядывать снимок.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 9

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 10

И в конце еще одно (тут немного!)

Есть правило — негативное пространство должно превышать позитивное примерно в два раза.
К примеру, предмет на фотофоне должен занимать не более 30% места от общей площади. Тогда можно снимать под разными ракурсами и обрезать лишнее без риска что вашему предмету станет тесно.
При правильном использовании негативное пространство обеспечивает естественный баланс с положительным пространством в композиционной сцене. Получить такой баланс на практике довольно сложно, ведь само определение достаточно субъективное.
Кстати, крутые блогеры предрекают, что в следующем году в тренде будет нестандартное негативное пространство. В первую очередь это съемки на природе. Поживем, посмотрим.

Что такое негативное пространство на фото и как нам это помогает, фото № 11

Автор последнего фото, на природе Александр Сляднев

Творческих успехов вам!!

Негативное пространство в фотографии

Пространство – один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета). Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.

Позитивное и негативное пространство

Если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: «Посмотрите на меня! Посмотрите на меня!» Если ваш взгляд за что-то цепляется, это – основной элемент кадра.

Текстурированная серая стена обеспечивает негативное пространство, позволяющее дереву выделяться.

Негативное пространство – это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство – это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.

«Негативное» не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2.8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.

Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.

Негативное пространство везде

Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип FedEx. Фиолетовые и желтые буквы – позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип лезет на передний план. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.

Скульптура – это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!

Как же эффективно использовать всё это в фотографии?

Негативное пространство в виде песка обеспечивает контраст и интерес, подчеркивая камень, лежащий на нем.

Четыре способа применить негативное пространство

Темный фон делает тюльпан главным и заметным субъектом в кадре.

1. Изолировать субъект и привлечь к нему внимание

Самый распространенный способ использования негативного пространства – привлечение внимания к субъекту. Если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.

В каждом случае негативное пространство фокусирует внимание на субъекте. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.

Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?

Негативное пространство, окруженное туманом, не только подчеркивает субъект, но также вызывает определенные эмоции.

2. Задать эмоцию или настроение

Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.

В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки – красные, оранжевые, желтые – вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же – синий, зеленый, фиолетовый – заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.

Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.

Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.

Почти монотонная стена делает минималистичную композицию намного привлекательнее.

3. Простота и минимализм

Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?

Если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.

Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне – еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.

4. Пространство для текста

Если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.

Три предостережения

Вы слышали о трех мушкетерах. Три предостережения – это их менее авантюрные братья.

Статуя Мартина Лютера Кинга смотрит влево, поэтому там должно быть негативное пространство, чтобы его взгляд был направлен на что-то, а над головой нужно немного больше свободного места.

1. Достаточно ли пространства для маневров?

Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.

Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. Если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.

Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.

Камни и деревья не двигаются, но эффект при расположении большей части негативного пространства слева отличается от того, который создается при помещении его справа.

2. Как понять, что негативного пространства слишком много?

Если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное – его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.

Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.

3. Не забываете ли вы о своей цели?

Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?

Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: «Зачем я использую негативное пространство?» Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность?  Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?

Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо Оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства.

Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях!

Автор: Frank Gallagher

Негативное пространство в графическом дизайне ‹ Виртуальная школа графического дизайна

Нет, друзья, не подумайте, что старина Боб решил вдруг покопаться в психологических теориях эмоций. Хотя, с другой стороны, чем не тема для статьи? Ведь графический дизайн и психология человека напрямую связаны друг с другом.

Но сегодня я хочу обратиться к не менее важной теме — использование свободного пространства вокруг элементов в дизайне.

Любой художник и дизайнер в своих работах уделяет много внимания деталям, но порой забывает об очень важной составляющей – о негативном или, как его еще называют, отрицательном пространстве. А ведь использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции!

Итак, знакомьтесь, негативное пространство – это место вокруг изображаемого объекта. Проще говоря, это область, незанятая содержанием.

Одним из первых негативное пространство начал использовать в своих работах американский художник-оформитель Чарли Гослин. Многие дизайнеры до сих пор черпают вдохновение и приводят в пример его работы.

Главной особенностью творчества Чарли Гросина было его умение создавать с помощью негативного пространства интересные графические элементы, наделенные дополнительным смыслом.

Негативное пространство

Хороший дизайнер понимает, что пространство, окружающее предмет не менее важно, чем сам предмет. Для того чтобы управлять взглядом зрителя, необходимо сделать «негативное пространство» активным.

«Негативное пространство» может становиться самодостаточным в композиции, конкурировать с «позитивным пространством» или поддерживать его. Однако в грамотном дизайне оно не должно отвлекать внимание от основного предмета композиции.

Негативное пространствоС помощью негативного пространства многим дизайнерам удается создавать удивительные логотипы. Вот один из наиболее интересных примеров — логотип Американского Архитектурного центра.

Не существует абсолютных правил, определяющих хороший дизайн. Тем не менее, есть основополагающие принципы зрительного восприятия, которых следует придерживаться для создания качественного логотипа. Одним из них безусловно является восприятие физического пространства, занимаемого отдельно взятым графическим элементом по отношению к другим элементам на странице.

Впрочем, негативное пространство не обязательно должно быть белым, или окрашенным каким-то одним сплошным цветом. Оно может содержать плавные, цветовые переходы и даже фоновые объекты.


Учитесь видеть негативное пространство!

Для того, чтобы научиться эффективно использовать негативное пространство, вы должны видеть не только содержание страницы, но и ее скрытый смысл.

Один из инструментов, который используется преподавателями в художественных вузах, стал известен благодаря книге профессора Бетти Эдвардс «Рисование правой частью мозга». В упражнении студенты переносили изображение с фотографии или рисунка, размещенного «вверх ногами».

Поскольку изображение было перевернуто, студенты не могли распознать предмет на рисунке. Поэтому они машинально уделяли равное внимание как положительному, так и негативному пространству. В результате этого упражнения выходил значительно более детальный рисунок.

Вот наиболее известный пример с бокалом и контурами лица. Ваза Рубина — оптическая иллюзия, которая из-за негативного пространства вокруг вазы кажется то бокалом, то двумя лицами.

Негативное пространство


Широкие возможности «негативного пространства».

Применяя возможности «негативного пространства» можно добиться:

  1. Ощущения воздушности и элегантности композиции.
  2. Концентрации внимания на самом главном элементе композиции.
  3. Лёгкости восприятия текста.
  4. Управления взглядом зрителя. Например, от заголовка к иллюстрации, от иллюстрации к тексту.
  5. Передачи дополнительного смысла работы.

Очень интересно использует отрицательное пространство в своих картинках израильский иллюстратор Нома Бар (Noma Bar). Его рисунки лаконичны, просты и в то же время остроумны. Он выпустил книгу иллюстраций «Негативное пространство» («Negative Space»). Данная подборка была опубликована в изданиях The Guardian и New York Times Magazine.

Негативное пространство
Негативное пространство
Негативное пространство
Негативное пространство

Используйте «негативное пространство», как важный элемент композиции с самого начала работы над дизайн-проектом — и вы добьетесь впечатляющих результатов!

Выбери свой путь

Поделиться в соц. сетях:

Отрицательное пространство в фотографии ⋆ PHOTO-dn

Что такое отрицательное пространство и как оно может улучшить ваши фотографии?

Вы когда-нибудь заходили в популярный магазин в разгар распродажи или перед праздником? Вы были поражены огромным количеством людей, грязными полками и длинной очередью? Иногда, когда мы пытаемся сделать слишком информативную фотографию, мы оставляем наших зрителей с тем же чувством, – перегружаем их. К счастью, есть простое решение для этого: отрицательное пространство.

Что такое отрицательное пространство?

Отрицательное пространство, или пустое пространство, оставляет свободный фон в изображении, чтобы дать возможность отдохнуть глазу и привлечь внимание зрителя непосредственно к объекту.

Объект фотографии – это положительное пространство, а область вокруг или между объектами (предметами) – это отрицательное пространство.

Отрицательное пространство не должно быть пустым или белым, но оно должно иметь малый контраст. На фотографии выше небо служит отрицательным пространством, несмотря на то, что оно имеет набор ряда цветов от восхода солнца.

Почему отрицательное пространство важно?

Одним из первых правил является «заполнение кадра», и я все еще считаю, что это важно, потому что это помогает устранить отвлекающие факторы и сосредоточиться на своих объектах.

Иногда добавление отрицательного пространства может добавить глубину или масштаб, перенести глаз непосредственно к предмету или подчеркнуть размер, форму или цвет объекта и при этом значительно улучшить общую композицию фотографии.

На фотографии выше огромный простор перед ребенком передает чувство благоговейного страха перед размерами окружающего его мира. Свобода, которую он должен чувствовать, когда он бежит по тропе, передается через пространство вокруг него. В этом случае крупный план может сделать красивый портрет, но не позволит аудитории проникнуться эмоциями ребенка.

Открытое пространство может помочь создать ощущение благоговения, одиночества, радости или отчаяния на ваших фотографиях, добавив эмоции к истории, которую вы рассказываете.

Что такое Правило Космоса? Как это относится к правилу третей?

Использование правила третей, самый простой способ составить композицию с достаточным отрицательным пространством – разместить свой объект вдоль одной из линий или на одном из перекрестков, а затем заполнить остальную часть кадра отрицательным пространством. Если вам нужна дополнительная информация или вы хотите увидеть примеры фотографий, которые соответствуют правилам третей, ознакомьтесь с этой статьей .

Этот метод особенно эффективен, если объект в действии.

Отрицательное пространство должно занимать область, куда направлен взгляд объекта или его движение. Дайте бегуну пространство для движения и пространство балерине, чтобы сделать фуэте.

Но иногда вашему объекту не нужно место, на которое можно смотреть или куда двигаться.

Иногда, Правила должны быть нарушены

В моих галереях есть особое место для изображений с сочетанием достаточного отрицательного пространства и центральной композицией.  И, хотя иногда это скучно, зато может приносить успокоение в кадр. Добавьте к кадру успокаивающий эффект отрицательного пространства, и ваше изображение прекрасно опишет идиллию природу в полдень на пляже или воспоминания о детстве, когда модель блуждает по экспансивному полю пшеницы.

отрицательное-пространство

Сколько места я должен использовать?

Между отрицательным и положительным пространством нет магической взаимосвязи, но я предлагаю поиграть с этими методами и найти тот, который вам нравится.

Во-первых, попробуйте сбалансировать отрицательное и положительное пространство, сохранив при этом объем сцены, в которую они входят.


Canon 6D, 85 мм, ISO 250, f / 2.8, 1/250

Затем попробуйте заполнить кадр ⅔ или даже более отрицательного пространства. Вы можете быть удивлены, насколько вам понравятся результаты.

Наконец, измените это соотношение и заполните кадр ⅔ объекта и ⅓ отрицательного пространства.


Canon 6D, 85 мм, ISO 500, f / 3,5, 1/640

Каждый метод дает другое ощущение фотографии. Использование комбинации этих методов наряду с крупными планом может создавать разнообразие в любой галерее, которую вы создаете. Иногда широкие установочные снимки с отрицательным пространством могут быть произведением искусства, которое ваш клиент повесит на стену.

Как найти отрицательное пространство?

Поиск отрицательного пространства означает тратить время на поиски того, чего нет на фотографии по вашей задумке)). Это означает, что нужно устранить все, что может отвлекать. Проведите день, не снимая ничего, кроме простых, минималистических сцен, и вы научитесь находить отрицательное пространство. Вот еще три способа найти (или создать) отрицательное пространство на ваших фотографиях:

Работайте с ракурсом

Съемка ясного, голубого неба или широкого поля пшеницы создает постоянный цвет и пространство с низким контрастом. Прочтите эту статью для другого взгляда на то, как углы могут изменять ваши фотографии.

Поиск чистого фона

Фотография Алиссы Хоббс. Nikon D3400. ISO800, f / 16, 1/640

Найдите чистый фон, который не имеет контраста. Стена – отличный пример того, как вы можете создать отрицательное пространство из своего окружения. В приведенном выше примере песок служит отрицательным пространством.

Используйте малую глубину резкости

Мир может быть беспокойным и напряженным местом, поэтому иногда вам нужно создать свободное пространство, например, по среди оживленной улицы. Один из способов сделать это – использовать малую глубину резкости. На размытом фоне часто не заметны области с высоким контрастом и, следовательно, он служит отрицательным пространством.

Canon 6D, 85 мм, ISO 8000, f / 2.2, 1/320

В заключение

Хотя отрицательное пространство – это не то, что вам нужно использовать на каждой фотографии, оно должно иметь место в ваших галереях. Отступая назад и придавая вашему предмету какое-то пространство, вы добавляете к своим фотографиям элемент артистизма и творчества, и разве это не то, к чему мы все стремимся?

Удачи!

20 фотографий о важности негативного пространства

Негативным (или отрицательным) пространством в искусстве называют область, окружающую предмет изображения. Удачное использование этой зоны помогает сфокусировать внимание зрителей на главном объекте, сколь бы неуловимым он ни был. Негативное пространство можно считать художественным эквивалентом безоблачного неба, позволяющим упиваться красотой простоты.

Примеры успешного использования негативного пространства мы нашли в работах фотографов, которые выставляют свои работы в блоге Eyeem’s Negative Space Challenge.

Присмотревшись к этим изображениям, вы поймёте, насколько это мощный композиционный приём для съёмки интересных фотографий.

20 фотографий о важности негативного пространства - 1Автор фото: Thomas Lim

20 фотографий о важности негативного пространства - 2Автор фото: Roj Bagz

20 фотографий о важности негативного пространства - 3Автор фото: Bentom Wyemji

20 фотографий о важности негативного пространства - 4 copyАвтор фото: Shio

20 фотографий о важности негативного пространства - 5Автор фото: Fernanda Cruz

20 фотографий о важности негативного пространства - 6Автор фото: Shinnya

20 фотографий о важности негативного пространства - 7Автор фото: XeNcHeN

20 фотографий о важности негативного пространства - 8Автор фото: David

20 фотографий о важности негативного пространства - 9Автор фото: urban poetry

20 фотографий о важности негативного пространства - 10Автор фото: menboong

20 фотографий о важности негативного пространства - 11Автор фото: Andrew Hays

20 фотографий о важности негативного пространства - 12Автор фото: Louie

20 фотографий о важности негативного пространства - 13Автор фото: Adrianna

20 фотографий о важности негативного пространства - 14Автор фото: Victoria Gaetani

20 фотографий о важности негативного пространства - 15Автор фото: Minnie Mun

20 фотографий о важности негативного пространства - 16Автор фото: Sylvia Hoogland

20 фотографий о важности негативного пространства - 17 copyАвтор фото: no space art

20 фотографий о важности негативного пространства - 18Автор фото: Silvia

20 фотографий о важности негативного пространства - 19 copyАвтор фото: shabab

20 фотографий о важности негативного пространства - 20Автор фото: Shinnya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *