- Семейные ценности: примеры. Проблемы современной семьи
- Семейные ценности: примеры должны быть достойными
- Какая роль семейных ценностей?
- Современное восприятие семейных ценностей
- Новый взгляд на старые принципы
- Семья начинается с «Мы»
- Все мое – твое!
- Мы рождены, чтобы любить
- В чем секрет долгих и гармоничных отношений?
- Как воспитываются семейные ценности?
- Идеалом можно не быть, но стараться нужно
- Дети – цветы жизни
- Светлое будущее
- Что такое семейные ценности: примеры
- «Проблема семейных ценностей в современном мире подростков»
- Проблемы семейных ценностей в 21 веке
Семейные ценности: примеры. Проблемы современной семьи
Дом и семья для человека – это в первую очередь место, где его любят, ценят и непременно ждут. В близкой для сердца обители всегда можно найти поддержку, понимание, успокоение, почувствовать заботу окружающих. Именно с учетом таких критериев и строится тот фундамент, который и будет основополагающим для построения дальнейшего жизненного пути индивидуума. Но, к сожалению, подобный вариант родственных отношений встречается не всегда. Кроме добродушных, веселых, сердечных, семьи еще бывают несчастными, консервативными, неполными. И здесь возникает вопрос: почему так? Отчего у одних брак, семья, дети счастливы и радуют своими успехами, а у других это постоянная причина скорбей и разочарований?
Семейные ценности: примеры должны быть достойными
Для того чтобы союз между мужчиной и женщиной был крепким, в его основе должна быть любовь. Конечно, любая семья, как и человек, имеет свой особый характер, ценности. Как личность определяет свою дорогу жизни, исходя из субъективных приоритетов, так и семья трансформируется в комплекс взаимосвязанных родственных и эмоциональных отношений. Общение предопределяет настоящее, а также будущее
Какая роль семейных ценностей?
Такие понятия, как семья и семейные ценности, всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности. Примеры прекрасных взаимоотношений можно увидеть там, где оба человека уважают друг друга, в созданный ими союз привносят каждый свое, но при этом принимают индивидуальность своего партнера. Здесь две зрелые личности образуют единую гармоничную атмосферу, где будут рождаться и расти их дети.
Иногда представление о семейных ценностях понимается либо примитивно, либо в общих чертах. Когда кем-то затрагивается вопрос «семейные ценности и традиции в моей семье», то это нередко становится темой для горячей дискуссии, могут даже возникать недопонимания и критика.
Определение термина «семейные ценности» порой может носить неудобоваримую и громоздкую формулировку. А потому самым приемлемым для данного понятия можно считать следующее: семейные ценности – это результат удачного и продолжительного взаимодействия общества с общепринятыми и установленными религиозными нормами. Здесь нацеленность — на сохранение и укрепление института семьи. На протяжении всего периода отношений между супругами семейные ценности внедряются и культивируются в их жизнь. Молодым их пытаются привить бабушки, иногда полезную информацию на данную тематику можно почерпнуть из телевещания, также об этом говорят в церквях и т. д.
Современное восприятие семейных ценностей
Уважение, вера, продолжение рода, святость материнства, верность, любовь – это далеко не полный список фундаментальных семейных ценностей. Затронутая тема «Семейные ценности» может иметь и более глубокий смысл, заключающийся в том, что здесь брак выступает как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины. Сохраняя веру и любовь друг к другу, они воспитывают детей и таким образом продлевают род.
В настоящее время такое понятие, как семейные ценности, у многих народов трактуется по-разному. Бывает и так, что практически полностью отсутствуют какая-либо свобода выбора, возможность изменения личностью своей жизни. Развод, к примеру, противоречит традиционным канонам.
Новый взгляд на старые принципы
Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У последних отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.
Семья начинается с «Мы»
Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому, ведь как сказал всемирно известный классик В. Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
Все мое – твое!
В некоторых аспектах необходимо более детально углубиться в тему, чтобы точно для себя определить, что такое семейные ценности. Примеры могут показать более четкую картину их важности как в совокупности, так и по отдельности.
Разве могут муж, жена и их дети быть счастливыми, если их отношения не будут базироваться на таком чувстве, как любовь. Терри Гудкайнд сказал: «Любовь — это когда всю свою жизнь разделяешь с другим человеком». И он был полностью прав: как можно по-другому в данном случае?
Мы рождены, чтобы любить
Любовь — это всеобъемлющее и глубокое чувство, иногда даже мастерам пера трудно передать словами, что оно в себя вмещает, как воздействует на человека. Некоторые принимают его за сильнейшую привязанность к партнеру, на фоне которой и выстраиваются семейные обычаи и традиции. Здесь человек старается с близким сердцу партнером находиться как можно больше.
Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто невозможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним.
По мнению Э. Фромма, любовь является особым видом единения между людьми, имеющим идеальную ценность во всех великих философских и гуманистических системах как Запада, так и Востока. Это чувство — самая могучая сила, без которой в априори невозможны никакие полноценные отношения. Супруги друг другу становятся еще ближе, когда ощущают истинную заботу и поддержку партнера.
В чем секрет долгих и гармоничных отношений?
Живя в обществе, каждый человек хоть иногда, но сталкивается с тяжелейшими стрессами, проблемами и разного рода трудностями. Порой рушатся его мечтания и надежды. Выстоять одному в буре страстей чрезвычайно трудно, а иногда практически и невозможно. Именно в таких ситуациях помощь от родных и близких становится наиболее ценной и ощутимой. Дом, где ждут родные, понимающие люди – это тихая гавань, где можно получить поддержку и набраться сил, чтобы преодолеть все грядущие тяготы судьбы и идти дальше по жизни с радостью в сердце.
Никакой союз невозможен без взаимопонимания и уважения партнеров. Такие представления детей о семье должны формироваться с раннего возраста. Высокий уровень взаимоотношений между супругами, родителями и их детьми достигается тогда, когда каждая сторона с почтением и пониманием относится к чувствам, интересам и стремлениям другой. Здесь ни в коем случае не должно быть вторжения и насильного вмешательства в личное пространство членов семьи с целью подчинить, сломать или «переделать», «подстроить» их под себя.
Искренность и честность являются залогом прозрачности и чистоты отношений между партнерами. Это касается не только схемы муж-жена, но и схемы родители-дети. Для вторых, чтобы максимально раскрыть данную тему, проводят даже классный час «Семейные ценности и их важность для человека». Малышам разъясняют, что указанные выше качества при максимальной выраженности являются залогом другого неотъемлемого атрибута счастливого дома – доверия, которое трудно заслужить, но легко мгновенно потерять. Смысловой груз и сила данных качеств способны любому союзу обеспечить счастливую и долгую жизнь.
Как воспитываются семейные ценности?
Задаваясь вопросом о том, а какие семейные ценности и традиции в моей семье, человек может столкнуться с рядом нелицеприятных и ранее не раскрытых для себя вещей. Но отчаиваться не стоит — все поправимо. Любые отношения можно развить и преобразить в лучшую сторону. Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой.
У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей — счастливыми.
Идеалом можно не быть, но стараться нужно
В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Некоторые считают, что научиться сдерживать гнев, раздражение невозможно, но это не так. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.
Дети – цветы жизни
Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем.
Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, семейные ценности на котором являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.
Светлое будущее
Ранее из-за наличия информационного дефицита и из-за привитых обществом новых мнимых ценностей, к примеру, таких как погоня за статусом, положением в обществе, деньгами, у детей самые важные и необходимые составляющие нормальной жизни отодвинулись на задний план. Это стало угрозой для полноценного человеческого общества. Профессиональные педагоги поспешили на выручку и стали больше говорить о семейных ценностях, подчеркивать их важность для каждого индивидуума. Параллельно это направление стало курироваться на правительственном уровне ввиду озабоченности судьбой подрастающего поколения. Есть надежда, что общие усилия – родителей, школы, а также государственная поддержка — принесут драгоценные плоды. Ведь практически для каждого человека семья – это то главное, что заставляет двигаться вперед, полноценно чувствовать жизнь и бескорыстно, искренне любить.
Что такое семейные ценности: примеры
В семье ребёнок начинает формироваться как личность. Он перенимает привычки значимых взрослых. В нём закладываются понятия «хорошо» и «плохо».
Ребёнок ещё не знает, что такое семейные ценности: примеры мы рассмотрим в этой статье. Но он уже чувствует и делает выводы из наблюдений за взрослыми.
Известно, что пример лучше наставления. Поэтому родителям, воспитывая ребёнка, нужно самим поддерживать хорошие отношения с близкими, укреплять семейные ценности совместными обычаями и традициями.
Как морально-нравственная основа близких отношений, семейные ценности – это поступки, внутренние правила поведения в семье. Как традиции – это общий досуг, проведение праздников, присутствие в печальные периоды жизни.
Виды
Каждая семья живёт по своим правилам. Но есть ряд постулатов, на которых базируются крепкие узы и комфортные отношения.
1) Любовь.
В каждом человеке инстинктивно заложена потребность в любви. Конфликты в семьях – по сути это просьба о любви и внимании. Возможно, в паре, живущей без взаимных любовных чувств, реже ссорятся. Такая семья может быть очень прочной, но вряд ли будет счастливой. Любящий желает заботиться о близком человеке и участвовать в его жизни. Любовь – антоним равнодушия и синоним тёплых отношений.
2) Уважение.
Многие допускают ошибки, игнорируя особенности и потребности друг друга. Супругам стоит быть внимательными к чувствам и настроению своего партнёра, считаться с его точкой зрения. Родителям – воспринимать своих детей как личностей.
Позволять им делать самостоятельный выбор в том, что не повлечёт за собой негативные последствия для них самих и окружения. В идеале, подросший ребёнок должен уважать своего отца и мать, а не бояться наказаний. Огромное значение имеет почтительное отношение к пожилым людям.
3) Доброта.
Желание понять, помочь, простить, а не воспринимать слова и поступки в штыки только укрепляет семейные узы.
4) Взаимопонимание.
Важно, чтобы супруги умели и хотели слушать и слышать друг друга, детей и своих родителей.
5) Доверие.
Прежде всего, взрослые должны доверять детям. Если родителям заранее не ждать от ребёнка «плохого» поведения, а верить в лучшее в нём, то он, скорее всего, будет стараться оправдать доверие. Если относиться критически к любому непослушанию, можно получить в ответ проявления негативизма.
Хорошо, когда ребёнок уверен: с любой трудностью, неудачей, переживаниями он может обратиться к родным, которые поймут и помогут. Не стоит обманывать друг друга: потерять доверие легче, чем восстановить.
6) Преданность и верность.
С раннего детства закладывают основу такие качества, как верность своему слову, делу, преданность и солидарность. Преданность и верность в семье – уверенность в себе и завтрашнем дне, неотъемлемое условие психологического комфорта членов семьи.
7) Ответственность.
Каждый член семьи должен понимать, что несёт свою долю ответственности. Это качество ценится в отношениях и помогает в остальных сферах жизни.
Культурные особенности и традиции семьи
В каждой семье – свои традиции, решающие общую для всех задачу – сплочение и укрепление ячейки общества.
- Совместные чаепития. Родственникам полезно регулярно собираться за одним столом. В атмосфере уюта хорошо обсудить повседневные дела, новости, вспомнить что-то хорошее.
- Вечерний семейный досуг – настольные игры, прогулки на свежем воздухе, совместный просмотр кино.
- Поездки по другим городам и окрестностям. С детьми можно посещать выставки, музеи, мероприятия и местные достопримечательности.
- По субботам или воскресеньям можно выезжать в парк/лес покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках.
- Совместный отпуск. При отсутствии возможности уехать в длительное путешествие, можно ограничиться походом в лес с ночёвкой: с палатками, спальными мешками, посудой. При хорошей погоде можно рыбачить, готовить уху на костре, жарить шашлыки.
- Отличная ежегодная традиция – шествие «Бессмертный полк». Акция проводится 9 мая в большинстве населённых пунктах России. Несколько поколений сливаются в единое море фотографий своих предков, участвовавших в Великой Отечественной Войне. Даже дошкольники, проходящие в Бессмертном полку, знают, кто из предков на их табличках, где воевал и как бесстрашно защищал родину.
Традиционные и современные
Классическая модель семьи:
- Патриархальный уклад. Мужчина – глава семьи, последнее слово всегда за ним. Он обеспечивает своих домочадцев и решает сложные проблемы. Женщина – мать и хозяйка. Её обязанности – родить и воспитать детей, создавать дома уют и вести хозяйство.
- Особое уважение и почтение старшим родственникам. Не возникает мыслей, кто кому обязан или должен.
- Сватовство: когда наступает время создать свою семью, уже взрослые дети обязательно просят благословения у родителей.
Особенности современной ячейки общества:
- Женщина не только растит детей и обеспечивает быт, но и работает часто наравне с мужем. В этом случае к домашним делам и воспитанию детей привлекается и муж.
- Некоторые пары заключают брачные договоры, другие живут вместе без регистрации отношений.
- Всё чаще пары приходят к заключению брака и планированию детей уже к 30-40 годам. Хочется пожить «для себя», отучиться, построить карьеру, купить жильё, а потом уже обзаводиться детьми.
Семейные ценности необходимы для сохранения ячейки общества. В кругу семьи дети учатся понимать и выражать свои чувства, быть добрыми, заботливыми, проявлять уважение к старшим, отвечать за свои слова и поступки.
Взрослые тоже многому учатся у родителей, друг друга и у своих детей. Именно в семье появляется особая духовная связь и возможность получить радость от общения, поддержку и любовь.
«Проблема семейных ценностей в современном мире подростков»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА(143055, Московская область, Одинцовский район, село Ершово, д. 6а)
тел. (498) 690-84-47
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Номинация (психология)
«Проблема семейных ценностей в современном мире подростков»
(исследование)
Выполнила:
Орлова Ксения, 10 класс
Московская область,
Одинцовский район,
в/ч 03160 д.9 кв.20
Руководитель:
Власова Татьяна Вячеславовна,
педагог-психолог
МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Ершово
2017
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей .…….…….. 5
Понятие семья…………………………………………………………….5
Подготовка подростков к браку и родительству……………………….6
Понятие семейных ценностей……………………………………………7
Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?…………………..8
Глава II. Исследование представления современных подростков о семейных ценностях ….…………………………………………………….. ..10
Заключение……………………………………………………………………12
Список используемой литературы………………………………………….. 13
Приложения…………………………………………………………………… 14
Презентация
Введение
Слово семья известно всем с раннего возраста. Это самое ценное в жизни человечества. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания и социализации. Она обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Основа личности закладываются в раннем детстве, но наиболее значимые новообразования личности появляются именно в подростковом возрасте при непосредственном влиянии семьи, которое может быть положительным и отрицательным [7]. Поэтому очень важно знать, насколько у подростков сформированы представления о семье и семейных ценностях.
Тема о семейных ценностях стала для нас интересной во время элективного курса для десятых классов «Этика и психология семейной жизни».
Тема, взятая нами для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Статистика отрицательных показателей рассматривается как индикатор нравственного состояния России. Молодые семьи, официально зарегистрированные, сегодня с легкостью принимают решение о расторжении брака. По статистике, в России за 2016 год на 1200 миллионов зарегистрированных браков приходится 660 тысяч разводов молодых семей. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов) [4].
При создании молодой семьи у нынешнего поколения, к сожалению, материальные ценности преобладают над духовными. Без духовных ценностей не будет единства семьи и существования её в целом.
Материальные интересы, карьерный рост, эгоизм, цинизм пришли на смену совести, ответственности, бескорыстности, взаимопонимания. У современных подростков происходит падение нравственности и неопределенной духовности.
У родителей в современном ритме жизни на беседы с подростками почти не остается времени. Так и получается, что подросток оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.
Мы решили проверить, является ли актуальной проблема семейных ценностей для подростков.
Предмет исследования: представления семейных ценностей у подростков.
Объект исследования: семейные ценности будущей семьи.
Цель: выявить с помощью анкетирования у подростков сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в будущей семье.
Задачи:
изучить теоретическую часть данного вопроса;
исследовать представления подростков о семейных ценностях;
провести анализ полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что понимание семейных ценностей у современных подростков недостаточно сформировано.
В процессе работы нами использованы следующие методы:
Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете)
Эмпирические (беседа, анкетирование)
Методы статистической обработки результатов
В нашем исследовании мы использовали следующие методы: изучали источники педагогической отечественной и зарубежной литературы, искали в Интернете, беседовали с одноклассниками, проводили анкетирование. В своей презентации мы хотим донести информацию до подростков о совместимости ценностных ориентаций, мировоззрения людей, вступающих в брак, их убеждений и идеалов, является социально-духовным уровнем супружеской совместимости.
Человек, строящий свой дом на одном сердце,
строит его на огнедышащей горе.
Люди, основывающие все благо своей жизни
на семейной жизни,
строят дом на песке.
/А.И. Герцен/
Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей.
1.1. Что такое семья?
На основании изучения научных и информационно-аналитических отечественных и зарубежных источников семья, по признанию многих учёных — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста [9].
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [6].
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе [9].
Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной[10].
Сущность воспитательной функции достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т.п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? [1].
Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало — и, наверное, никогда не создаст — лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.
Главное в репродуктивной функции — воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые два лица противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту «общественную нагрузку» [5].
1.2. Подготовка подростков к браку и родительству.
Формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку и родительству [2].
Нравственно-психологическая подготовленность подростков к браку и родительству означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку и родительству должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь [5]
1.3. Понятие семейных ценностей.
Впервые о семейных ценностях заговорили в 1966 году. Ценность – важность, значение. Под этим подразумеваются духовные ценности, культурные ценности и материальные ценности.
Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками. В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными как, Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко.
Когда мы говорим о семейных ценностях, то подразумевается, что есть некое единство – семья, которая имеет некие свои ценности. Это вытекает из самого выражения «семейные ценности». Но одной из причин распада семей является проблема расхождения целей и ценностей супругов. Иногда это расхождение может быть в начале заключения бракосочетания и тогда брак недолговечен, а иногда изменения во взглядах на ценности возникают в процессе совместного проживания.
Семейные ценности — это то, ради чего человек создает семью, в чём видит её главное предназначение, то, ради чего семья будет существовать и преумножаться. Это любовь и взаимопонимание, это доверие и близость, это чувство общности и принадлежности, уважение, личностный и духовный рост, это счастливое родительство, дети, экономическая стабильность и безопасность, и это бытовая и жилищная обустроенность [3].
Желающих создать свою семью ради криков, скандалов, неуважения, унижений, насилия, абортов, измен, равнодушия вряд ли мы встретим.
Почему же тогда получается так, что семейные ценности у нас вроде как одни, а ситуация во многих семьях совершенно иная, идущая вразрез с семейными ценностями?
В качестве ведущей деятельности семьи рассматривается деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определённых ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Именно ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу её развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье.
Система ценностей каждой семьи складывается из ценностных ориентаций каждого человека. Система ценностей человека – это центральный компонент направленности личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, интересов, убеждений. Система ценностей не просто придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность и организованность, но и определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, межличностных отношениях, семейной жизни. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений [7].
Совместимость ценностных ориентаций, мировоззрения людей, вступающих в брак, их убеждений и идеалов, является социально-духовным уровнем супружеской совместимости. Но помимо социально-духовного уровня, есть еще и психофизиологический уровень супружеской совместимости, под которым мы понимаем совместимость особенностей нервной системы, темперамента, сексуальности, — и психологический, под которым подразумевается совместимость когнитивных процессов, психических процессов, черт личности.
Какой же уровень совместимости является наиболее значимым? Что важнее: сексуальная совместимость, сходство характеров или общность ценностных ориентаций?
Этапы выбора партнёра протекают так. Первичный наш интерес к человеку противоположного пола всегда физиологичен. Оцениваются внешние характеристики человека, его возраст, его рост, фигура, лицо. Далее мы смотрим на стиль общения и манеру поведения человека. На последнем этапе происходит более глубокое познание личности человека — его убеждений, интересов, потребностей, жизненных целей, его идеалов, его духовную направленность, его жизненные ценности.
При психофизиологической совместимости пара совершенно не обязательно придёт к совместимости духовной. А, наоборот, при совместимости жизненных ценностей, людям проще обрести сексуальную совместимость.
Отношение молодых семей к семейным ценностям, как правило, детское, незрелое, что выражается в том, что я хочу всего того, что представляет из себя суть семейных ценностей, но обеспечить мне моё «хочу», должен мой партнёр. И тогда сложно воспитать в ребенке правильное понимание семейных ценностей, их значение и ответственность за их возникновение и присутствие.
Для того, чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями [5].
1.4. Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?
Очень много молодых людей создают семейный союз, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Это чувство хорошее, но для создания семьи обманчивое. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть одна или несколько особых чёрт, на которые очень обращают внимание. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. Ценностные ориентации у партнёров могут и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств, даже и не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь, убеждений и идей [10]. Когда молодой человек влюбляется только в привлекательную внешность девушки и её весёлость нрава, очень нравится ему то, что она «заводная». При создании семьи, опираясь только на такие параметры это огромная ошибка. Внешность девушки со временем будет изменяться, и порой очень сильно, особенно во время беременности и после родов. Соответственно влюблённость молодого человека утрачивается и видоизменяется. Пылкость чувств остывает. Что останется, если социальной совместимости между молодыми супругами так и не было? Штамп в паспорте, общее имущество и общий ребенок и всё. И тогда начинаются скандалы: кто и кому должен, ты был другим, ты была другой. Зачастую подобные браки распадаются. Иногда существуют достаточно долго, но при этом они мертвы. Очень сложно уже в этом случае привить с воспитанием семейные ценности.
В современном обществе, в наше время, когда материальное преобладает над духовным, молодые девушки влюбляются во внешние атрибуты молодого человека, в наличие хорошего дохода, красивой машины. Они женятся, но если потом по какой-то причине, материальное положение этого молодого человека меняется, то жена утрачивает смысл нахождения рядом с мужем. Для неё счастливая картинка рушится, утрачивается первоначальная влюбленность, он её раздражает.
Если подростки выросли в неблагополучной семье, то где взять пример благополучной? Той, где супруги совпадают своими взглядами на семейные ценности и заботливо взращивают их? В образовательных учреждениях мало говорят об отношениях в семье и семейных ценностях.
Глава 2. Исследование представления подростков о семье и семейных ценностях.
Для проведения исследования нами была разработана анкета, состоящая из нескольких открытых и закрытых вопросов (приложение 1). Для более подробного изучения отношения подростков к семье мы взяли вопросы о своей и будущей семье. Она позволила нам выявить основные представления о семье и семейных ценностях подростками.
Среди десятиклассников нашей школы и подростков, посещающих подготовительные курсы МГУ мы провели анонимное анкетирование. Возраст 16-17 лет. Приняли участие 38 человек.
Все результаты выражены в относительных величинах – в процентах.
Анализ полученных результатов (графическое представление результатов – в приложении 2) позволяет сделать следующие выводы:
С определением понятия «Семья» полностью справились 92 % опрошенных. Семья как ценность имеет высокий рейтинг. А понятие «Семейные ценности и их сущность» смогли раскрыть лишь 34% опрошенных; 19% раскрыли частично и 47 % не смогли ответить на данный вопрос. На вопрос «Что, по-твоему, самое главное в семье?» большинство опрошенных затруднялись с ответом – 80%; ответили «Взаимопомощь, уважение, преданность семье, взаимоличностное развитие» — 10%; 2% считают, что главное «Свод правил и совместные воспоминания, 8% «Любовь и ответственность».
Проанализировав полученные анкеты, мы выяснили, что понятие о «семейных ценностях» у подростков есть, но сформировано не полностью и размыто. Это можно объяснить тем, что на данном возрастном этапе у подростков появляется новый уровень сознания того, что его окружает. Подросток начинает понимать не только своё предназначение в семье, но и в социуме. Проанализировав ответы опрошенных, касающихся их будущего, можно сказать, что отношение к будущей семье подростка положительно. Этому свидетельствует большинство подростков, которые планируют иметь официально зарегистрированный брак – 76%, не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить – 8%, не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить – 12%, 4% затруднились с ответом.
Влияние со стороны семьи, как отмечают опрошенные, огромное и положительное. В это понятие опрошенные включили желание иметь такую же семью или похожую на нее — 62% и не хотят такой семьи как родительская — 38%.
Анализируя желаемый возраст для создания будущей семьи, можно обнаружить, что подростки в основном выбирают более осознанный: от 20 до 25 лет – 45%, от 25 до 30 лет – 25%, от 18 до 20 лет – 10% и затруднились с ответом – 20%.
В понятие ценности большинство опрошенных включили понятие семьи как таковой.
В ходе нашего исследования было выявлено, что подростки уже имеют представление о семье в целом. Однако ценность у подростков ещё находиться, в основном, на среднем уровне сформированности: по родительско — воспитательной шкале (62%), что свидетельствует о необходимости формирования данных ценностей в дальнейшем.
Таким образом, наша гипотеза справедливо подтвердилась. И можно сделать вывод, что «семья» осознаётся подростками как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Семья является ценностью для подростков, однако у них нет полного представления о сущности семейных ценностных ориентаций на семейную жизнь.
Данное исследование было полезным для нас, поскольку указало на существующие проблемы и заставило продумать пути решения.
Заключение.
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов.
Ничто иное как семейное воспитание формирует у подростка понятие основных жизненных ценностей.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются подростками как социальный институт. Семья является ценностью для подростков, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.
В семейных отношениях, для подростков, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.
Что же можно предпринять, чтобы помочь десятиклассникам сформировать ценностные ориентации и будущих родительских установок у подростков?
В целях оказания поддержки подросткам в нашей школе с сентября месяца 2016 года введен в действие факультатив для десятиклассников «Этика и психология семейной жизни».
И мы надеемся, что факультатив поможет расширить представления о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать семейные ценности и уважительное отношение к семье, формирование уважительного отношения к противоположному полу для создания благополучной семьи.
Программа может стать надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.
Важно, чтобы наши подростки были нравственно подготовленными и защищенными к созданию благополучной семьи.
В образовательных учреждениях очень мало говорят об отношениях в семье и семейных ценностях.
Мы хотим пожелать, чтобы в каждой средней общеобразовательной школе вводили такой профилактический курс для старшеклассников.
Список литературы.
Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон. научн. журн. 2005. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n3/Dokuchaeva.shtml
Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000.
Нравственность современного российского общества: психологический анализ // Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М.: «Издательство психологии РАН», 2016. http://www.ipras.ru/engine/documents/document4057.pdf
Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М., 2005.
Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты). Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
Хамитова И. Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению. Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20040406
Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. — 768с.
Montgomery A. US Families 2025: In search of future families, 9100 Westheimer #2412, Houston, TX 77063, USA http://dx.doi.org/10.1016/j.futures.2007.08.005
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n4/66303.shtml [Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте — Психологическая наука и образование — 2013. № 4]
Приложение 1
АНКЕТА
Что по-твоему семья?
Что по-твоему самое главное в семье?
Дайте определение понятия «семейные ценности»
В каком возрасте вы готовы создать семью?
— до 18 лет — от 18 до 20 лет — от 20 до 25 лет — от 25 до 30 лет
— старше 30 лет — Затрудняюсь ответить
Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?
— официально зарегистрированный брак
— не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить
— не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить
— затрудняюсь ответить
Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?
— да, хочу
— скорее хочу, чем не хочу
— скорее не хочу, чем хочу
— нет, не хочу
Диаграммы Приложение 2
Проблемы семейных ценностей в 21 веке
С чем сталкивается семья в 21 веке? С огромным количеством сложностей. Поэтому я считаю, что те, кто женится, а потом успешно сохраняет семью в наше время – настоящие герои. Почему? Дело в том, что в любой семье всегда было много сложностей. Сейчас появились новые… а старые никуда не делись.
Вечные проблемы семьи: как жить, на что жить, как наладить быт, как общаться с родственниками, как договариваться друг с другом, как поделить власть в семье, как воспитывать детей, куда отправить их учиться, где работать… и так далее…
Дополнительно ко всему этому появились современные проблемы. Самая главная из них – отсутствие поддержки. Изменились представления о семейных ценностях. Если раньше семью поддерживало все вокруг – и общество, и государство, и культура, то теперь этой поддержки все меньше. И возможно, в дальнейшем она вообще исчезнет, а семейные ценности и любовь окончательно объявят устаревшими.
Еще несколько десятилетий назад существовали нормы, которые ясно говорили «семья –хорошо, развод – плохо». Сейчас что-то такое еще витает в воздухе, но считается устаревшей точкой зрения. Ценности и нормы, которые удерживали семью от распада, сами распадаются.
Как меняются структура семьи и семейные ценности?
Как формируется модель семьи в нашей голове, та модель, которую мы потом будем использовать в своей жизни? Мы:
- Смотрим на семью родителей
- Смотрим на окружающих (позже)
- Смотрим кино, читаем книги, воспринимаем образы культуры
Какие в связи с этим возникают проблемы?
Семья родителей
В детстве мы не можем знать, что хорошо, а что плохо. Мы воспринимаем, как правильную, ту модель жизни, которую нам демонстрируют взрослые. И хорошо, если нам показывают что-то приемлемое. А если это постоянные ссоры, одиночество или алкоголизм? Модель семьи возникнет соответствующая. А также возникают семейные сценарии.
Пример окружающих
Второй источник представлений о нормальной семье – пример окружающих. С ним тоже может повезти или не повезти. Но с ним есть одна трудность. Когда мы смотрим на людей со стороны, мы не можем точно знать, что на самом деле стоит за их поведением. Люди могут вести себя ласково, но в реальности ненавидеть друг друга. Или наоборот, по какой-то причине скрывать свои хорошие отношения, держась друг с другом холодно в присутствии чужих людей (например, из-за воспитания). Поэтому научиться отношениям, глядя на людей со стороны, практически невозможно. То есть делать для себя моделью чужие семьи бесполезно.
Примеры из культуры
Остается самый доступный источник информации – культура. Но она не предназначена для того, чтобы брать с ее образов пример. Обычно у нее совсем другая функция. Либо развлекательная, либо рекламная, либо вообще отвлекающая. Она не для того, чтобы внушать или укреплять важные семейные ценности.
Поэтому образы семьи там либо идеализированные, либо проблемные. Либо сюжет фильма заканчивается на свадьбе, после которой в реальности только и начинает строиться семья, либо показываются проблемы (иначе нам было бы неинтересно смотреть, на проблеме строится сюжет). С книгами ситуация похожая.
А еще нам часто не хватает эмоций, и чтобы их получить, мы смотрим или читаем такие произведения, где их побольше. А так как негативные эмоции сильнее, то с ними проще синхронизироваться и заполнить нехватку.
И вот мы «напитываемся» проблемными сюжетами. И заодно получаем установку, что отношения – это головная боль, вечные трудности, негатив, бесконечная нудная работа.
В итоге, насмотревшись на все это, многие люди спрашивают себя: зачем вообще нужны эти отношения? Проще быть одной/одному – меньше проблем. И если раньше принять такое решение значило пойти против общества, то сейчас для многих семья перестала считаться чем-то обязательным. И одиночество, развод и прочее даются намного легче.
И даже если мы вступаем в отношения, то все равно боимся честности, открытости и близости друг с другом. А ведь именно на этом фундаменте и строится счастливая семейная жизнь, возникают глубокие отношения.
Что еще мешает правильно относиться к семье?
- Мы боимся ответственности, в моду вошла позиция потребления.
- Очень часто мы создаем пробные отношения, как бы «черновичок».
- В нашей культуре влюбленность ставится выше любви.
- Нам кажется, что отношения – для радости, чтобы мы что-то в них получали.
Ответственность или безответственность?
Большинство людей хочет поменьше ответственности и побольше удовольствий. Современная концепция отношений исходит из того, что нам от человека что-то нужно и мы ставим вопрос – могу ли я что-то от человека получить. Редко кто задумывается о том, чтобы что-то дать другому. Это естественно с точки зрения нашей животной части, но вредит отношениям. Глубокие отношения возникают там, где эгоизма поменьше, а готовности отдавать – побольше.
Об этом больше можно прочитать в статье «О мужской ответственности».
Пробные отношения
Порой нам кажется, что можно попробовать пожить с человеком, и если что-то пойдет не так – разойтись. Это кажется логичным, но на самом деле таит ловушку. В случае затруднений в таких отношениях первая мысль – уйти, а не решать проблему. Это всегда проще. Но только проходя через трудности, отношения становятся глубже, а любовь – сильнее.
Подробнее об этом я рассуждаю в статье «О настоящих отношениях и выборе партнера»
Влюбленность или любовь?
Часто кажется, что любовь возникает при встрече, а потом куда-то уходит. Но то буйство гормонов, что возникает в начале отношений – это не более чем влюбленность. С точки зрения природы наши яркие чувства и желание близости не случайны: они обеспечивают рождение потомства (природа же не предусмотрела контрацепцию). Любовь начинается много позже – после того, как люди притираются, учатся видеть друг друга, а не идеализированные образы, привыкают и принимают друг друга.
Подробнее об этом – в статье «Формы общения и этапы отношений между мужчиной и женщиной»
Отношения – для радости?
Между позицией, что отношения – это тяжкий труд, и позицией, что отношения – только для радости, можно найти золотую середину. Я скажу так. В отношениях нужно хорошо потрудиться. Но они могут стать источником такой огромной радости и вдохновения, которые вам больше ничего в жизни не сможет подарить.
Статьи по теме:
Вадим Куркин