19.04.2024

Традиционные семейные ценности: Что такое «традиционные семейные ценности» и как они влияют на современное общество?

Что стоит за этим понятием?

Семья и семейные ценности

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Конечно, кто-то скажет, что не все семьи идеальны, кто-то даже приведёт печальный опыт из своей жизни. Но надо понимать, что семья как институт в целом способствует развитию именно таких качеств в человеке, а значит, и в обществе. И родители, и дедушки с бабушками, желая добра своим детям и внукам, осознают, что, только воспитав благородных и порядочных людей, они обеспечат себе спокойную старость. И это нормально: взрослые заботятся о детях, а повзрослевшие дети начинают брать ответственность за уже ставших пожилыми родителей и бабушек с дедушками.

Но то, что раньше казалось очевидной истиной, сегодня многие пытаются поставить под сомнение

В большинстве стран Запада уже легализованы однополые браки, внедрена ювенальная система, искусственно разорвана связь между поколениями, права семьи подменены правами личности и индивида. Результаты этих преобразований уже очевидны: цивилизация Запада деградирует в морально-нравственном плане и вырождается, несмотря даже на приток мигрантов, соблазнённых высоким уровнем материального обеспечения.

Учитывая, что процесс глобализации носит объективный характер, наивно было бы полагать, что Россия может остаться в стороне от этих процессов. Каждый знает мораль пословицы «моя хата с краю, ничего не знаю». Через различные неправительственные организации, через СМИ и массовую культуру, в наше общество уже сегодня пытаются внедрять все те же инициативы, которые были успешно реализованы на Западе.

Проблемы технократической цивилизации требуют от нас нового осмысления действительности. Отчуждение человека, постоянная напряженность в отношениях с искусственно созданным внешним миром, мировоззренческие катаклизмы должны быть преодолены. В поисках ответа на эти жизненные вопросы мы пристально вглядываемся не только в обозримое настоящее, но и в далекое прошлое человечества. И здесь, в истории, обращение именно к традиционной культуре позволяет видеть примеры такого отношения к жизни и к самому человеку, основные принципы которого могут помочь нам выработать новый тип современных взаимоотношений как внутри общества, так и с самим собой.

Сейчас наступление на семью идёт по всем фронтам

Всё чаще на российском телевидении можно услышать заявления о том, что семья – это не обязательно союз мужчины и женщины, а может быть союзом мужчины с мужчиной или женщины с женщиной. В фильмах и ТВ-шоу среди главных положительных героев регулярно фигурируют педерасты и лесбиянки, а образ традиционной семьи высмеивается и дискредитируется, подменяясь эгоистическими идеалами жизни «в своё удовольствие». С экранов,  а значит, во многом и из массовой культуры, исчезает положительный образ матери и отца, на телеканалах не встретишь людей, отстаивающих трезвость и целомудрие, зато во всю пропагандируется теория «культурного» пития и пошлость. В нормативных документах, принимаемых на уровне правительства, даются размытые формулировки понятию «семьи».

Расцениваем подобные действия, как целенаправленную атаку с применением технологий «мягкой силы» на русский народ.  По этой причине в своей деятельности проект «Научи хорошему» выступает с позиции традиционных семейных ценностей, рассматривая понятие «семья» исключительно как союз мужчины и женщины, подразумевающий рождение и воспитание детей.

Именно такая семья является залогом стабильного и гармонично развивающегося общества, и именно такой семье посвящены множество народных пословиц и поговорок, которые хранят мудрость и опыт наших предков, передавая его от поколения к поколению:

  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Всякий мирянин своему брату семьянин.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Семья в куче, не страшна и туча.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Вино полюбил – семью разорил.

Говоря о традиционных семейных ценностях, следует раскрыть и основные понятия, которые, по нашему мнению, неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье:

  • Трудолюбие
  • Честность
  • Смелость
  • Верность
  • Добро
  • Правда
  • Совесть
  • Мера
  • Любовь
  • Вера

Трудолюбие

Само слово «трудолюбие», то есть любовь к труду, уже несёт в себе правильное отношение, которое каждый человек должен сформировать в себе и поддерживать по отношению к тому делу, которым он занимается. Трудолюбие подразумевает, что труд – это не только орудие удовлетворения материальных потребностей человека, но и глубинная внутренняя потребность человека, заложенная в саму его природу и ведущая его к духовному развитию. Труд, каким бы он ни был – управленческим или производительным – облагораживает человека, развивает его таланты и способности, поднимает на качественно новые уровни не только материально, но и духовно. Его сила велика и животворна.

В этом плане труд отличается от работы. Как отмечал выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев,

«не всякая работа есть труд… Труд обусловливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других… Работу можно дать, к работе принудить, труд – свободен был и будет, потому что он по природе своей сознателен, волен, духовен, сложен и необходим…»

Поэтому любовь к труду, понимание его высокой значимости очень важны для проживания человеком здоровой, достойной жизни. То же истинно и в большем масштабе – общество, в котором ценится труд, живет благополучно, находится в постоянном развитии, материальном и духовном.

В былые времена, не отличавшиеся особым комфортом и потребительским изобилием, необходимость труда была более очевидна, чем сейчас. Большую часть своей жизни наши предки проводили в труде, по этой причине и было сложено такое внушительное, дошедшее до наших времен количество поговорок и пословиц на эту тему. Эта группа русских пословиц и поговорок – одна из самых заметных. Широко известны такие выражения, как:

  • Уменье (терпенье) и труд все перетрут
  • Под лежачий камень и вода не течет
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • Кончил дело — гуляй смело
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда
  • Делу время, потехе час
  • Глаза боятся, а руки делают
  • Маленькое дело лучше большого безделья
  • Дело мастера боится

Сегодня же отношение к труду и трудолюбию с точки зрения принятой массовой философии заметно изменилось в худшую сторону. Если раньше необходимость ответственно трудиться была очевиднее некуда:

  • Не натопишь – не погреешься
  • Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится
  • Что посеешь, то и пожнёшь, тем и сыт будешь
  • и так далее,

то текущая действительность предлагает и разного рода паразитические виды существования. Вредоносная тенденция при этом укрепляется параллельным широким тиражированием идеи праздности через современную массовую культуру. Всем известные популярные сериалы о школьниках, студентах и врачах рады позабавить зрителя любовными перипетиями, смешными ситуациями, конфликтами героев, чем угодно, но только не изображением трудящегося человека, хотя по-хорошему, именно он должен быть на первом плане: школьник, студент, врач – это, в первую очередь, труженик. В современной народной философии трудолюбие как одна из высших жизненных ценностей очевидно померкло и не культивируется не только с былыми фундаментальностью и размахом, но и каким-либо образом вообще. На сегодняшний день труд не продвигается СМИ и культурой как важная часть человеческой  жизни, несправедливо оставленная в закулисье в роли некоего неприятного момента на пути к успеху, с которым нужно смириться.

Однако истина по-прежнему осталась такой, какой была: труд и признание его ценности в форме трудолюбия – обязательные условия успешного развития материальной и духовной жизни и счастья отдельного человека, отдельной семьи и всего общества в целом.

Честность

В восприятии многих людей понятие честности сводится к необходимости всегда говорить правду. Между тем, В.И.Даль дал более широкое определение: «Честность – прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний». Честный человек – это тот, кто не кривит душой, и в действиях которого нет корыстных мотивов.

В семье, в которой родители привыкли быть честными со своими детьми, царит гармония и понимание. Ведь если нет вранья, то нет и серьёзных поводов для конфликтов или размолвок.

В то же время честность по отношению к окружающим начинается с честности в диалоге с самим собой. Научиться быть честным по отношению к себе – это основа для духовного развития. И, конечно, только честный человек, живущий в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему счастлив.

  • Не в силе честность, а в правде
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
  • Честное здравствование сердцу на радость
  • Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд
  • Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга
  • Честное дело и буйну голову смиряет
  • Честное дело не таится
  • Которая служба нужнее, та и честнее
  • Честное слово должно быть постоянно

Смелость

Как показывает практика, чтобы сделать первый шаг и начать движение, зачастую недостаточно правильно выбранной цели и даже понимания, как её реализовать. Для этого нужна смелость. Она помогает преодолеть страх, взять на себя ответственность и двигаться по намеченному пути. Смелость – одно из самых важных волевых качеств, присущих человеку.

Воспитание смелости должно начинаться с детства. Поощряя детей к самостоятельным поступкам, к взятию ответственности, предоставляя разумную свободу действий, мы помогаем им научиться контролировать свои эмоции, развивать решимость и способность принимать правильные решения в независимости от наличия страхов. Смелость лежит в основе таких понятий, как храбрость, мужественность, отважность и доблесть. Из смелости проистекает готовность защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.

В русской культуре существует множество пословиц и поговорок, демонстрирующих, что только смелый человек способен преодолеть любые препятствия на своём жизненном пути:

  • За правое дело стой смело!
  • Смелость (Отвага) города берет
  • Смелым Бог владеет, пьяным черт качает
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет
  • Герой помирает один раз, а трус всю жизнь
  • Смелость — сила воина
  • Храбрец в день битвы познаётся
  • Волка бояться, так и в лес не ходить
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать
  • За смелым победа

Верность

Когда мы говорим о семье, верность – это антипод разврата и вечный спутник настоящей любви. Сегодня нас часто пытаются убедить с экранов телевизора, что верность – это подвиг, который хоть и вызывает уважение, но лишает тебя «новизны» и «радостей жизни». На самом деле, верность – это единственная норма семейных отношений, которая позволяет создать крепкую и счастливую семью, основанную на доверии и готовности быть друг с другом и в горе и в радости. А то, что обычно подменяют эвфемизмами «жажда новизны» или «радости жизни», – это чаще всего путь разрушения и деградации, путь вниз по наклонной.

Верность закаляет силу духа, помогает противостоять всем искушениям и соблазнам, служит залогом доверия, обеспечивает опору в жизни и любви. Это одно из лучших качеств, характеризующих мужчину-воина и женщину-хранительницу очага. В то же время, верность – очень многогранное понятие, раскрывающееся в таких выражениях, как «верность слову», «верность долгу», «верность себе», «верность традиции» и, конечно,  «верность Родине».

Настоящую верность Отечеству показали воины, защищавшие нашу страну в период Великой Отечественный Войны. Солдаты жертвовали собой, шли на верную смерть, выдерживали любые испытания, но не предавали. Сегодня война всё больше информационная, но и на этой войне победу одержит лишь тот, кто сохранит верность своей стране, своему народу и тем человеческим идеалам, которые и делают нас людьми. 

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет
  • Верный друг лучше сотни слуг
  • Оружие защитит, но лучшая защита — верность
  • Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь
  • Благородное сердце не может быть неверным
  • Предатель в любую бурю спасает только собственную шкуру
  • Предатель опаснее врага
  • Верность познается во время больших смут

Доброта

Умение отличать добро от зла, хорошее от плохого, и осознанное желание быть добрым лежат в основе нравственности человека. Добрым можно назвать тот поступок, который делает мир лучше, помогает обществу выходить на путь бескризисного и гармоничного развития. Злой поступок – тот, который направлен в противоположную сторону и делает мир хуже, ведёт его к гибели. А это значит, что человеку следует соизмерять каждый свой поступок с тем, какой эффект он оказывает на окружающих и какие влечёт последствия.

С этой точки зрения неправильно рассуждать о том, что добра без зла не бывает, или о том, что зло было всегда, и тут ничего не поделаешь. Хотя зло и существует в нашем мире, тем не менее, долг каждого человека устремлять свои мысли и поступки к добру, то есть быть добрым.

  • Жизнь дана на добрые дела
  • Доброму Бог помогает
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
  • Доброго держись, а от худого удались
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху
  • Делая зло, на добро не надейся
  • Добра желаешь, добро и делай
  • Доброта без разума пуста
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Добро не умрет, а зло пропадет

Правда

«А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней…»
Брат-2

Правда – это первичная философская категория. Она же является оценочной характеристикой любой поступающей к нам информации, суть этой оценки – соответствие данной информации образу, явлению или процессу, протекающему в мироздании на данный момент времени. Согласно словарю Даля, правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

В русской культуре существует просто огромное множество пословиц и поговорок на тему правды, вот только небольшая часть:

  • Правда дороже золота
  • Правда глаза колет
  • Правда по миру ходит
  • Правда из воды, из огня спасает
  • Неправдой нажитое впрок не пойдет
  • Лучше умереть, чем неправду терпеть
  • В ком правды нет, в том добра мало
  • Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый
  • Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает
  • Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Правда тяжелее золота, а на воде всплывает
  • Правда, как оса, — лезет в глаза
  • На льстивы речи не мечись, на грубую правду не сердись
  • Правда двадцать цепей разорвет
  • Кто за правду дерётся, тому и сила двойная даётся

Одной из главных тем наших пословиц и поговорок является тема неизбежности правды, что правда рано или поздно станет известна. Неминуемость раскрытия правды делает бессмысленной любую ложь или кривду. И уж тем более, правда – лучший фундамент для строительства семейной жизни, только честные доверительные отношения сделают семейные узы прочными как сталь, которым будут не страшны любые трудности.

Совесть

Совесть – одно из самых важных понятий, лежащее в основе духовной стороны жизни человека. Совесть называют внутренним компасом человека, указывающим ему направление, в котором он должен идти. С позиции верующего человека Совесть понимается и как сокровенная связь между человеком и Богом.

Согласно толковому словарю Даля, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Существует множество поговорок в русской культуре на тему совести и совестливости:

  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица
  • У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится
  • Рожа кривая, да совесть прямая
  • К кафтану (к коже) совести не пришьешь
  • Богатый совести не купит, а свою погубляет
  • Делай по совести, честно
  • Робка совесть, поколе не заглушишь ее
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь
  • От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь

Из приведённых поговорок видно, что совесть – это то внутреннее состояние, которое не купишь за деньги, не изменишь какими-то внешними проявлениями и факторами: красивая внешность (рожа прямая), новый кафтан. И уж тем более бесполезно бороться с этим «голосом добра» внутри себя – от этого он становится ещё громче. Единственное, что можно делать в отношении совести, так это содержать её в чистоте, то есть следовать её зову, а значит поступать правильно (по правде, по совести).

Мера

Русскую цивилизацию не зря иногда называют цивилизацией меры. В отличие от Запада, который вечно гонится за материальными ценностями, и Востока, который на пути духовного совершенствования иногда готов забыть о жизни сегодняшней, у нас всегда всё хорошо только в меру.

На протяжении богатой истории Россию/Русь нередко заносило в крайности, не раз мы оказывались и на краю гибели, но чувство меры всегда помогало вовремя исправить ошибки и восстановить утраченное равновесие, при том не только на своей земле, но и соседям помочь. Возможно, в этом и есть наша миссия…

  • Всякое дело мера красит
  • Без меры и лаптя не сплетешь
  • Выше меры и конь не скачет
  • Душа меру знает
  • По мерке мастера знать
  • На свой аршин не меряй
  • Сам себе во всем меру знай
  • Счет не солжет, а мера не обманет
  • Когда рожь, тогда и мера
  • Мера — всякому делу вера

Любовь

Телевидение сегодня пытается сформировать у зрителей превратное представление о Любви, как о порыве страстей, чувств и эмоций, которые могут превратить человека в «раба любви», вознести его на вершину блаженства или ввергнуть в состояние депрессии. Но Любовь в истинном значении этого слова не может быть «злой», «продажной», «безумной» или «односторонней». Всё перечисленное – это просто стереотипы, которые в большей степени описывают привязанности на основе половых инстинктов, чем чувство Любви.

В русской традиции Любовь – гораздо более широкое и объемлющее понятие, чем просто сфера отношений между мужчиной и женщиной: это и Любовь к ближнему своему, и Любовь к миру, и Любовь, как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства.

  • Жизнь без любви, что год без весны
  • Кто любит, тот дважды живёт
  • Любви золотом не купишь
  • Любовь не вёрстами меряется
  • Смерть любовь не испугает
  • Где Любовь да совет, там и горя нет
  • Любви прекрасно живётся и в сельской хате, и в господской палате
  • Любимую надо рассмотреть не глазами, а сердцем
  • Где любовь, тут и Бог
  • Кого люди любят, тому и Бог благоволит

Вера

Вера – одно из самых тонких, едва уловимых и одновременно очень важных понятий в человеческой жизни. По словарю Даля, вера означает «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных».

Каждый человек, отдает он себе в этом отчёт или нет, руководствуется в своих поступках некой собственной системой верований, сложившейся на протяжении его жизни и всегда открытой к дальнейшему утверждению либо, наоборот, изменениям. То, во что человек верит, определяет раз за разом его шаги, определяет и всю его жизнь в целом.

  • Менять веру – менять и совесть
  • Какова вера, таков у ней и Бог
  • Свято место пусто не бывает (не веришь в одно, значит, веришь во что-то другое)

Веру характеризует теснейшая связь с созидательным принципом, с действием. Сначала на этапе причины человек верит во что-то, в чем-то убежден, а затем как следствие – действует или бездействует. И очень логично, что заметная часть русских пословиц и поговорок, затрагивающих тему веры, четко отмечает эту связанность понятий веры и дела:

  • Хороша вера у дела
  • Веру к делу применяй, а дело к вере
  • Вера и гору с места сдвинет
  • С верой нигде не пропадешь
  • Без добрых дел – вера мертва пред Богом
  • Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь

Если человек, к примеру, верит, что он не нужен где-то (в семье, коллективе, стране), значит так и будет, потому что он неизбежно подкрепит свою веру дальнейшими реальными действиями. Если он верит, что жизнь бессмысленна, то так оно для него и будет – он реализует это для себя, исходя из своей веры.

То же истинно и в противоположном варианте – вера в особый смысл своей жизни или вера в высокую значимость себя как гражданина государства будет обязательно претворена в жизнь. Как сказал Л.Н.Толстой

«сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

Поэтому долг каждого человека найти в себе силы и найти время подумать о том, во что он верит и во имя чего живёт.

Подводя итог сказанному

Остаётся добавить, что ценности для каждого человека, их особый набор и сочетание, являются фундаментом для построения общей картины мира, личностного роста, выбора своих целей и смыслов, и обусловливают выработку глубоко индивидуального «кодекса» правил жизни. Именно ценности лежат в основе нравственного профиля каждого из нас и в течение всей жизни выступают порой почти неосознаваемыми, но мощными ориентирами при любых жизненных выборах и решениях.

В дне сегодняшнем происходит тотальная утрата понятных нравственных ориентиров. Этот процесс, который носит явно управляемый характер, влечёт за собой не только некоторый социальный упадок, но и глубокую дезориентацию многих людей в вопросах личного смысла жизни, понимания себя и других.

Обращение к осмыслению опыта поколений в построении ценностного мировоззрения и твёрдая позиция в понимании того, что является нормой, могут служить точками отсчёта на пути обретения ощущения наполненности и осмысленности жизни для каждого человека. А это, в свою очередь, даст свои плоды как для развития общества в целом, так и для появления чувства удовлетворенности жизнью у любого из нас.

Участники проекта «Научи хорошему»

Семейные ценности как ключевой механизм «мягкой силы» России

«Духовно-нравственные ценности,

о которых в ряде стран уже забывают,

нас, напротив, сделали сильнее.

И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать».

Президент В.В. Путин,

Послание Федеральному Собранию РФ, 21.04.2021 г.

 

2 июля Президент России В. В. Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности, в которой традиционные духовно-нравственные и семейные ценности утверждаются как основа укрепления суверенитета страны. Как России в условиях разрушительного влияния антисемейной идеологии защитить свои традиционные ценности и стать лидером просемейного движения в мире — в статье депутата Государственной Думы Инги Юмашевой.

Традиционные семейные ценности и благосостояние социума

Семья и семейные ценности — это фундамент, на котором зиждется общество. Во всех культурных традициях, независимо от формы социальной организации, создание семьи как союза любви между мужем и женой, рождение и воспитание детей были смысловым стержнем, вокруг которого выстраивались нормы, ценности и взаимоотношения членов общества.

В кругу семьи происходит взращивание личности, формирование ее идентичности. Именно семья является связующим звеном между тремя, а то и четырьмя поколениями, которые попеременно заботятся друг о друге. Разорви этот круг — и народ исчезнет, развалится на отдельные управляемые личности, которым не надо думать о будущем своих детей. Поэтому, защищая семью и деторождение, общество защищает себя, свое процветание, суверенитет и территориальную целостность — свое будущее.

Вместе с тем начиная со второй половины ХХ века в некоторых западных странах сознательно распространяются тенденции, направленные на разрушение традиционной семьи. Началась целенаправленная работа по дискредитации христианства и других традиционных религий, укрепляющих семейные ценности.

Вместо проверенных временем мировоззренческих основ, обеспечивающих благосостояние не только отдельного индивида, но и всего социума в целом, были предложены гедонистические идеологии, девальвирующие наши идеалы и ценности.

Исторические предпосылки разрушения традиционных ценностей

Ещё до окончания Великой Отечественной войны началась новая война — демографическая. В 1944 году председатель исполнительного комитета Ассоциации Лиги Наций США Хью Эверетт Мур основал фонд для финансирования организаций, занимающихся контролем народонаселения. Тема перенаселения Земли прочно вошла в общественно-политические дискуссии на ближайшие полвека. Стали разрабатываться и предлагаться к принятию различные меры по сокращению численности населения.

© Pixabay

В 1959 году Государственный департамент США издал доклад о тенденциях мирового населения, в котором прозвучала рекомендация о настоятельной необходимости контроля за ростом населения.

Вице-президент Международной федерации планируемого родительства (МФПР) Фредерик Яффе издает меморандум, призывающий к мерам регулирования рождаемости, среди которых числились стерилизация, аборты, сокращение социальной поддержки материнства, а также поощрение роста гомосексуализма.

Именно в это время началось трехлетнее агрессивное давление на Американскую психиатрическую ассоциацию (АПА), сопровождающееся шок-акциями и травлей специалистов, закончившееся депатологизацией гомосексуализма1. Ведь только исключив гомосексуализм из списка психиатрических заболеваний, можно было начать пропаганду гомосексуального образа жизни как нормального и здорового поведения.

В 1994 году состоялась Международная конференция ООН по народонаселению и развитию, где оценивались принятые в течение последних 20 лет меры по решению якобы «демографических проблем». Среди мер рассматривались «секспросвет», аборты и стерилизация, «гендерное» равенство 2. Отмечался прогресс многих стран, достигших снижения коэффициента рождаемости.

В 2010 году были разработаны стандарты ВОЗ для сексуального образования в Европе, в которых сделан акцент на продвижение детям однополых отношений и раннюю сексуализацию детей3.

В мае 2011 года была открыта для подписания Стамбульская конвенция. Турция стала первой страной, ратифицировавшей Стамбульскую конвенцию. Однако 10 лет спустя, в марте 2021 года, был издан указ о выходе из нее. Как было сказано в официальном заявлении: «Конвенция, первоначально предназначавшаяся для защиты прав женщин, была присвоена группой людей, пытающихся нормализовать гомосексуализм, что несовместимо с социальными и семейными ценностями Турции»4.

​Международный геополитический фон и прогнозы

В 2011 году указом Барака Обамы защита прав «сексуальных меньшинств» стала приоритетом американской внешней политики5. Десять лет спустя, в 2021 году, президент Джо Байден подписал указ «о защите и продвижении прав «ЛГБТ»-сообщества по всему миру»6. Вслед за тем Федеральное правительство Германии включило концепцию продвижения «лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов» («ЛГБТИ») в свою внешнюю политику.

Из-за усиливающейся с каждым годом пропаганды растет и количество людей, относящих себя к «ЛГБТ»-сообществу. Если в поколении «традиционалистов», родившихся до 1946 года, всего 1,3 процента причисляют себя к «ЛГБТ», то в поколении Z (родившиеся после 1999 года) таких уже 15,9 процента, то есть каждый шестой. Что будет с более молодым поколением, прошедшим еще более агрессивную «ЛГБТ»-пропаганду, когда оно вступит в репродуктивный возраст? Особую озабоченность вызывает то, что подавляющее большинство представителей поколения Z, идентифицирующих себя как «ЛГБТ» (72 процента), заявляют, что они «бисексуалы»7.

«Бисексуалы» наиболее подвержены проблемам физического и психического здоровья даже по сравнению с гомосексуалистами и лесбиянками8. Они переносят инфекции из группы риска (гомосексуалистов) в общую популяцию, способствуя распространению ИППП, в том числе неизлечимых и вызывающих бесплодие9. При этом среди «бисексуалов» прогнозируется повышение заболеваемости и рискованного поведения10.

Определяющим демографическим показателем является суммарный коэффициент рождаемости (СКР) — сколько в среднем рожает одна женщина на протяжении репродуктивного периода. Для сохранения численности населения на уровне простого замещения необходим СКР = 2,1. В России, как и в большинстве развитых стран, этот показатель находится ниже уровня воспроизводства, и дополнительные факторы, влияющие на отказ или невозможность рождения женщинами детей, приближают дату исчезновения народа с исторического горизонта.

© Pixabay

Среди объективных причин падения рождаемости и усиления демографического кризиса по всему миру — урбанизация, смена репродуктивного поведения, повышение возраста женщин, родивших первого ребенка, смена социокультурных стереотипов поведения. А также дополнительные факторы, соответствующие менталитету каждого народа.

Глава британской внешней разведки MI-6 Ричард Мур заявил в интервью Sunday Times, что российский режим испытывает давление, потому что Россия как страна слабеет: «Россия — объективно слабеющая держава, экономически и демографически…»11

Текущие события, наряду с риторикой политических лидеров, необходимо рассматривать в свете демографического и геополитического противостояния, в котором конечное число жителей той или иной страны и их возрастной состав будут играть ключевую роль в сохранении народа и экономической стабильности. ​

Позиция Российской Федерации

Несмотря на то что отдельные государственные органы, такие как Роспотребнадзор, заявляют о необходимости «секспросвета»12, Россия начинает отказываться от методов депопуляции, закрепляя в законодательстве и Конституции традиционные представления. На голосовании по поправкам в Конституцию россияне подтвердили прописную истину, что брак — это союз мужчины и женщины. Темы поддержки семьи, материнства, отцовства, традиционных ценностей все громче звучат в политическом дискурсе.

Участие в международных договорах, используемых «ЛГБТ»-активистами для адвокации своей деятельности, не соответствует интересам России. Например, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) требует от Российской Федерации разрушения традиционных представлений о роли мужчины и женщины, в том числе среди религиозных деятелей, введения «секспросвета», отмены профилактики абортов и легализации проституции13.

В Российской Федерации действуют законы, защищающие детей от пропаганды гомосексуализма (Ст. 6.21 КоАП РФ) и опасной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (436-ФЗ). Эти статьи призваны оградить детей от «секспросвета», консультаций психологов и сексологов, применяющих утверждающий подход к гомосексуализму, а также от пропаганды «нетрадиционных» сексуальных отношений в сети Интернет.

Российское общество возмущено постоянно нарастающей пропагандой антисемейной и «ЛГБТ»-идеологии, деятельностью деструктивных блогеров, деятелей искусства, СМИ. Происходит мобилизация традиционных и семейных движений.

На разных площадках и круглых столах, от политиков и общественных деятелей звучат требования запретить пропаганду не только гомосексуализма, но и транссексуализма, абортов, бездетности и другого поведения, влияющего на сознание подрастающего поколения и в конечном итоге — на рождаемость.

Сегодня некоторые российские региональные министерства здравоохранения поддержали обращение группы «Наука за правду» к учёным, общественным деятелям и политиками14. Обращение, подписанное десятками тысяч россиян, предлагает ряд мер, направленных на защиту детей от вредной информации и отказ от западных представлений о психосексуальной норме.

​Традиционные ценности как инструмент внешней политики

Западные политики осознают отказ России от внедрения предложенных демографами методов сокращения рождаемости. В условиях долгосрочных процессов сокращения населения, миграционных явлений и демографического противостояния действующие власти некоторых стран Европы, подчиняясь влиянию США, не будут способны отказаться от конфронтации с Россией, ведь мы поддерживаем рождаемость в своей стране, запрещаем внедрение и распространение методов, снижающих рождаемость, ставя себя в более выгодное демографическое положение.

Можно предполагать только усиливающиеся попытки расшатать ситуацию, сменить власть и продолжить начатое в 90-е годы разрушение традиций.

Об этом сказал и директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин на международной встрече по вопросам безопасности. По его словам: «С целью ускоренного размывания понятия о половой принадлежности, ценностей семьи и брака реализуются программы продвижения прав «ЛГБТ»-сообщества, распространения идей радикального феминизма… По сути, дело идёт к тому, чтобы сделать из людей разобщённых, страдающих невротическими расстройствами индивидов с постоянно изменённым состоянием сознания. Понятно, что такие индивиды являются идеальным объектом для манипуляций, особенно если в руках у них — подключенный к Сети айфон»

15.

© Pixabay

Следует напомнить, что христианские конфессии, за исключением протестантов, не поддерживают нетрадиционные ценности (однополые браки, одобрение абортов)16. Кроме того, нужно учитывать растущую исламскую умму Европы, ещё менее терпимую к депопуляционной пропаганде.

Сегодня уже ряд стран приходит к пониманию происходящего замещения не интегрируемыми в общество мигрантами и начинают поддерживать политиков, готовых выступить против уничтожения своего народа в этом плавильном котле.

Центральная и Восточная Европа в последние десятилетия задумывается над оформлением своей идентичности, и миграционный вопрос является катализатором этих процессов.

Венгрия решительно выступает против ратификации Стамбульской конвенции. Суд Болгарии заявил, что Стамбульская конвенция не соответствует Конституции Болгарии17. Заявление болгарского суда не оставляет сомнений в том, что «ЛГБТ» и Стамбульская конвенция связаны прочной нитью.

Польша выходит из этого договора. Министр юстиции Польши заявил, что Стамбульская конвенция вредна, так как требует, чтобы школы учили детей гендерным вопросам18. Стоит отметить, что правящая партия «Право и справедливость» связана с Католической церковью и настроена продвигать традиционные семейные ценности. Треть Польши объявлена зоной, свободной от «ЛГБТ», за что шесть городов лишатся финансовой поддержки Евросоюза

19.

Очевидно, что в современном многополярном мире народы, выступающие против глобалистской идеологии западного мира, будут искать точку моральной опоры и образец для подражания.

Читайте также:

• В России предложили ввести отцовский капитал • Старикам почет у нас почем?

Этапы формирования образа будущего России

Для того чтобы Россия стала образцом для всех стран, нужно предпринять ряд шагов на внешнем и внутреннем контуре государственной политики. Концептуальная основа этих шагов есть, и она закреплена в Конституции: Бог, семья, дети и традиции. Это не просто понятия, а фундамент сохранения нации. Россия должна последовательно транслировать их вовне и практически реализовать внутри страны.

  • На международном уровне нам необходимо провести анализ договоров и документов ООН и ВОЗ, толкования которых направлены на депопуляцию и сокращение рождаемости.
    Пересмотреть участие и денонсировать статьи, которые не соответствуют Конституции России.
  • Имеет смысл присоединиться к Женевской декларации, принятой на основе консенсуса, о содействии здоровью женщин и благополучию семьи.
  • Инициировать конвенцию о защите семьи на уровне Союзного государства Россия — Белоруссия с возможностью присоединения других государств.
  • Признать нежелательными международные и российские организации, которые заняты агрессивной антидемографической пропагандой. Разработать механизмы выявления и ограничения работы таких организаций.
  • Инициировать международные договоры и конвенции, исключающие «решение демографических проблем» методами разрушения семьи и морали, защищающие жизнь человека с момента зачатия, обеспечивающие гармоничное образование и развитие человека, основанное на нравственных принципах. Создать площадки для обсуждения путей реализации этих договоров и международного сотрудничества.
  • На государственном уровне необходимо предоставить максимальную поддержку семьям с детьми, вплоть до полного решения жилищной проблемы.
  • Принять закон о едином статусе многодетных семей и мерах их поддержки.
  • Обеспечить необходимым бесплатным лечением детей с тяжелыми врожденными заболеваниями.
  • Ввести во всех российских школах уроки семьеведения для формирования правильного отношения к семье.
  • Предоставить молодежи бесплатное высшее образование.
  • Принять закон «О биоэтике и биобезопасности», утвердив основополагающей ценностью защиту жизни и здоровья человека на всех этапах, от зачатия до смерти.
  • Ввести существенные ограничения на распространение деструктивного содержания посредством социальных сетей, музыкальных и медийных проектов, кинематографа. Создать эффективный механизм блокировки информации, нарушающей Закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Обязать Роскомнадзор контролировать автоматическое удаление опасной для детей информации в досудебном порядке.
  • Ужесточить наказание за нарушение законодательства «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Признать вовлечение в гомосексуальный образ жизни и «смену пола» причинением вреда средней тяжести по статье 112 УК РФ. Ужесточить наказание за пропаганду гомосексуализма, транссексуализма, абортов, бездетности и других видов депопуляционного поведения в условиях переживаемого демографического кризиса.
  • Усилить пропаганду семейных ценностей путем введения государственного заказа на конструктивный, позитивный контент.

Как отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, «всесторонняя забота о детях, приоритетные вопросы поддержки материнства и детства, укоренение традиционных семейных ценностей, активно поддержанное гражданами России при обсуждении поправок к Конституции, — это основополагающие направления государственной политики современной России»

20.

Все вышеуказанные предложения разработаны в русле данного видения. Принятие предложений обеспечит создание прочного фундамента государственной поддержки семьи и традиционных семейных ценностей. С этим фундаментом Россия имеет все шансы стать мировым лидером просемейного движения, поддержкой и опорой для тех государств, которые намерены отстаивать свой суверенитет и своё право самостоятельно определять идеологический вектор и ценностную базу для дальнейшего развития, защищать общемировые человеческие ценности.

Автор: Инга Юмашева

член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей,

член Российского совета по международным делам,

член Совета по внешней и оборонной политике.


  1. Лысов В.Г. Информационно-аналитический доклад. Риторика гомосексуального движения в свете научных фактов / В.Г. Лысов. — Красноярск : Научноинновационный центр, 2019. — 750 с. — doi:10.12731/978-5-907208-04-910.
  2. Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 1994 — URL.
  3. Стандарты сексуального образования в Европе. Документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения, ФЦПСЗ, Кёльн, 2010 г. , 76 с., ISBN 978-3-937707-82-2 — URL
  4. В Турции объяснили выход из Стамбульской конвенции по защите прав женщин — URL.
  5. Обама объявил защиту прав сексуальных меньшинств приоритетом внешней политики США — URL.
  6. Байден подписал указы о «восстановлении роли США в мировом сообществе» — URL.
  7. Perales, F. The health and wellbeing of Australian lesbian, gay and bisexual people: a systematic assessment using a longitudinal national sample // Australian and New Zealand Journal of Public Health, 2019. — 43: 281-287. https://doi.org/10.1111/1753-6405.12855.
  8. Dermatologic care for lesbian, gay, bisexual, and transgender persons: Epidemiology, screening, and disease prevention / Yeung H., Luk K.M., Chen S.C., Ginsberg B.A., Katz K.A. // J Am Acad Dermatol, 2019. — 80(3):591-602. doi:10.1016/j.jaad.2018.
    02.045.
  9. 2020, sexually transmissible infections and HIV in gay, bisexual and other men who have sex with men / Fairley C.K., Prestage G., Bernstein K., Mayer K., Gilbert M. // Sex Health, 2017. — 14(1):1-4. doi:10.1071/Sh26220.
  10. Sexual Orientation and Suicide Attempt Disparities Among US Adolescents: 2009-2017 / Raifman J., Charlton B.M., Arrington-Sanders R., et al. // Pediatrics, 2020. —145(3):e20191658. doi:10.1542/peds.2019-1658.
  11. MI6’s ‘C’: We warned Putin what would happen if he invaded Ukraine. — URL.
  12. https://lenta.ru/
  13. Заключительные замечания по восьмому периодическому докладу Российской Федерации. — URL.
  14. Обращение: Защитите научный суверенитет и демографическую безопасность России. — URL.
  15. https://www. mid.ru/
  16. Бурмистрова Е. С. Старый свет — новые ценности: концепт традиционных ценностей в политических и религиозных дискурсах Западной Европы (на примере Франции и Германии) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения — 2020 г. — № 3 — С. 297-302.
  17. http://www.constcourt.bg
  18. https://www.bbc.com/
  19. https://rg.ru/
  20. Матвиенко: забота о детях — основополагающее направление государственной политики России — URL.

Что на самом деле означают «традиционные семейные ценности»?

Я набил себе зубы на консервативной «про-семейной» политической активности. В подростковом возрасте я выступал против абортов и равноправия в браке. В евангелических кругах, в которых я вырос, мы много говорили о важности защиты «традиционных семейных ценностей». Для меня это означало продвижение гетеросексуальной патриархальной семьи — отец-добытчик, мать-домохозяйка — и обеспечение того, чтобы налоговая политика и другие действия правительства были предпочтительнее этой формы семьи. Но всегда ли это означает этот термин?

Недавняя статья в The Dallas Morning News указывает на то, как значение «традиционных семейных ценностей» может различаться в зависимости от человека, и в какой степени этот ярлык служит пробелом, на который люди могут наносить разные вещи.

Посмотрите:

Викерс «Вик» Каннингем, бывший окружной судья по уголовным делам, ныне участвующий в республиканском туре на пост комиссара округа Даллас, признал в пятницу, что он учредил живой траст с пунктом, вознаграждающим его детей, если они выйдут замуж за белого человека.

Каннингем поговорил с The Dallas Morning News о доверии после того, как его отчужденный брат Билл Каннингем в начале этой недели заявил в газету, что его брат всю жизнь был расистом.

Вик Каннингем отрицал укрывательство расовой нетерпимости , но подтвердил одно из основных утверждений своего брата — что его доверие включает в себя условие, направленное на то, чтобы воспрепятствовать вступлению ребенка в брак с лицом другой расы или того же пола.

«Я решительно поддерживаю традиционные семейные ценности, — сказал Каннингем. «Если вы женитесь на человеке противоположного пола, то есть кавказца, то есть христианина, они получат распределение».

Каннингем сказал, что его взгляды на межрасовые браки изменились с тех пор, как он создал траст в 2010 году. Он сказал, что принял отношения своего сына с женщиной вьетнамского происхождения, хотя и сказал, что не может изменить условия своего траста.

Двухминутное интервью, опубликованное Dallas Morning News вместе с их статьей, предполагает, что взгляды Каннингема на межрасовые браки на самом деле не изменились: он называет брак внутри одной расы «традиционной семейной ценностью».

Вот стенограмма интервью:

Каннингем: «Я поддерживаю свои убеждения. Я решительно поддерживаю традиционные семейные ценности, что если ты выйдешь замуж за человека противоположного пола, то европеоида, то христианина, то получишь раздачу. Он ничего не запрещает и не говорит, что вы никогда не получите денег, вы просто не получите раздачу шапок за вехи. Имеет ли это смысл?»

Интервьюер 1: «Зачем ты это туда вставил?»

Каннингем: «Это мое религиозное убеждение, что брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной, и я хотел поддержать свою веру христианина».

Интервьюер 1: «А какое это имеет отношение к тому, что они европеоиды?»

Каннингем: «Опять же, я хотел поддержать свою веру и поощрить традиционные семейные ценности».

Интервьюер 2: «Вы считаете традиционной семейной ценностью, как я понимаю, жениться на представителях своей расы?»

Каннингем: «Правильно».

Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент.

Боб и Тед верят в «традиционные семейные ценности». Для Боба это означает, что женщины должны вести домашнее хозяйство, что Бог сделал мужа главой семьи и что брак между двумя людьми одного пола противоречит Библии. Для Теда «традиционные семейные ценности» также включают веру в то, что межрасовые браки противоречат Библии и что люди должны придерживаться себе подобных.

Вот где это становится интересным: Майк — политик. Майк республиканец. В ходе предвыборной кампании Майк говорит, что поддерживает «традиционные семейные ценности». Боб и Тед слышат разные вещи . Боб слышит, что Майк выступает против однополых браков и абортов. Тед тоже это слышит, но он также слышит, что Майк выступает против межрасовых браков и, возможно, (по крайней мере, до некоторой степени) интеграции.

Когда политик Майк использует термин «традиционные семейные ценности», он может сигнализировать таким расистам, как Тед, что он в их лагере, не говоря при этом ничего расистского— и, возможно, вообще не собираясь сигнализировать об этом . Со своей стороны, каждый раз, когда Тед слышит, как кто-то одобряет «традиционные семейные ценности», он предполагает, что они имеют в виду то, что он делает под этим термином, т.е. противодействие межрасовым бракам, среди прочего — и это сообщает ему, что его фанатизм широко распространен и среди других и в некотором роде приемлем.

Понятие «традиционные семейные ценности» в значительной степени не определено. Это делает его гибким — люди могут отображать на нем всевозможные конкретные идеи или убеждения. А для Вика Каннингема это означает неприятие межрасовых браков.

У меня есть Патреон ! Пожалуйста, поддержите мое письмо!

«Традиционные семейные ценности» – никакой другой фонд

Что такое «традиционные семейные ценности» и какова их роль в жизни христианина?

Прежде всего, важно понять, что означает , а не термин «традиционные семейные ценности». В частности, этот термин не означает, что семья является самым важным в жизни или что следует ставить семью на первое место перед всем остальным. Возможно, так думают члены мафии, поскольку семья Корлеоне противостоит конкурирующей семье Татталья или Барзини. Но христиане не могут поставить семью на первое место в списке приоритетов, ибо мы следуем Тому, Кто сказал: «Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и враги человеку будут враги его». семья. Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:35-37). Мы призваны любить и уважать наших отцов и матерей и лелеять наших детей, но наша первая и основная верность принадлежит Христу.

Термин «традиционные семейные ценности» на самом деле служит кодом для отказа от соперничающих ценностей и идеологий, агрессивно продвигаемых и продвигаемых здесь, на секуляризованном Западе. Возможно, именно поэтому либеральные левые несколько стесняются обсуждать это или использовать этот термин.

Возьмем, к примеру, (теперь уже старую) статью в выпуске Atlantic за 2013 год, озаглавленную «Почему либералам трудно говорить о «семейных ценностях»?» Автор статьи Эмма Грин спрашивает: «Являются ли «семейные ценности» табуированной темой для левых? Во-первых, может быть языковая проблема. «Терминология семейных ценностей так тесно связана с80-е и стиль Джерри Фолвелла — это сразу отталкивает», — сказал Брэд Уилкокс, директор Национального брачного проекта Университета Вирджинии… Для тех, кто склоняется влево, фраза «семейные ценности» имеет тенденцию вызывать неприятные воспоминания об эпохе Рейгана и «моральном большинстве».

Таким образом, термин «традиционные семейные ценности» в конечном счете не относится к важности семьи; это словесный выстрел по носу вражеского корабля в культурной войне. Те, кто использует этот термин, выражают свое неприятие и оппозицию целому ряду сравнительно недавних культурных явлений, таких как настойчиво преследуемая легитимация гомосексуального поведения и гомосексуальных браков, принятие трансгендеризма с сопроводительным заявлением о том, что пол может быть выбран по желанию и не имеет отношения к основам биологии, а также повсеместности и нормализации порнографии. К списку можно добавить и другие вещи, не связанные с сексуальностью. Их всех объединяет то, что все они являются частью последовательного и систематического отказа от моральной вселенной, которая существовала десятилетия назад и сейчас находится под угрозой.

Одно можно сказать наверняка: ценности из списка традиционных семейных ценностей действительно традиционны. То есть они действительно могут утверждать, что уходят своими корнями в христианскую веру (а также в другие религиозные традиции) с древних времен до недавнего времени. Это, конечно, само по себе не доказывает, что новые практики ошибочны, но это означает, что, продвигая новые светские ценности и идеологию, нужно доказывать, что христианство (а также иудаизм и ислам) были совершенно неправильными на протяжении сотен или тысячи лет, и что современные пропагандисты моральных новшеств как-то мудрее всех, кто был до них. Это непростая задача, и, возможно, именно этим объясняется то, что либеральные левые предпочитают очернения аргументам. Легче просто заклеймить традиционалистов неандертальскими фанатиками, стоящими не на той стороне истории, чем отстаивать свою светскую позицию.

Каково же место традиционных семейных ценностей в жизни христианина? Я предлагаю две вещи, касающиеся роли христианина на общественной площади и в его внутренней семье.

Что касается общественной площади, я полагаю, что было бы легкомысленно и наивно утверждать, что принятие того, что фактически является новой моралью, не окажет негативного влияния на общество в долгосрочной перспективе. Если это так, то христианин должен сделать все, что в его силах, чтобы противостоять продвижению новой морали. Это не означает, что если браки гомосексуалистов станут законными в понедельник, то семьи гетеросексуальных партнеров развалятся уже через неделю в пятницу. Тем, кто риторически спрашивает: «Вы когда-нибудь знали кого-нибудь, чей брак распался из-за гей-парадов?», ответ, конечно же, «Нет». Но мы обсуждаем долгосрочные культурные траектории, а не сиюминутные результаты.

Можно утверждать, например, что мужчины и женщины разные, а отцы и матери играют разные и взаимодополняющие роли в формировании и воспитании детей. Таким образом, преднамеренное изменение традиционной модели таким образом, чтобы у одного было два папы или две мамы, лишает детей необходимого вклада от противоположного партнера, а также отделяет сексуальность от продолжения рода. Кроме того, он отдает предпочтение личному выбору способами, которые не всегда можно предвидеть.

Очевидно, нельзя детализировать непредвиденные способы, которыми первостепенное значение личного выбора в морали приведет к пагубным последствиям, потому что тогда пути не были бы непредвиденными. Но мы уже сейчас видим, как предпочтение личного выбора в моральной системе может создать непредвиденные проблемы.

Например, в Канаде мы теперь настаиваем на том, чтобы люди имели право выбирать, когда и как им умереть, с так называемой медицинской помощью при смерти (т.е. врачи убивают людей по запросу). Поскольку это становится все более и более распространенным явлением, это заставляет пожилых людей покончить со всем этим преждевременно, иначе они станут финансово обременительными для своих детей. Этот результат не был предвиден и, конечно, не предполагался, но тем не менее он наступает. Точно так же первостепенное значение личного выбора (будь то выбор сексуального партнера или пола) будет иметь непредвиденные долгосрочные последствия для будущих поколений. Новые нетрадиционные ценности закладывают основу будущего общества, которое может резко отличаться от того, которое мы имеем сейчас, и христианин должен противостоять развитию, которое нанесет вред будущим поколениям, из заботы об обществе, в котором он живет.

Что касается традиционных семейных ценностей во внутренней жизни семьи: существует определенный смысл, в котором семьи противопоставляют себя обществу независимо от того, принимает общество традиционные семейные ценности или нет, в том смысле, что каждая семья должна выбирать, следовать примеру общества или нет. На американском Юге в начале двадцатого века семье приходилось выбирать, принимать расизм или нет. Сейчас семьям в западном мире приходится выбирать, принимать им новое понимание сексуальности и гендера или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *