07.10.2024

Семейство закировых: Карим Закиров, Шоиста Закирова, Батыр… – Батыр Закиров — фото, певец, биография, личная жизнь, причина смерти

Содержание

Батыр Закиров — фото, певец, биография, личная жизнь, причина смерти

Биография

Батыр Закиров – знаменитый советский певец, продолжатель большой творческой династии Закировых, основатель узбекской эстрады, безвременно ушедший на самом взлете карьеры. На родине Батыра Каримовича с любовью называют «узбекским соловьем» за его льющийся голос и лиричный репертуар. Жемчужиной творчества мэтра, безусловно, является композиция «Арабское танго». В неповторимом исполнении артиста песня входит в «Золотой фонд советской эстрады».

Певец Батыр ЗакировПевец Батыр Закиров

Батыр Закиров родился 26 апреля 1936 года в Москве в семье артистов Карима Закирова и Шоисты Саидовой. Театральный актер и исполнительница народных песен поженились в Ташкенте, а в середине 30-х годов семейную пару отправили на стажировку в Московскую консерваторию, здесь, в союзной столице, и родился их первенец Батыр.

Вслед за Батыром в семье родились еще пятеро детей: Луиза, Науфаль, Фаррух, Джамшид и Равшан. Их детство прошло в так называемом «Доме артистов» в центре Ташкента. Здесь часто собирались видные люди того времени: певцы, музыканты, актеры, которые пели, репетировали, импровизировали – все это наполняло атмосферу дома волшебным духом творчества.

Батыр Закиров в молодостиБатыр Закиров в молодости

Дети обожали эти вечера. Старшие давали перед гостями мини-концерты, исполняли отрывки любимых спектаклей – с гримом и декорациями, как положено. Потом с интересом слушали, как взрослые объясняют звучание инструментов, науку держаться перед зрителем. Их первыми учителями стали классики узбекского национального искусства – Тамара Ханум, Халима Насырова, Мукаррама Тургунбаева, Сулейман Юдаков, Шукур Бурханов.

Старших детей Батыра и Луизу отец часто водил в театр оперы и балета имени Алишера Навои. Мальчик обожал итальянскую оперу, знал наизусть многие арии, биографии оперных звезд. А мама, которая служила в музыкальном театре имени Мукими, знакомила детей с творчеством этой прославленной сцены.

Батыр Закиров и Луиза ЗакироваБатыр Закиров и Луиза Закирова

Батыр рос всесторонне одаренным ребенком: он не только музицировал, но и прекрасно рисовал, обожал литературу, писал стихи и прозу. Но вопрос о выборе профессии не стоял перед юным талантом. Музыка была его истинным призванием. Он блестяще сдал экзамены в Ташкентскую консерваторию, став студентом вокального отделения.

Однако обнаруженный туберкулез заставил изменить планы: Батыр ушел из консерватории, поступил в Ташкентский театрально-художественный институт на режиссуру. Но не петь он не мог. Перешел на эстрадный вокал, стал участником студенческого ансамбля «Юность» в 1956 году.

Музыка

Первые шаги на большую эстраду Батыр и Луиза Закировы сделали вместе. В 1957 году в составе «Юности» они поехали на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву. На фестивальной сцене Батыр впервые спел свое знаменитое «Арабское танго» («О, светоч грез моих»).

Батыр Закиров исполняет песню «Арабское танго»

Эту песню в оригинальном исполнении арабского певца Фарида (Дариза) Аль-Атраша брат с сестрой нашли в фонотеке Гостелерадио. И композиция обрела новое звучание и вторую жизнь: ее записали на Всесоюзном радио, стали выпускать в радиоэфире, выступление Закирова показали по телевидению. Сегодня весь мир знает «Танго…» в исполнении узбекского певца с грустными глазами.

Из этой памятной поездки в Москву Батыр, Луиза и другие участники ансамбля вернулись знаменитыми. Ребят стали приглашать на концерты и выступления, они объездили всю республику, исполняли узбекские и русские эстрадные хиты, зарубежные шлягеры, народные песни на индийском, французском, арабском.

Певец Батыр ЗакировПевец Батыр Закиров

На волне популярности Батыр стал работать над созданием профессионального эстрадного оркестра. И в 1958 году на базе ансамбля Александра Двоскина создан Государственный эстрадный оркестр Узбекской ССР. Первыми солистами стали Батыр, Науфаль, Луиза Закировы и Эльмира Уразбаева. В эти годы певец исполняет такие хиты, как «Рано», «Газли», «Я слышу голос твой» и др.

В 1959 году участники ансамбля поехали представлять Узбекистан в Москву на «Декаде узбекской культуры, литературы и искусства». Батыр Закиров исполнил ливанскую песню «Красивая девушка» и, конечно, полюбившееся всеми «Арабское танго», которое к тому времени уже записал в сопровождении оркестра в аранжировке композитора Яна Френкеля и выпустил на пластинке. Слава Закировых после этого выступления приобретает всесоюзный размах.

Батыр Закиров исполняет песню «Красивая девушка»

Певец по возвращении полностью окунается в подготовку к большому эстрадному представлению в театре Узгосэстрады вместе с режиссером Анатолием Кабуловым. Работа отнимает много времени и сил, что сказалось на и без того некрепком здоровье маэстро. В 1961 году ему делают первую операцию на легкие.

Спустя 3 года – вторую, после которой врачи настрого запретили пациенту петь хотя бы 2 года. За это время артист перевел на узбекский язык сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, осуществил ее радиопостановку вместе с супругой Э. Маликбаевой, много рисовал.

Песня Батыра Закирова «Ты далеко»

Возвращение на сцену началось с радостного события: в 1965 году Батыру Закирову присвоено звание «Народный артист СССР». Все это время о нем не забывали ни зрители, ни многочисленные друзья. Эстрадный режиссер Александр Конников, готовивший с французскими коллегами музыкальную программу для парижских гастролей, пригласил принять участие и Батыра.

И в памятном 1966 году состоялось выступление «узбекского соловья» на сцене парижского концертного зала «Олимпия». Певец исполнил песню Энрико Масиаса «Девушки моей страны» на французском языке. Выступление Батыра Закирова произвело фурор, фотографии восточного гостя вышли в газетах, критики сравнивали его с Шарлем Азнавуром и другими шансонье.

Батыр Закиров на сценеБатыр Закиров на сцене

Мэтр побывал почти по всех республиках Союза, посетил города Европы, и везде публика встречала его восторженно. Но артист всегда хотел больше, чем просто спеть, он мечтал познакомить зрителя с самобытной культурой своего края, его колоритом, историей, красотой.

В 1968 году на гастролях в Таллине Закиров устроил настоящий восточный базар – театрализованное представление с песнями, танцами, народными обрядами, чем привел публику в восторг. В этом же году дебютирует в кино – снимается в новогоднем музыкальном фильме «Похищение», в котором дуэтом с Луизой поет песню «Где ты, счастье?».

Батыр Закиров и Луиза Закирова исполняют песню «Где же ты, счастье?»

Все чаще из поездок Закиров возвращается в Ташкент с оригинальной задумкой – создать первый в Узбекистане мюзик-холл. В условиях советской бюрократии это была титаническая бумажная волокита (тем более что в Союзе было всего 2 подобных заведения – в Москве и Ленинграде). Но всеобщая любовь народного артиста сделала свое дело.

В 1972 году Батыр Каримович стал худруком Ташкентского мюзик-холла. Первое представление называлось «Путешествие Синдбада-морехода». В его создании участвовали ведущие артисты и режиссеры — Марк Захаров, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Александр Ширвиндт. Мюзикл просуществовал 6 лет, побывал во многих городах, но организовывать творческую и сопутствующую работу Батыру становилось все тяжелее, и в 1979 году заведение было расформировано.

Батыр Закиров в сериале «Огненные дороги»Батыр Закиров в сериале «Огненные дороги»

Батыр Каримович очень переживал о случившемся, но сделать ничего не мог, только уйти с головой в работу, на этот раз в кино. В 1980 году артист приступил к съемкам в фильме Эльера Ишмухамедова «Юность гения». Главную роль – восточного ученого Авиценну – играл сын Закирова, Бахтияр, а Батыр Каримович предстал в образе его отца. В 1982 году Закиров снялся в сериале Шухрата Аббасова «Огненные дороги» в роли Рабиндраната Тагора. Параллельно с кино певец по-прежнему выступает на концертах, открывает много талантов как член жюри вокальных конкурсов и фестивалей.

Личная жизнь

В 1957 году Батыр Закиров женился на актрисе Эркли Маликбаевой. Он увидел ее – миниатюрную и хрупкую – в роли подростка в спектакле «Алжир – родина моя» и влюбился. Эркли, которую Батыр всю жизнь звал Ирой, была женщиной разведенной, воспитывала сына. Пара сыграла свадьбу в 1957 году и прожила в счастливом браке 16 лет. Это были годы молодости, любви, понимания и поддержки. Эркли родила мужу двоих сыновей – Бахтияра и Баходира.

Батыр Закиров с семьейБатыр Закиров с семьей

В 1974 году Батыр Каримович развелся с Эркли. Новое счастье в личной жизни певец обрел с артисткой мюзик-холла, балериной по имени Галина. Вторая жена родила мэтру дочь Рухшану.

Третье поколение династии Закировых подарило искусству немало талантов. Старший сын Батыра Закирова, актер по профессии, умер в 43 года, Баходир – успешный художник, работает в Ташкенте. Широко прославилась племянница певца Наргиз Закирова – дочь Луизы. Сын Джамшида Закирова Джавохир – известный в России и Узбекистане актер и режиссер.

Смерть

В 1984 году певец почувствовал резкое недомогание. Обследование обнаружило цирроз в тяжелой стадии. Начавшееся экстренное лечение не дало результата, Батыр Каримович скончался 23 января 1985 года в Ташкенте.

Батыр ЗакировБатыр Закиров

Похоронили певца на Чигатайском кладбище в узбекской столице. Когда выносили тело маэстро, звучало «Арабское танго». До самой смерти он оставался артистом с большой буквы.

Песни

  • «Арабское танго»
  • «Рано»
  • «Газли»
  • «Ты далеко»
  • «Где ты?»
  • «Очарован тобой»
  • «Путники в ночи»
  • «Где ты, счастье?»
  • «Девушки моей страны»

Джамшид Закиров: биография, фильмография, личная жизнь

Из этой статьи узнаете об узбекском актере Закирове Джамшиде Каримовиче и его знаменитой семье певцов, актеров и музыкантов. Он жил и работал во времена Советского Союза. Что известно о личности актера и его семье? В каких кинофильмах он снимался?

джамшид закиров

Джамшид Закиров: биография (краткая)

Заслуженный артист Узбекистана, известный кино- и театральный актер, а также телеведущий, Джамшид Каримович был рожден в городе Ташкенте 11 июля 1948 года. Его отец – оперный певец Карим Закиров. Джамшид учился в Ташкенте и в 1971 году получил диплом известного в советское время театрального института. Свое первое театрально-актерское образование он получил в театральной мастерской «Узбекфильма». Начало творческой карьеры проходило в Узбекистане, в национальном и русском театре драмы.

Закиров Джамшид Каримович умер в Ташкенте, после долгой болезни, 7 апреля 2012 года.

Семья и личная жизнь

Отец Джамшида родился в семье простых тружеников в 1912 году. Его семья понимала и ценила искусство, поэтому Карим Закиров стал основателем творческой династии Закировых. Он обладал отличной памятью, исключительным слухом, редким от природы баритоном – это позволило выйти на сцену. Карим Закиров был основателем оперного искусства в Узбекистане. В 1939 году ему присвоили звание Народного артиста СССР. Был исполнителем более 30 партий в Большом Академическом театре имени Алишера Навои. Исполнял арии в опере «Фархад и Ширин» (партия Фархада), арию Мулла-Доста в «Проделках Майсары». Опера пользовалась невероятной известностью. Умер Карим Закиров в 1977 году.

Маму звали Шоиста Саидова. Была рождена в 1922 году в богатой семье, которая во времена коллективизации была раскулачена. Её отец, Саид-Кори, был грамотным человеком, наизусть рекламировал Коран и знал семь языков. Шоиста исполняла народные ляпары. Училась в Москве в студии оперы, где и познакомилась с будущим мужем Каримом. Вскоре они поженились. У них родился первенец Батыр. После учебы Шоиста начала работать в театре музыкальной комедии имени Мукими. Она была женщиной с сильным характером и обостренным чувством справедливости. В семье Закировых было пять сыновей и одна дочь. Двое стали народными артистами, а двое –заслуженными артистами Узбекистана. Шоиста дожила до 80 лет и умерла 2000 году.

закиров джамшид каримович

Старший брат Закиров Батыр был художником, писателем, актером и певцом. Наизусть читал стихи Ахматовой и Цветаевой. Внес свой вклад в становление эстрадного искусства в республике. В 1957 году в Москве на Всероссийском фестивале оркестр под руководством Батыра Закирова, получил награждение за исполнение песни о родном Узбекистане. Его мама написала к песне слова и музыку. В составе оркестра была сестра Луиза. Батыр в 1966 году удостоился чести петь на сцене парижского зала «Олимпия». Скончался Батыр в 1985 году, ему было всего 49 лет.

Второй брат, Фаррух Закиров, также известен в республике. Был руководителем инструментального ансамбля «Ялла», певцом, актером и композитором.

Единственная сестра – Луиза также была талантливая артистка и певица. У нее был завораживающий голос. Она пела индийские и индонезийские песни. В отрочестве Луиза пела перед Джавахарлалом Неру. Он был в восторге и одарил девочку подарками. Она была неразлучна с Батыром, они вместе выступали. Между ними была сильная привязанность и дружба. И после его смерти Луиза не смогла выступать одна и ушла со сцены. Затем со своей семьей уехала в Америку.

Джамшид Закиров был женат на Гавхар Закировне, она являлась Заслуженной артисткой Узбекской СССР. Девушка училась в Ташкентском театрально-художественном институте, и в 1971 году получила диплом. У Джамшида и Гавхар был единственный сын Джавахир Закиров. Он всегда гастролировал с родителями. Вместе с женой Джамшид Каримович выступал в театре, на радио и телевидении, фестивалях, на разных юбилеях. С собой они всегда приносили праздник.

Сейчас Джавахир Джамшидович – певец, известный актер и режиссер. У него жена и трое детей. Девочка и два мальчика.

Племянница – Наргиз Закирова 1970 года рождения, является дочерью Луизы и Пулата Мордухаева. Также стала певицей. В 1984 году награждена призом зрительских симпатий на «Юрмале-86». На шоу «Голос» ее заметил продюсер Максим Фадеев. Наргиз снялась в нескольких клипах и записала целый ряд сольных песен.

джамшид закиров биография

Джамшид Закиров и его награды

Заслуженный артист Узбекистана (1995 год).
Лауреат премии «Ильхом» имени Марка Вайля (2010 год).

Основные кинофильмы

Фильмографию актёра составляют следующие картины:

узбекский актер
  • 1969 — эпизодическая роль — «Улица тринадцати тополей».
  • 1985 — «Бунт невесток».
  • 1989 — «Бархан» — эпизодическая роль.
  • 2007 — эпизодическая роль – «Платина».
  • 2009 — «След саламандры» — эпизодическая роль.
  • 2011 — «Высоцкий. Спасибо, что живой!»

Джамшид Закиров также играл в таких театральных спектаклях, как: «Мардикор» и «Ночь в Венеции».

«Твой голос я слышу повсюду…» Интервью Луизы Закировой о себе, семье и творчестве Tашкентцы Искусство

Автор Мавлон Шукурзода.

В становлении современной узбекской эстрады нельзя не отметить роль не больших джазовых биг-бэндов, эстрадных оркестров, Ташкентского мюзик-холла, ВИА групп и отдельных солистов данного жанра. И если конец 50-х годов можно рассматривать как период формирования узбекской эстрадной музыки, то 60-е, 70-е и 80-е были периодом ее развития и расцвета. Легендарные группы и исполнители того времени в условиях строгой советской цензуры умудрялись создавать настоящие шедевры эстрадного искусства, с богатым звучанием и национальным колоритом.

В мае 2013 года мне посчастливилось осуществить свою долгожданную мечту – взять интервью у первой узбекской примадонны 60-х и 70-х годов, Заслуженной артистки Узбекистана Луизы Закировой, которая вместе с братом Батыром Закировым, стояла у истоков современной узбекской эстрады. Наша долгожданная беседа проходила в уютной квинсской квартире Нью-Йорка.

Луиза Закирова. 70-е годы.

Мои родители

Я родилась в семье профессиональных музыкантов. Мои родители познакомились в конце 20-х – мама в то время исполняла народные песни в одном из самодеятельных музыкальных ансамблей Ташкента, а папа только начинал работать в народном театре. В середине 30-х годов они поженились и в 1936 году вместе с группой молодых певцов отправились на учебу в Московскую консерваторию. В Москве у них родился первенец — Батыр. Нас в семье было шестеро, пятеро сыновей и я, единственная дочь. Росли мы в хлебосольном, гостеприимном доме, который часто посещали ведущие узбекские артисты и певцы того времени, атмосфера вдохновения и творчества питала нас с ранних лет. В этой атмосфере и сформировалась музыкальная династия Закировых, основоположниками которой были наши родители Карим Закиров и Шоиста Саидова.

Родители отца жили в старой части Хадры в знаменитой махалле Жангох (центральная часть старого Ташкента), где издавна селились купцы и ремесленники. По утверждению отца, именно здесь жители столицы устраивали гуляния во время народных праздников. Мой дед Зокир ота был усто-жестянщиком, но его ближайший родственник Мулла Туйчи-Хафиз в то время был очень популярным певцом. Отец с малых лет мечтал стать музыкантом и преданно служить искусству– он прекрасно пел и хорошо играл на дутаре, учился у старших. Его первым наставником был известный узбекский композитор Юнус Ражабий. Маленький Карим в детские годы даже не мог себе представить, что путь к профессиональной сцене будет столь тернист и труден.

В 16 лет его приняли в театральную труппу – так он стал одним из пионеров оперного искусства Узбекистана. Папа, пропагандируя культуру узбекского народа, объездил с концертными гастролями множество стран. Несмотря на свою молодость, он великолепно исполнял национальную, советскую и зарубежную оперу и добился больших успехов в этом. Уже в возрасте 27 лет отец был удостоен почетного звания «Народный артист Узбекистана».

Только сейчас, спустя более трех десятков лет после его смерти, начинаю с грустью осознавать, что о нем, скромном в жизни и в творчестве человеке, писали почему-то довольно редко… не снимали фильмов и передач, не проводили творческих вечеров. А ведь ему было что рассказать. Он мог бы поведать об истоках зарождения оперного искусства в Узбекистане, о молодежи тех лет –своих друзьях и сверстниках, которые позже составили цвет творческой интеллигенции Узбекистана, чьи имена для нас сегодня уже стали легендой: Мухиддин Кари-Якубов, Юнус Ражабий, Аброр Хидоятов, Раззак Хамраев, Тамара Ханум, Мухтар Ашрафий, Халима Насырова, Шукур Бурханов, Наби Рахимов, Мукарама Тургунбаева, Иззат Султон, Назармат, Алим Ходжаев, Амин Турдиев. В эту плеяду звезд, я бы включила Карима Закирова и его сына Батыра. В 2012 году отцу исполнилось бы 100 лет. Эту дату мы отметили скромно в семейном кругу.

Моя мама, Шоиста Саидкариевна Саидова — исполнительница народных песен, была солисткой Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Она  происходила из знатной и уважаемой семьи саидов. Дед мамы в середине XIX века был визирем Эмира Бухарского, а отец Саид Кори – крупным промышленником Туркестана. Мама тоже с детства любила петь, участвовала в самодеятельных группах. На профессиональной сцене она стала первой узбечкой, связавшей песню с танцами, ее неповторимые душевные «лапари» люди слушали с большим удовольствием. Мама была первой исполнительницей роли Лейли в национальной опере «Лейли и Меджнун», написанной Узеиром Гаджибековым. Роль она исполнила блестяще, и ее, несмотря на беременность, отправили с папой на стажировку в Москву. В начале тридцатых годов ее считали не просто певицей, а талантливой вокалисткой, чей голос восхищал корифеев узбекского классического искусства: Кари-Якубова, Тамару Ханум и многих других прославленных артистов того времени.

Но у мамы было еще одно, пожалуй, главное достоинство. Несмотря на свою головокружительную карьеру в искусстве, она большую часть своей жизни посвятила семье и детям. Будучи строгой и волевой, она прекрасно справлялась с воспитанием шестерых детей и успевала выступать. Помню, мы любили слушать, как она поет узбекские народные песни из своего далекого детства – у нее это получалась бесподобно! Эти песни волновали наши детские души, наполняя сердца радостью, а иногда щемящей грустью. Они обладали волшебным свойством пробуждать самые лучшие и сильные чувства… Потом я обнаружила, что именно такую манеру исполнения – не спеть, а пересказать песню – мы переняли у мамы.

Мы все считаем, что то, чего мы достигли в жизни, стало возможно исключительно благодаря материнской заботе и той среде, в которой мы воспитывались.

Детство

Мы, второе поколение Закировых, выросли на классических и оперных песнях. В детстве папа часто водил нас в оперный театр имени Алишера Навои – мы с Батыром были влюблены в итальянскую оперу, наизусть знали многие арии. Мама же брала нас с собой в оперный драмтеатр имени Мукими. Так что выросли мы на сказаниях «Алпомиш», «Гуругли», «Фарход ва Ширин», «Лайли ва Мажнун» и других национальных драмоперах. Всех знаменитых певцов и музыкальную элиту мы знали уже с малых лет, так как постоянно находились в театрах.

Луиза Закирова. 50-е годы.

С самого рождения мы были «заряжены» музыкальным духом. То же самое можно сказать и о наших детях. Сколько себя помню, мы постоянно что-то репетировали, устраивали спевки, мастерили маски, сами шили декорации и костюмы. Естественно не всегда все проходило гладко. Когда к родителям приходили гости, мы с Батыром давали им маленькие концерты, исполняли коротенькие отрывки из опер. Нашими первыми зрителями и судьями были не кто-нибудь, а народные артисты Узбекистана Тамара Ханум, Халима Носирова, Назира Ахмедова, Лутфияханум Саримсакова, Сулейман Юдаков, Тухтасин Джалилов, Шаходат Рахматова, Мукаррама Тургунбаева, Шукур Бурханов, Исахар Акилов, Дони Зокиров, Махмуджон Гафуров и многие другие. После концерта, сидя в углу, мы с интересом и большим удовольствием слушали рассказы старших.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Благодаря этим беседам и посиделкам мы с малых лет могли на слух безошибочно угадывать звук любого инструмента. Взрослые нам доходчиво объясняли, что такое опера, ария, речитатив, какая разница между драматическим и музыкальным спектаклем. С детских и юношеских лет мы знали биографии Карузо, Шаляпина, Вертинского, Козловского, Шульженко, Кари-Якубова, Уста Алима Камилова, Юнуса Ражабий и других певцов и музыкантов. Вот так мы выросли практически за кулисами театра. И после этого не стать артистами было бы грешно. Но, оперными солистами мы все же не стали, а выбрали эстраду.

Начало начал

В школьные годы я обожала индийскую музыку и мечтала когда-нибудь посетить эту сказочную страну. В 1954 году в школьном ученическом наряде я впервые выступила перед Джавахарлалом Неру и его дочерью Индирой Ганди с песней Tu Ganga Ki Mauj из кинофильма «Байджу Бавра». Буквально на следующий день после концерта, к нам домой позвонила сама Бернара Кариева и рассказала нашей маме, что слышала по всесоюзному радио о том, как чудесно юная Луиза Закирова исполнила индийскую песню на правительственном концерте, посвященном визиту первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Советский союз. Это был мой дебют, который открыл дорогу в мир большой эстрады.

Создание в Узбекистане первого молодежного эстрадного ансамбля «Юность»

Я очень горжусь тем, что у истоков современной узбекской эстрады стояла рядом с Батыром Закировым. До нас этот жанр пыталась развивать Тамара Ханум, но она больше акцентировала свое внимание на узбекской классике. В отличие от нее, мы с Батыром взяли курс на биг-бэнд. Создание первого эстрадного коллектива в то время стало величайшим прогрессом для страны. В середине 50-х во всем Союзе эстрадные оркестры были только в Азербайджане, Армении и Грузии. В 1956 году мы стали четвертыми из всех союзных республик, кто создал у себя новое направление современной эстрады. В то время это было событием огромного значения. Все думали, что мы тут чуть ли не в средневековье живем, часто на гастролях у нас спрашивали: «А правда, что у вас в Ташкенте все на верблюдах разъезжают?..» То есть никакого понятия об Узбекистане и тем более о нашей культуре в то время у многих не было. Так что у нас с Батыром и нашим эстрадным коллективом под названием «Юность» была миссия – нести узбекскую культуру в массы.

Новое звучание «Арабского танго»

Ни для кого не секрет, что сегодня написать музыку или аранжировать песню стоит огромных денег. Мы же как представители государственного оркестра часто пользовались услугами Гостелерадио. Сын друга нашей семьи Дони Зокирова, работавший главным музыкальным редактором узбекского радио, пригласил нас с Батыром к себе, чтобы мы могли ознакомиться с музыкальным фондом и подобрать что-нибудь для себя. Тогда нам с Батыром хотелось отойти от традиционного подхода и сделать акцент на свою национальную идентичность, что в те годы практически никто не делал.

В музыкальном фонде, внимательно ознакомившись с фонотекой, мы впервые открыли для себя арабские песни. В них было нечто близкое нам – родной колорит и восточное звучание. Мы были в восторге от знаменитого на весь мир певца, одного из крупнейших арабских музыкантов ХХ века, Фарида Аль-Атраж, первого исполнителя «Арабского танго» («О, светоч грез моих»). Сразу стал вопрос, как перевести песню с арабского. В то время в ТашГУ работали мои друзья, которые как-то помогали мне с переводом индийских песен и консультировали в произношении. Они нашли специалиста по арабскому языку, расшифровавшего текст и сделавшего перевод. Далее за дело взялся Ян Френкель, который своей оркестровой аранжировкой просто преобразил песню – именно с его помощью «Арабское танго» зазвучало по-новому. А голос Батыра подарил ей вторую жизнь.

Первое признание.

В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. В составе узбекской делегации были, в том числе и молодые, подающие надежды исполнители, представляющие искусство Узбекистана. В эту делегацию попал и наш молодежный эстрадный ансамбль «Юность». Главный режиссер театра имени Хамзы Александр Осипович Гинзбург подготовил для нас специальную программу. Гинзбург в то время был соседом Эркли Маликбаевой, первой жены Батыра Закирова. Естественно, Батыр перед поездкой в Москву почти каждый день встречался с ним и обсуждал репертуар предстоящего концерта. Александр Осипович тогда впервые предложил нам поставить мюзикл. В то время я даже не слышала об этом жанре.

На фестивале впервые в исполнении Батыра Закирова прозвучало «Арабское танго», ставшеев дальнейшем очень популярным в СССР. А я также впервые исполнила веселую песенку «Наманганские яблоки». Перед поездкой в Москву я обратилась к маме с просьбой подсказать, какую узбекскую песню мне исполнить на молодежном фестивале, и она напела «Наманганни олмаси». Мы попросили композитора Шарифа Рамазанова сделать к ней легкую аранжировку, и получилось просто отлично! Отрадно, что эта песня долгое время была любимой не только в нашей стране, но и в бывшем Союзе. Песни, которые мы исполнили с Батыром, стали визитной карточкой нашей делегации. Концерт прошел блестяще, и мы стали лауреатами международного молодежного фестиваля.

Продолжение фестивальных концертов на родине

Так как мы были еще совсем молоды, в то время мы тесно сотрудничали с Центральным комитетом комсомола Узбекистана и Ташкентским горкомом комсомола. Когда мы вернулись из Москвы, ЦК комсомола уже утвердил специальный план мероприятий и попросил нас выступить с фестивальной концертной программой перед городской и сельской молодежью республики. В этот момент мы поняли, что стали знамениты и востребованы.

На концертах мы старались петь то, что нравится молодежи – я исполняла индийские песни, а Батыр арабские, французские и русские. Но, конечно, узбекские эстрадные песни были основой нашего репертуара.

Событие огромного значения. Создание первого эстрадного оркестра в Центральной Азии

В 1958 году Батыр задумался о создании профессионального эстрадного оркестра, – а если он за что-то брался, всегда доводил дело до конца. Оркестр был создан на базе эстрадного ансамбля, работавшего под руководством Александра Двоскина. В разные годы в нем выступали лучшие музыканты и певцы Узбекистана: Стахан Рахимов, Алла Йошпе, Иосиф Шаламаев, Эльмира Уразбаева, Эсон Кандов и многие другие.

Первым художественным руководителем эстрадного оркестра стал Шариф Рамазанов, а дирижером Александр Двоскин. По инициативе Батыра, в помощь к нам в Ташкент был приглашен тогда уже известный и талантливый композитор, друг Батыра Ян Френкель, который стал музыкальным руководителем эстрадного оркестра и занимался аранжировкой наших песен. Его вклад в развитии нашего эстрадного искусства не оценим.

Конечно же, узбекская эстрадная музыка складывалась и развивалась не в отрыве от мировой эстрадной музыки, на ее формирование в те годы влияла русская эстрада, французский шансон, музыка стран Востока,  рок-музыка и, конечно же, джаз.

С конца 1950-х наш эстрадный оркестр во главе с Батыром становится популярным в СССР. Мы исполняли всё – от оперных арийи узбекского фольклорадо песен советских композиторов и зарубежных шлягеров. Практически всегда на языке оригинала звучали узбекские, русские, азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни.

«Дух Бандунга» и индонезийская колыбельная

В 1959 годув большом зале Академического театра оперы и балета им. Алишера Навои, состоялась конференция писателей стран Азии и Африки. «Дух Бандунга» – так называлась наша концертная программа посвященная этому международному форуму. Над созданием этой программы работали дирижер оркестра А. Двоскин, пианист Д. Соколов, композиторы Ш. Рамазанов и Я. Френкель. Эстрадное представление состояло из песен и танцев народов Узбекистана, Индии, Египта, Афганистана и других стран Востока.

Для своего выступления я выбрала из фонотеки Гостелерадио довольно оригинальную индонезийскую песню. К сожалению, в ТашГУ не было специалистов по индонезийскому языку, и пришлось учить слова на слух. Почему-то мы решили, что такая мелодичная и лиричная песня может быть только о любви и сценарий для выступления написали соответствующий. Режиссер установил на сцене лодку из фанеры, меня одели в национальный индонезийский костюм, а впереди посадили индонезийца с гитарой. Песню публика восприняла на ура, все были в восторге! Среди прочих участников и гостей, благодаривших нас после выступления, на сцену поднялся индонезийский писатель. Он был явно под впечатлением, даже сказал, что я похожа на настоящую индонезийскую певицу… Мы уже обрадовались, что смогли так здорово интерпретировать песню из совершенно незнакомой нам культуры, – и тут, после традиционных рукопожатий и благодарностей, он вдруг спрашивает, мол, почему мы выбрали такую странную декорацию для колыбельной песни? Представьте мое состояние… Этот случай мы до сих пор вспоминаем как живой анекдот!

Декада культуры и литературы в Москве.

В 1959 году в Москве проходила декада узбекской культуры и литературы – в те годы все союзные республики участвовали в подобных показах. Декада завершалась большим заключительным концертом «Салом Москва!» из произведений народного творчества, современной и классической музыки, участвовать в котором в составе Эстрадного оркестра Узбекистана довелось и нашему ансамблю. Свою концертную программу мы с Батыром завершили песней «Узбекистоним», которую написала наша мама Шоиста Закирова.

После выступления в Москве песни «Арабское танго» и «Наманганни олмаси» стали не обыкновенно популярны в бывшем Союзе, их полюбили все, особенно молодежь. Мне рассказывали, что даже в Каирских ресторанах перед началом исполнения «Арабского танго» звучали позывные из песни «Наманганни олмаси». Конечно, это было приятно, в тот год появилась слава, внимание, широкая публика… мы стали осваивать свое место на большой арене эстрады. Тогда-то все и заговорили о новой и самобытной узбекской современной эстраде и о семье Закировых.

Подбор репертуара в условиях советской цензуры

Самым сложным во всей нашей работе для нас с Батыром было формировать репертуар в условиях жесткой советской цензуры. Нам нравилось очень много песен, было множество задумок, но они не всегда отвечали требованиям идеологии того времени. Тем более, с учетом ориентированности коллектива на биг-бэнд… Контроль был тотальный – кроме Министерства культуры за нами пристально наблюдали местные партийные органы, и чтобы соответствовать духу времени, приходилось иногда исполнять патриотические песни. А это не всегда было не так просто, как кажется.

В конце 50-х бригадир-механизатор, хлопкороб, дважды Герой Социалистического Труда Турсуной Ахунова была очень популярной личностью. Узбекские композиторы забрасывали нас пустыми и бессмысленными песнями, которые зачастую просто невозможно было слушать. Одна такая песня досталась мне. Я, конечно, восхищалась геройством хлопкороба и давно планировала включить что-нибудь патриотическое в свой репертуар, но, не знаю почему, именно эта песня у меня совершенно не пошла – пришлось комиссии снять ее снашего репертуара.

В другой раз мы получили песню о войне во Вьетнаме. Тогда почти весь мир выступал против американской интервенции, этому трагическому событию посвящались десятки песен. Одну из них, по правде говоря, не совсем удачную, пришлось исполнить и мне. Песня называлась «Ветнамим» («Мой Вьетнам»). По всей видимости, написана она была на русском языке и уже потом переведена на узбекский. Слово «ветнамим» повторялось в тексте многократно, и звучало это настолько неблагозвучно, что члены комиссии единогласно освободили меня от ее исполнения.

Концерт без электричества и микрофонов

Все наши стремления, труд и старания не прошли даром. В 1965 году Правительство высоко оценило наши заслуги перед родиной, и присвоило Батыру Закирову почетное звание Народного артиста, а мне Заслуженного артиста Узбекистана. Но любовь зрителя для нас всегда была важнее. Мы любили выступать перед нашим народом, особенно в отдаленных местностях – после длительных изматывающих гастролей по городам бывшего Союза это было особенно приятно.

Лето. Город Коканд. Работаем на открытой площадке. Аншлаг, нет ни одного свободного места. Концерт в разгаре – и вдруг… по техническим причинам выключается электричество, по всему городу нет света. Что делать? Как работать? Организаторы не растерялись, тут же вынесли две керосиновые лампы и поставили около кулис. Но как без микрофонов перекричать оркестр на открытой площадке? Музыкантам пришлось играть так тихо, насколько это только возможно. Как-то нам все же удалось отыграть этот концерт, кокандские зрители, помню, долго аплодировали, требовали продолжения, они даже не представляли, как непросто нам пришлось.

Сейчас многие не гнушаются фонограммой, мы же вообще не умели петь под запись, наверное, из-за чувства ответственности перед зрителями. Нам часто приходилось выступать на телевидении в прямом эфире – это обязывало.

«Купкари» запомнила, а концерт нет…

Нас с оркестром привезли в отдаленный район Самаркандской области – город Ургут. Подготовили маленькую площадку – судя по всему, сюда редко заезжали эстрадные ансамбли, а может, и вовсе мы были первыми. Оркестр тогда только получил новые инструменты «Сильвера». Пока мы устанавливали оборудование, сияющие барабанные установки с интересом рассматривали прохожие, подходили знакомиться, интересовались аппаратурой, а потом неожиданно пригласили на «купкари» (козлодрание). Времени до концерта еще было много и мы пошли. Помню, мне было не по себе от происходящего… Невыносимо было смотреть, как несчастного барашка буквально рвут на части. Как прошел концерт не помню, а вот «Купкари» осело в памяти на всю жизнь.

«Танцы! Играет узбекский эстрадный оркестр»

Еще один интересный случай из нашей гастрольной жизни произошел в одном из городов Украины. После киевских гастролей нас повезли в город Жовква, Львовской области. В те годы наш эстрадный оркестр уже был популярным, доводилось выступать на разных сценах, так что мы ко всему привыкли. Здесь же, едва приблизились к входу в концертный зал, мы увидели огромное объявление, где большими буквами красовалась надпись:

«ТАНЦЫ! Играет узбекский эстрадный оркестр».

Вот это номер… нарочно не придумаешь! Эти танцы, да и сам город со своим чудным названием запомнился нам надолго.

Любовь народа. Концерт, который закончился в три часа ночи

В те годы из Ташкента по областям Узбекистана ездил агитпоезд, в котором собиралась вся узбекская культурная элита. Несмотря на жаркое лето, мы давали по несколько концертов подряд, переезжая из города в город в душных вагонах в самый зной. В один из таких железнодорожных туров мы оказались в Бухаре. Едва ступив на платформу, мы узнаем, что концерт запланирован не в Бухаре, а в Навои, а это ни много ни мало еще 100 км– нужно срочно отправляться в путь! Жара невыносимая, автобус, пыльная ухабистая дорога… В итоге добрались мы с трехчасовым опозданием почти к 11 ночи. К нашему удивлению, открытый концертный зал был переполнен, все терпеливо ждали столичных артистов. Те кто был ближе к входу, выбежали нас поприветствовать, Батыра даже подняли на руки и понесли в концертный зал. Конечно же, мы сразу забыли про усталость.

Нам даже не дали переодеться: пыльные и мокрые мы сразу отправились на сцену. И тут выяснилось, что у нас нет рояля – выступали мы в этом городке первыми, зал новый, и о рояле еще видимо не успели позаботиться. Тогда главный организатор обратился к залу: «Ребята, у кого есть пианино?» Несколько человек подняли руки. В считанные минуты из чьей-то квартиры привозят пианино и ставят на сцену. Заметьте, все это происходит в полночь! Так что выступили мы весело– смотрели друг на друга и смеялись, такое у нас было впервые. Мы с Батыром еще долго вспоминали этот день, концерт прошел на одном дыхании, зал долго нас не отпускал, мы пели до трех часов ночи…

А на следующий день мы выступали в самом отдаленном городке нашей родины –Учкудуке. Дул сильный степной ветер с пылью, и хотя я уже была беременна Наргизкой, все равно вышла на концерт. Я никогда не боялась трудностей, может, поэтому моя Наргиз выросла такой сильной и смелой.

«Не расстанусь» с комсомолом, или о том, как меня исключили из рядов ВЛКСМ…

Многие артисты прошли школу эстрадного ансамбля созданную нами. Одной из них была Эльмира Уразбаева, наша солистка. Мы всегда были с ней очень дружны, ее муж Нестеров какое-то время был музыкальным руководителем и дирижером нашего эстрадного ансамбля и часто помогал нам бесплатно аранжировать песни.

В один прекрасный день наш комсорг сообщил, что нас с Эльмирой вызывают в райком комсомола. Из райкома нас направили в горком, молодые, холеные и важные члены которого встретили нас холодно. Сначала зашла Эльмира, она была более шустрой и пробивной, чем я. Разговор у них получился весьма дружелюбный с комсомольскими шуточками и юмором. Но когда зашла я, они словно по команде стали серьезными и более официальными. Потом устроили мне самый настоящий допрос, задавали различные вопросы, многие даже и не по существу. Больше всего придирались к тому, почему я вовремя не оплачиваю комсомольские взносы, тем самым грубо нарушая Устав ВЛКСМ. Я, было, пыталась объяснить, что находясь по 10 месяцев в год на гастролях, вовремя вносить плату удается не всегда, но они продолжали давить – заявили, что я чересчур зазвездилась и даже пригрозили лишением почетного звания! На этот раз я не стерпела и резко парировала: «Это почетное звание дал мне мой зритель, а раз не вы мне его присваивали, то и не вам его меня лишать!». Началась перепалка, я, ссылаясь на свои уставные права, высказала все, что думаю по этому поводу. Им это, конечно, не понравилось, и после обсуждения мне объявили, что я исключена из рядов ВЛКСМ, и добавили: «Вы еще не знаете, на что мы способны…» Я была в шоке, словно меня облили кипятком… даже не помню, как добралась до дома. Мои коллеги и друзья рекомендовали обратиться в вышестоящие органы комсомола, но я отказывалась, потому что, не считала себя провинившейся.

Так, на самом пике карьеры меня исключили из комсомола. И еще долгое время я чувствовала, как меня преследовали и препятствовали во многих делах. По их же инициативе я стала не выездной заграницу. Меня открыто вычеркивали из всех списков артистов заявленных в международные гастроли в Индию, Иран, Румынию, ГДР, на Кубу и т.д. Но, сколько бы они ни старались, почетного звания так меня и не лишили. Я продолжала каждодневно работать над собой, расширяя свой репертуар и гастролируя по союзным республикам.

Помню, когда мы были детьми, мы никогда не слышали от папы: «Иду на работу». Вместо этого он говорил: «Иду на службу». Так и мы с Батыром, да и все мои братья и наши дети, следуя семейным традициям, честно и до конца служили и продолжаем служить народу…

Конец первой части. Продолжение следует.

P.S. Во второй части интервью речь пойдет о творческой жизни великого узбекского маэстро Батыра Закирова, его триумфальном выступлении в парижском концертном зале «Олимпия» и об историческом событии – создании Ташкентского мюзик-холла.

Фотографии:
Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Луиза Закирова. 50-е годы.

Смотрите также

Сокирки полевые — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сокирки полевые
Сокирки полевые

промежуточные ранги

Вид: Сокирки полевые

Consolida regalis Gray, 1821

Соки́рки полевы́е, или Жи́вокость полевая, или Консо́лида полевая (лат. Consólida regális) — вид однолетних травянистых растений рода Сокирки семейства Лютиковые (Ranunculaceae).

Сокирки полевые

Однолетнее травянистое растение. Вырастает от 25 до 70 см. Стебель прямостоячий, ветвистый, может быть покрыт волосками.

Листья очерёдные, многократно рассечённые на линейные сегменты до 2 мм шириной, верхние сидячие, нижние с черешками.

Цветки в редкой кисти, фиолетовые, иногда розовые или белые, 1,5—2 см в диаметре, со шпорцем такой же длины. Нектарник один, лопастной, фиолетово-голубой. Пестик один. Цветет с июня до конца лета[2].

Листовка голая.

В России встречается в европейской части (кроме Крайнего Севера), в Западной Сибири, на Кавказе[2].

Сорняк, растущий в посевах, на залежах, по обочинам дорог.

Хозяйственное значение и применение[править | править код]

Красивоцветущее декоративное растение, разводится садоводами, существуют различные сорта и формы, отличающиеся расцветкой и размером цветков.

Цветки сокирок, дающие нектар, пчёлы посещают с первой половины июня и до осени[3].

В семенах содержится совокупность тритерпеновых алкалоидов. Порошок, полученный из семян, может служить инсектицидом[2].

В народной медицине отвар травы применяют при желтухе, болезнях мочеполовых органов, в виде примочек при воспалении глаз[2].

Настой лепестков с квасцами окрашивает в синий цвет шерсть и шёлк[2].

Во всех органах, особенно в семенах, содержатся ядовитые алкалоиды. Известны случаи отравления овец[2].

Сокирки полевые Плоды и семена

Инфравидовые таксоны:

  • Consolida regalis var. divaricata (Ledeb.) P.H.Davis [syn. Delphinium divaricatum Ledeb. — Живокость растопыренная]
  • Consolida regalis subsp. paniculata (Host) Soó [syn. Consolida paniculata Host — Консолида метельчатая]
  • Consolida regalis: информация о таксоне в проекте «Плантариум» (определителе растений и иллюстрированном атласе видов).

Закиров, Джамшид Каримович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Закиров.

Джамши́д Кари́мович Заки́ров (узб. Jamshid Zokirov, Жамшид Зокиров; 11 июля 1948, Ташкент, Узбекская ССР, СССР — 7 апреля 2012, Ташкент, Республика Узбекистан) — советский и узбекский актёр театра и кино, телеведущий. Заслуженный артист Республики Узбекистан (1995).

Джамшид Закиров родился 11 июля 1948 года в Ташкенте, в семье известного узбекского певца Карима Закирова.

Учился сначала в актёрской мастерской при киностудии «Узбекфильм», затем в Ташкентском театрально-художественном институте, который окончил в 1971 году. Служил в Национальном академическом театре драмы и Академическом русском драматическом театре Узбекистана.

Умер 7 апреля 2012 года в Ташкенте после продолжительной болезни[2].

Семья[править | править код]

  • Отец — Карим Закиров (1912—1977), оперный певец (баритон), народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Батыр Каримович Закиров (1936—1985), советский певец, художник и литератор, народный артист Узбекской ССР.
  • Брат — Фаррух Каримович Закиров, певец, художественный руководитель узбекского ансамбля «Ялла».
  • Жена — Гавхар Закирова, советская и узбекская актриса.
  • Сестра — Луиза Закирова, певица.
  • Сын — Жавохир Закиров, актёр, режиссер и певец, ранее участник группы Болалар
  • Племянница — Наргиз Закирова (р.1970), певица. Дочь сестры Луизы Закировы и Пулата Мордухаева, ударника в ансамбле Батыра Закирова.

Работы в театре[править | править код]

  • «Ночь в Венеции»
  • «Мардикор»

Фильмография[править | править код]

  1. 1969 — Улица тринадцати тополей — эпизод
  2. 1985 — Бунт невесток
  3. 1986 — Объятие мечты
  4. 1987 — Горечь падения
  5. 1989 — Бархан
  6. 1990 — Чудо-женщина — программист
  7. 1993 — Счастье моё, ты оплачено кровью (Узбекистан)
  8. 1993 — Шайтанат — царство бесов (Узбекистан) — Шариф Намазов, главный инженер винзавода
  9. 2004 — Мальчики в небе — отец Лолы
  10. 2007 — Платина
  11. 2009 — След саламандры
  12. 2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой[3]

Саковые — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Саковые (лат. Pitheciidae) — семейство приматов Нового Света. Эти маленькие либо средней величины приматы живут преимущественно на севере и в центральной части Южной Америки. К семейству относятся 43 ныне живущих вида, а также вымершая несколько тысяч лет назад группа антильских обезьян (Xenotrichini).

Величина представителей семейства саковых колеблется от 23 до 57 см. Хвост короток у рода уакари (меньше чем половина роста), у других представителей он по длине приблизительно соответствует длине тела. Вес составляет от 0,5 до 3,5 кг, причём у прыгунов (Callicebus) с максимумом 1,5 кг он значительно меньше, чем у представителей других родов. Шерсть плотная, иногда даже лохматая, а её окраска варьирует в зависимости от вида от чёрного и серо-коричневого цвета до белого. Части лица могут быть безволосые. Хвост, который используется не для хватания, а для баланса, полностью покрыт волосами. Зубная формула I2-C1-P3-M3, в целом саковые имеют 36 зубов. У представителей подсемейства Pitheciinae челюсть выдаётся вперёд, будучи приспособленной к жёсткому питанию: резцы большие и выпяченные, клыки массивные. Коренные зубы, наоборот, маленькие.

Саковые обитают только в Южной Америке. При этом наибольшее число видов встречается только в Амазонской низменности от южной Колумбии до Боливии и средней Бразилии. Лишь несколько видов прыгунов населяют леса побережья юго-восточной Бразилии. Жизненным пространством саковых являются леса, причём они могут обитать в совершенно разных типах лесов — от расположенных вглуби континента тропических дождевых лесов до горных и сухих лесов.

Саковые обезьяны активны в дневное время и обитают на деревьях. Они умеют хорошо лазать и проводят большую часть жизни в кронах. Они передвигаются на всех четырёх ногах и, в зависимости от вида, в том числе с помощью прыжков. Они живут в совместных группах, состав и величина которых может варьировать. Прыгуны и, вероятно, также саки часто образуют моногамные семейные группы, в которых партнёры часто остаются вместе на протяжении всей жизни. Хиропоты и уакари живут в больших группах до 50 животных, которые во время поисков пищи часто разделяются на более маленькие подгруппы и к вечернему времени вновь соединяются. Они общаются с помощью ряда звуков, для которых характерны высокие крики или почти птичье щебетание. Для прыгунов характерно утреннее дуэтное пение, которым оба партнёра одновременно отмечают свой ареал.

Саковые — всеядные животные, которые питаются, однако, преимущественно растительной пищей. У прыгунов основную часть питания составляют плоды, которые дополняются листьями и другими частями растений. Представители подсемейства Pitheciinae питаются предпочтительно твёрдооболочными плодами и семенами, в незначительной мере употребляя также другие части растений. Насекомые и другие мелкие животные, а также иногда маленькие позвоночные составляют у всех саковых определённую, хоть и незначительную, часть пищи.

Саковые рождают на свет в большинстве случаев по одному детёнышу. Продолжительность беременности составляет примерно от 5 до 6 месяцев. У прыгунов отец перенимает основную ответственность для потомство, он носит детёныша на себе и передаёт его матери только для кормления грудью — поведение, которое наблюдается и у других обезьян Нового Света (ночных обезьян и игрунковых), но не у других саковых. После нескольких месяцев детёныш отвыкает от молочного питания, а по прошествии нескольких лет достигает половой зрелости. В человеческой опеке эти животные могут доживать до 35 лет, продолжительность жизни на воле в большинстве случаев не известна.

Вырубка дождевых лесов и таким образом разрушение жизненного пространства саковых привели к тому, что несколько видов стали редкими, некоторую роль играет также охота на них. Также как у других животных часто находятся под угрозой виды с маленьким ареалом или специфическим предпочтением сферы обитания. В большей степени под угрозой состоят обитатели прибрежных лесов юго-востока Бразилии.

Бледный саки (Pithecia pithecia) является одним из наиболее известных видов семейства

Самыми близкими родственниками саковых, относимых к приматам Нового Света (Platyrrhini), являются паукообразные обезьяны (Atelidae). Саковых делят на шесть родов и более 60 видов, не считая вымерших антильских обезьян, состоявших в близком родстве к роду прыгунов. Названия приведены в соответствии с АИ.[1] С 2016 года в подсемейство включают следующие современные роды и виды[2]:

  • Род Cheracebus Byrne et al., 2016
  • Род Callicebus Thomas, 1903 — Прыгуны
  • Род Plecturocebus Byrne et al., 2016
    • Plecturocebus aureipalatii (Wallace et al., 2006)
    • Plecturocebus baptista (Lönnberg, 1939) — Озёрный прыгун
    • Plecturocebus bernhardi (van Roosmalen et al., 2002)
    • Plecturocebus brunneus (Wagner, 1842) — Бурый прыгун
    • Plecturocebus caligatus (Wagner, 1842)
    • Plecturocebus caquetensis (Defler, Bueno & Garcia, 2010)
    • Plecturocebus cinerascens (Spix, 1823) — Чёрный прыгун
    • Plecturocebus cupreus (Spix, 1823) — Медный прыгун
    • Plecturocebus discolor (I. Geoffroy & Deville, 1848)
    • Plecturocebus donacophilus (D’Orbigny, 1836) — Гранчакский прыгун
    • Plecturocebus dubius (Hershkovitz, 1988)
    • Plecturocebus hoffmannsi (Thomas, 1908) — Прыгун Хоффманса
    • Plecturocebus miltoni (Dalponte, Silva & Silva-Júnior, 2014)
    • Plecturocebus modestus (Lönnberg, 1939) — Боливийский прыгун
    • Plecturocebus moloch (Hoffmannsegg, 1807) — Рыжебрюхий прыгун, или прыгун-молох
    • Plecturocebus oenanthe (Thomas, 1924) — Перуанский прыгун
    • Plecturocebus olallae (Lönnberg, 1939) — Прыгун Оллалы
    • Plecturocebus ornatus (Gray, 1866) — Украшенный прыгун
    • Plecturocebus pallescens (Thomas, 1907) — Светлый прыгун
    • Plecturocebus stephennashi (van Roosmalen et al., 2002)
    • Plecturocebus toppini (Thomas, 1914)
    • Plecturocebus urubambensis (Vermeer & Tello-Alvorado, 2015)
    • Plecturocebus vieirai (Gualda-Barros, Nascimento & Amaral, 2012)
  • Антильские обезьяны (Xenotrichini), группа вымерших приматов, существовавшая вероятно до начала нашей эры
  • Какажао (Cacajao), или уакари, или какайо, или короткохвостые саки[3], отличаются коротким хвостом и безволосым лицом
  • Красноспинные саки (Chiropotes) отличаются хохолком и бородкой
  • Саки (Pithecia), отличаются мохнатой серо-чёрной шерстью
  1. ↑ Полная иллюстрированная энциклопедия. «Млекопитающие» Кн. 2 = The New Encyclopedia of Mammals / под ред. Д. Макдональда. — М.: Омега, 2007. — С. 457. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01346-8.
  2. Byrne H., Rylands A. B., Carneiro J. C., Alfaro J. W., Bertuol F., da Silva M. N., Messias M., Groves C. P., Mittermeier R. A., Farias I., Hrbek T., Schneider H., Sampaio I., Boubli J. P. Phylogenetic relationships of the New World titi monkeys (Callicebus): first appraisal of taxonomy based on molecular evidence (англ.) // Frontiers In Zoology. — 2016. — Vol. 13. — P. 10. — DOI:10.1186/s12983-016-0142-4. — PMID 26937245.
  3. 1 2 3 Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Млекопитающие. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общей редакцией акад. В. Е. Соколова. — М.: Рус. яз., 1984. — С. 88. — 10 000 экз.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Marsh, L. K. A Taxonomic Revision of the Saki Monkeys, Pithecia Desmarest, 1804, Part 1 (англ.) // Neotropical Primates : journal. — IUCN/SSC Primate Specialist Group, Conservation International, 2014. — July (vol. 21, no. 1). — P. 1—82.
  5. 1 2 3 4 Marsh, L. K. A Taxonomic Revision of the Saki Monkeys, Pithecia Desmarest, 1804, Part 2 (англ.) // Neotropical Primates : journal. — IUCN/SSC Primate Specialist Group, Conservation International, 2014. — July (vol. 21, no. 1). — P. 83—163.
  • D. E. Wilson & D. M. Reeder: Mammal Species of the World. Johns Hopkins University Press, 2005, ISBN 0-8018-8221-4
  • Thomas Geissmann: Vergleichende Primatologie, Springer-Verlag 2003, ISBN 3-540-43645-6

Вязовые — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вязовые
Асимметричные листья Ulmus rubra
Асимметричные листья Ulmus rubra

промежуточные ранги

Семейство: Вязовые

Ulmaceae Mirb., nom. cons. (1815)

Вязовые, или Ильмовые (лат. Ulmaceae) — маленькое семейство крупных деревьев, принадлежащее к порядку Розоцветные (Rosales) класса Двудольные.

Цветки обоеполые, мелкие, в пучках, причём краевые чаще тычиночные и неплодущие, а срединные чаще плодущие. Плод односемянный, сжатый и сухой, реже мясистый. Цветочные почки не содержат листьев (они лишь до распускания прикрыты опадающими прицветниками), раскрываются обыкновенно ранее их и расположены при основании (в углах) годичных веточек, на средине и концах которых располагаются листовые почки, позже раскрывающиеся; это признак всего семейства.

Семейство включает всего девять родов (в некоторых источниках от 6 до 10), главный из которых — Вяз (Ulmus L.). Большинство родов тропические, с одним или несколькими видами каждый.

Список родов

Данный список составлен на основе данных сайта GRIN:[2]

Род Каркас (Celtis L.) традиционно включался в семейство Вязовые, однако таксономическое положение рода в настоящее время не вполне выяснено, иногда этот род относят к отдельному семейству Celtidaceae. Согласно системе APG II, род Celtis может быть включён в семейство Коноплёвые (Cannabaceae).

Роды Aphananthe и Trema, иногда ранее относимые к Ulmaceae, часто относят к Cannabaceae.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *