19.04.2024

Виды родства – Раскрыть понятие родства, назвать виды родства, определить их отличие. Изложить способы определения близости родства.

Гл.2 Виды родства и степени родства.

Родство — генетическая связь между людьми, основанная на происхождении от данного предка. Основания возникновения родственных отношений различаются в зависимости от вида данных отношений.

Возникновение естественного кровного родства определяется тем, кто является матерью и отцом ребенка. Отец и мать определяются зачатием и рождением ребенка. В соответствии с этим лицо вступает в родственные отношения с родителями и их родственниками.

Кровное родство по закону возникает в результате усыновления. Усыновленный приобретает статус законнорожденного с момента усыновления (ст. 809 ГК Японии), с этого момента возникают и родственные отношения, аналогичные отношениям естественного кровного родства с родственниками усыновителей( ст. 727 ЯГК).

Виды родства:

1. прямое (между родителями и детьми) и боковое (между двоюродными братьями и сестрами)

2. нисходящее (дедушки и внуки) и восходящее (родители и дети)

3. полнородное (дети, имеющие общих отца и мать) и неполнородное ( дети, имеющие одного общего родителя)

Различают прямую линию восходящую и нисходящую, смотря по тому, идет ли дело о связи, соединяющей определенное лицо с теми, от кого оно происходит, или о его связи с теми, кто происходит от него.

Степени родства- определяются числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. В исчислении степени родства известны два способа- романская и каноническая системы. В Великобритании, Франции, Германии и Японии принята романская система, которая заключается в подсчете числа поколений по восходящей и нисходящей линиям.

Разделение родства на восходящую и нисходящую линии, а также на прямую и боковую линии имеет значение для определения порядка призвания к наследованию и для установления препятствий к заключению брака и усыновлению.

Ст. 736 ФГК

Последовательность степеней составляет линию; прямой линией называется последовательность степеней между лицами, которые происходят одни от других…

Боковая линия, к которой принадлежат братья, сестры, тетки, племянники, племянницы, двоюродные братья и сестры, является либо отцовской, либо материнской линией в зависимости от того, идет ли дело о связи между лицами, происходящими от общего предка со стороны отца или со стороны матери. Некоторые боковые родственники принадлежат одновременно к обеим линиям; таковы братья и сестры, у которых только общий отец и которых называют единокровными, а также братья и сестры, у которых только мать общая и которые называются единоутробными, являются боковыми родственниками по одной линии.10

Ст. 736 ФГК

…боковой линией — последовательность степеней между лицами, которые не происходят одни от других, но которые происходят от общего родоначальника.

В прямой линии различаются прямая нисходящая линия и прямая восходящая линия.

Первой является линия, соединяющая данное лицо с теми, которые от него происходят, второй является линия, соединяющая лицо с теми, от кого оно происходит.

Ст. 1589 ГГУ

…Незаконный ребенок и его отец не признаются состоящими в родстве.

Японское право устанавливает широкий круг родственников, каковыми считаются кровные родственники до шестой степени родства, супруги, свойственники до третьей степени родства.

Родство влечет за собой ряд правовых последствий, различающихся в зависимости от его степени. Так, обязанность взаимной помощи возлагается на кровных родственников. Право подачи заявления о признании недееспособным или ограниченно дееспособным имеют родственники до четвертой степени родства. Все родственники имеют право требования аннулирования брака или усыновления, право требования лишения родительских прав, назначения или отстранения от должности опекуна, попечителя и т.п.

Прекращение родственных отношений. Общим основанием прекращения родственных отношений является смерть. Это означает, что со смертью, например, гражданина А прекращаются его родственные отношения с его отцом Б, усыновленным В, супругом Г и т. д.

Отношения естественного кровного родства не могут быть прекращены ни по каким иным основаниям, кроме смерти.

Кровные отношения по закону между усыновленным и усыновителем прекращаются со смертью одной из сторон. Кроме того, после смерти усыновителя усыновленный может с разрешения семейного суда прекратить все родственные отношения между ним и кровным родственниками усыновителя. Следует учитывать, что проведение данной процедуры после смерти усыновленного не допускается.

Другим основанием прекращения кровного родства по закону является расторжение усыновления. В этом случае с момента указанного акта прекращаются не только отношения усыновленного с усыновителями и их кровными родственниками, но и родственные отношения лиц, находящихся в родстве с усыновленным по прямой нисходящей линии, с усыновителями и их кровными родственниками ( ст. 729 ЯГК).

11

В Великобритании, Франции и Германии правовые последствия действовали до четвертой степени родства, а в Японии они действовали до шестой степени. В Японском гражданском кодексе так же закрепляется прекращение родственных отношений.

Гл 3.

Системы терминов родства — Википедия

Системы терминов родства — исторически обусловленные системы терминов кровного родства и свойства (родства по браку).

Первые исследования систем родства принадлежат американскому этнологу Льюису Генри Моргану (1818—1881). Морган исследовал системы родства ирокезов, оджибве и некоторых других коренных народов Северной Америки. Он первым сформулировал идею о том, что в каждой системе терминов родства учитывается определенный набор различительных признаков: поколение, которому принадлежит родственник, его пол и т. д. В основе любой системы родства лежит представление о биологическом (кровном) родстве или родстве по браку, однако различные системы родства значительно разнятся между собой. Морган предложил разделять классификационные и дескриптивные системы родства.

В дескриптивных системах родства каждый новый родственник обозначается либо отдельным термином, либо описательно через сочетание уже известных терминов: «сестра матери золовки», «жена племянника», «муж сестры бабушки».

В классификационных системах термин родства обозначает не конкретного родственника, а класс родственников. Каждый человек, входящий в некоторый класс, имеет точно такое же отношение к определенному индивиду, что и другие члены этого класса. Например, в класс «брат» могут входить все родственники мужского пола одного поколения с EGO, которые в европейских системах родства делятся по степеням родства — родные, двоюродные, троюродные братья и сестры и т. п.

Как указывал позднее Альфред Крёбер, реальные системы не укладываются в типы, выделенные Морганом. В европейских системах родства есть классификационные термины. Таковы русские термины выше дядя и тетя, обозначающие не только родственников с материнской и отцовской стороны, но и свойственников поколения родителей; таковы же бабушка и дедушка — каждый из этих терминов указывает на двух разных людей (родственников со стороны отца и матери).

Четырёхчастная типология систем терминов родства[править | править код]

В 20-х гг. XX в. учёные Р. Лоуи, У. Риверс, А. Крёбер разработали четырёхчленную типологию системы родства, основанную на трактовке боковых линий в поколении родителей.

  1. боковые линии полностью включены в прямую линию родства;
  2. боковые линии различаются по отцовской и материнской линиям, при этом одна из них включается в прямую линию;
  3. боковые линии различаются между собой и отличаются от основной линии;
  4. боковые линии отличаются от основной, но не различаются между собой.
система родства«ОТЕЦ»«БРАТ ОТЦА»«БРАТ МАТЕРИ»
Генерационная
A
AA
Бифуркативно-сливающаяAAB
Бифуркативно-коллатеральнаяABC
ЛинейнаяABB

Различительные признаки систем терминов родства[править | править код]

Альфред Крёбер, изучив собранный этнологами материал, установил, что в различных системах терминов родства могут учитываться следующие различительные признаки: (Kroeber 1971 [1909]):

  1. Поколение. Различаются: дед и отец, отец и EGO , EGO и его сын, в боковом родстве — дядя и племянник.
  2. Прямое и боковое родство. Различаются: отец и брат отца, родные братья и двоюродные, а также их потомки.
  3. Относительный возраст внутри одного поколения. Различаются старший брат и младший брат, старшая сестра и младшая сестра, старший брат отца (старший дядя) и младший брат отца (младший дядя)
    .
  4. Пол родственника. Различаются брат и сестра, дядя и тетя, кузен и кузина, сын и дочь.
  5. Пол EGO. Родственники женщины называются иначе, чем соответствующие родственники мужчины.
  6. Пол человека, через которого устанавливается родство. Различаются родственники по мужской линии (со стороны отца) и родственники по женской линии (со стороны матери).
  7. Различение родства и свойства (родства по браку).
  8. Иные различительные признаки. Указание на то, жив ли данный родственник, к какой возрастной группе он принадлежит и т. п.

Условное изображение систем терминов родства[править | править код]

В этнологии принято графическое изображение систем терминов родства, при этом используются следующие условные знаки:

В этнологии все существующие системы терминов родства подразделяются на шесть основных типов: эскимосский, гавайский, ирокезский, кроу, омаха и суданский. В основу этой классификации положена терминологическая трактовка сиблингов родителей, а также родных и боковых родственников одного поколения с EGO (родные и двоюродные братья и сёстры).

Гавайский тип — наиболее простая, преимущественно классификационная система. Различается только поколение и пол родственника. EGO называет всех женщин поколения родителей «мать», а всех мужчин этого поколения — «отец». В поколении EGO все родственники объединяются общим «сиблинг» (или «брат» и «сестра»).

Ирокезский тип — смешанные бифуркативные системы, сочетающие классификационные и дескриптивные термины. Помимо указания на поколение и пол родственника, в поколении родителей особое наименование получают только сиблинги пола, противоположного полу родителя. Сестра матери будет называться «мать», а брат отца — «отец», но брат матери («дядя») и сестра отца («тётя») именуются особыми терминами. Параллельные кузены (ортокузены) считаются братьями и сестрами и приравниваются к родным сиблингам, а дети «тёти» и «дяди» (кросскузены) считаются более далекими родственниками.

Типы Кроу и Омаха сходны, являясь как бы зеркальным отражением друг друга. Тип Кроу характеризуется матрилинейным счётом родства, Омаха — патрилинейным. В обоих типах «мать» и «сестра матери» объединены одним термином, также как «отец» и «брат отца». «Брат матери» и «сестра отца» обозначаются каждый своим особым термином («дядя» и «тётя»). Орто-кузены считаются родными братьями и сёстрами, а кросс-кузены — более далёкими родственниками. Типы различаются трактовкой кросс-кузенов. В системах родства типа Кроу кузены, дети брата матери, обозначаются особым термином (условно «кузен» и «кузина»).Сын сестры отца именуется «отец», дочь сестры отца — тем же термином, что и её мать (условно «тётя»). Таким образом, эти родственники, принадлежащие поколению EGO, терминологически объединены со старшими родственниками. В системах типа Омаха особое название имеют кросс-кузены, дети сестры отца. Дети брата матери объединяются со старшими родственниками — сын брата матери зовется также как и его отец («дядя»), а дочь брата матери именуется «мать».

Эскимосский тип объединяет линейные системы терминов родства. Не делается различия между родственниками по отцовской и материнской линии. Счёт родства — билинейный. Различаются поколение, пол родственника, прямое и боковое родство. Братья и сёстры родителей различаются только по полу («тётя», «дядя»), их дети называются одним термином («двоюродные»).

Суданский тип — наиболее сложные системы преимущественно дескриптивных терминов родства. Эти системы предполагают особые названия для каждого родственника в зависимости от его пола, типа связи с EGO и степени удалённости от EGO. Отец, брат отца и брат матери имеют каждый своё наименование. Для кузенов различных степеней родства, принадлежащих различным наследственным линиям, существует восемь разных терминов.

  • Гиренко Н. М. Системы родства. // Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. СПб.: Carillon. 2004.
  • Крюков М. В. Система родства китайцев. (Эволюция и закономерности), М., 1972.
  • Морган Л. Г. Древнее общество, [пер. с англ.], 2 изд., Л., 1935.
  • Ольдерогге Д. А. Малайская система родства, в кн.: Родовое общество, М., 1951 (Труды института этнографии АН СССР. Новая серия, т. 14).
  • Ольдерогге Д. А. Основные черты развития систем родства, «Советская этнография», 1960, № 6).
  • Kroeber, Alfred L. Classificatory systems of relationship // Nelson Graburn. Readings in kinship and social structure. Harper & Row, 1971. 59-64.
  • Radkliffe-Brown A.R. Introduction // African systems of kinship and marriage (A.R. Radcliffe-Brown, D. Forde, eds.). London. 1950.

Раскрыть понятие родства, назвать виды родства, определить их отличие. Изложить способы определения близости родства.

С древности римская семья строилась на культе предков, которые почитались членами семьи. Такая семья состояла из 3-4 поколений. Такие родственника назывались agnatus (объединенные семейным культом). Родство – близость лиц, принадлежащих к одной семье.

2 вида родства:

  1. агнотическое – основывалась на подчинении власти одного патер фамилиас. Это первоначальный вид родства, который подразумевал факт совместного проживания. Могли входить и чужие (прибывшие) лица.

  2. когнатическое (cognatio – рожденный вместе) – кровное родство. Близость родства перечилялась по линиям и степеням

Линии:

  • прямые – происхождение один от одного (дед ->отец -> внук)

  • боковые – происхождение от общего предка

Степени родства определяются числом рождений

Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права насле­дования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в про­шлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связан­ные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сы­на, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и пе­реставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились аг­натами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чу­жими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат от­ца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отде­лявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходи­ли ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Таким образом братья были агна­тами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2), и т. д.

Род (gens). Но если agnati — это лица, связанные общей властью, ко­торую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, опреде­ленный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые про­должают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке.

Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концеп­ции римлян) фундаментом gens.

Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последователь­ное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытес­нение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последова­тельным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмер­ли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие ос­таются и доныне основой соответствующих институтов семейного права ка­питалистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семей­ного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.

Виды и название родственных связей

Достаточно ли хорошо вы знаете название родственных связей, легко ли сможете отгадать загадки В.И. Даля

название родственных связейиз его собрания прибауток, пословиц и поговорок русского языка: «Шуринов племянник родня ли зятю?» или «Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой, а всего их…?». Оказывается все просто, ответ на первую загадку – сын, а на вторую – трое: внучка, дочь и мать.

Термины, указывающие на родство, — пожалуй, одни из самых древних слов в любом наречии. Славянские термины зародились ещё в Древней Руси и поражают своим разнообразием. Название родственных связей можно разделить условно на три группы: кровные — когда имеется общий предок, свойство, – в основе которого брачные союзы, и родство духовное: кумовство и побратимство.

Прямое кровное родство

Кровное родство в соседствующих поколениях определяются родителями (отец, мать) и детьми (сын, дочь, внебрачные дети).

названия родственных связей Отцом называют мужчину, а матерью — женщину по отношению к своим детям. Соответственно, сын и дочь — это мальчик и девочка по отношению к своим родителям. Кровное родство через поколение – это дедушки, бабушки и внуки с внучками. Дедушка – отец мамы или отца, муж бабушки, которая, в свою очередь, является матерью мамы или отца. Родство через два поколения по аналогии определяется прадедами и прабабками, правнуками и правнучками. Когда речь идет о кровных связях через многие поколения, то здесь уже можно встретить какое-нибудь редкое и неизвестное название родственных связей. К примеру, пращур и пращурка – это отец и мать прадеда либо прабабки, а пробанд – это та личность, с которой начинается составление родословной.

Непрямое кровное родство

родственные связи названия

Кровное непрямое родство представляет собой уже не вертикаль, а скорей горизонталь, то есть распространяется по ветвям, по линиям отца и матери. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей, а сестра – соответственно, дочь. Двоюродные братья и сестры – это дети дяди и тети, троюродные – дети двоюродного дяди и тети, четвероюродные у троюродных и так далее. Дядя, в свою очередь, это мужчина по отношению к детям родных сестры и брата, а тетя – женщина по отношению к ним же. Племянник и племянница – это дети по отношению к дяде и тёте.

Свойство

название родственных связей

Говоря о свойствах — отношениях, основанных на браке, хочется отметить, что, как ни странно, но супруги родственниками не являются. Это только брак, а не родство. Приведем некоторые термины свойства: тесть и теща – родители жены, отец и мать; свекор и свекровь – родители мужа, отец и мать; деверь и золовка – брат и сестра мужа, шурин и свояченица – брат и сестра жены; муж дочери, золовки и сестры — это зять; невестка – жена сына; свояки-мужчины, счастливые мужья сестер.

Духовные родственные связи. Названия

Название родственных связей духовныхдуховное родство обусловлено такими понятиями, как: кум, он же крестный отец, он же восприемник у купели, и кума – крестная мать. Крестные сын и дочь – это, соответственно, дети по отношению к тем, кто их крестил. Крестовые братья – мужчины, обменявшиеся нательными крестиками, а если так сделают женщины, то станут друг для друга крестовыми сестрами.

Все названия родственных связей запомнить очень сложно, их на самом деле великое множество, многие из них устарели и ушли в историю, однако основные, самые главные названия близких нам людей, мы обязаны знать. Каждый человек — лишь звено в длинной цепи поколений, и едва ли не самая святая наша обязанность — почитать и уважать своих родственников.

15. Родство и свойство, их юридическое значение.

Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. При прямой линии родства оно основано на происхождении одного лица от другого. Прямая линия родства может быть нисходящей – от предков к потомкам (родители, дети, внуки и т. д) и восходящей – от потомков к предкам (внуки, дети, родители). Боковая линия родства имеет место, когда родство основано на происхождении разных лиц от общего предка (предков). Для родных брата и сестры общими предками являются отец и мать либо один из родителей. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными. Если общим является только один из родителей – неполнородными (ст. 14 СК РФ). Если дети происходят от общего отца и разных матерей, они являются единокровными. Когда общая мать, но разные отцы, дети называются единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеют одинаковое юридическое значение. Так, алиментные правоотношения могут возникнуть как между полнородными, так и неполнородными братьями и сестрами (ст. 93 СК РФ). Неполнородных братьев и сестер следует отличать от сводных – детей каждого из супругов от предыдущих браков. Между ними состояния родства не возникает.

В действующем семейном законодательстве придается правовое значение степени родства. Степень родства — это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства, поскольку для его возникновения необходимо два рождения помимо рождения дедушки:

1) рождение матери внука (дочери дедушки) и

2) рождение самого внука.

Тетя и племянница находятся в третьей степени родства, так как его возникновению предшествовало три рождения, учитываемых при определении степени родства:

1) рождение тети;

2) рождение отца или матери племянницы и соответственно брата или сестры тети;

3) рождение племянницы.

В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство, установленное в предусмотренном законом порядке. Анализ действующего семейного законодательства приводит к выводу, что по прямой линии учитывается родство первой степени (родители и дети) и второй степени (дедушка, бабушка и внуки), а по боковой линии – родство второй степени (полнородные и неполнородные братья и сестры). За рамки близкого родства выходит только закрепленное в ст. 55 СК РФ право ребенка на общение с другими родственниками помимо родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер и соответственно право других родственников на общение с ребенком (ст. 67 СК РФ). Перечень других родственников не определен, не указана и степень их родства с ребенком.

Свойство– отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников: отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Признаки свойства:

возникает из брака;

не основано на кровной близости;

возникает при наличии в живых родственников мужа и (или) жены на момент заключения брака.

Свойственники: свекор (свекровь) – отец (мать) мужа; тесть (теща) – отец (мать) жены; зять – муж дочери или сестры; сноха (невестка) – жена сына; мачеха – жена отца по отношению к его детям от прежних браков; отчим – муж матери по отношению к ее детям от прежних браков; пасынок – сын одного из супругов по отношению к другому супругу; падчерица – дочь одного из супругов по отношению к другому супругу; золовка – сестра мужа; шурин – брат жены; свояченица – сестра жены; свояк – муж свояченицы, в разговорном значении называется любой свойственник. В семейном праве регулируются только отношения свойства между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей). Оно является одним из оснований получения содержания отчимом (мачехой) от своих пасынков (падчериц) (ст. 97 СК РФ). Муж и жена, как правило, не являются родственниками. Они состоят в брачном правоотношении, что в терминологическом значении тождественно супружеским правоотношениям или супружеству. Однако возможно заключение брака между мужчиной и женщиной, состоящими в родственных отношениях, за исключением близкого родства. Статья 14 СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками: родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Этот перечень является исчерпывающим, следовательно, боковое родство третьей и последующей степеней не является препятствием к заключению брака. Как уже отмечалось, такое родство не имеет правового значения в семейном праве.

Понятие и сущность родства и свойства. Линии и степени родства

Родство – это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка.

В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства такая линия, которая основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящая – от предков к потомкам (дед- отец- внук) и восходящая – от потомков к предкам (внук- отец- дед).

Боковая линия родства такая линия, которая основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры).

В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, то есть имеющих общих мать и отца, и неполнородные – когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.


Степень родства – это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т.е. количество рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство. При подсчете числа рождений прямой линии родства не принимается во внимание рождение предка, а при подсчете числа рождений боковой линии родства не учитывается рождение общего предка.

Свойство – отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга.

Свойство возникает по двум направлениям:

1) между одним супругом и родственниками другого супруга;

2) между родственниками обоих супругов.

Отношения свойства являются вторичными отношениями брака и в семейном праве юридическими фактами не являются, поэтому эти правоотношения и не урегулированы семейным законодательством. В отношениях свойства состоят «отчим» и «пасынок», по ныне действующему Кодексу регулирование семейных правоотношений между ними законодательством не предусмотрено. Дети каждого из супругов от других браков являются сводными братьями или сестрами, они не состоят в родстве между собой, поэтому отношения между ними регулируются гражданским законодательством.

26.Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.

В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей — агнатское и когнатское родство. Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства; это родство по мужской линии. Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под властью нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д. Отец и мужчины прежней семьи утрачивали власть над ней, она принимала на себя власть мужа и мужчин — родственников мужа. Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери — пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов. Наиболее бесправными в агнатских отношениях были рабы и женщины. Со временем власть домовладыки утратила ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положение частного права. Это стало возможно с изменением экономических устоев общества — с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев. На первое место начало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство.

В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Линии в когнатском родстве имели два вида:

1)прямая, связывающая людей, происходящих один от другого; линия могла быть восходящей или нисходящей в зависимости от точки отчёта — от потомства к предку или от предка к потомству;

2)боковая, объединяющая людей, имеющих общего предка (братья-сёстры, двоюродные братья-сёстры, троюродные братья-сёстры и т.д., включая их потомство).

Степень родства предполагала исчисление поколений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого; при выяснении степени родства отчёт рождений вёлся так: по прямой линии — непосредственно между этими лицами, по боковой линии — от общего порядка.

27.Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Конкубинат.

Римское право различало разные виды брака. Законнымпризнавался брак между гражданами, имеющими право на брак; только в таком браке дети получали полную правоспособность и являлись гражданами. Законный брак мог осуществляться двумя способами:

•брак с мужней властью (брак cummanu), в этом случае жена находилась под неограниченной властью мужа, вплоть до того, что муж имел право её убить или продать, а если муж находился под властью домовладыки, то этим правом обладал последний. Власть мужа в одинаковой степени касалась и его детей от этого брака;

•брак sinemanu- брак без перехода под власть мужа, когда женщина оставалась под властью прежнего агната (а если имела самостоятельность, то сохраняла независимость от мужа), она входила в брачные отношения с единственной целью — образовать семью и растить детей.

В законном браке жена получала по мужу имя и сословное положение, но в то же время права мужа распространялись на исковое истребование жены из любого места, в котором она находилась, и она была обязана подчиниться. Позднее римское законодательство декларировало необходимость взаимного уважения супругов. Власть мужа перестала распространяться на жизнь или продажу жены. Незаконные браки могли выражаться как простое непостоянное сожительство; дети в случае такого сожительства никаких прав не получали.

Порядок заключения и расторжения брака.

Переход под власть мужа происходил одним из трёх способов: давностью, жертвенным хлебом и куплей. Посредством давностного сожительствавступала во власть мужа та женщина, которая в продолжении года оставалась супругой; она становилась собственностью мужа, вступала в его семью и занимала место дочери.Конфарреационным образомженщины вступали во власть мужа через сакральный обряд, совершаемый невестой, этот торжественный обряд называетсяconfarreatio. Обряду придавалось огромное значение, например, занимать высшие жреческие должности могли только лица, рождённые в браке, заключённом черезconfarreatio.На основании куплиженщины вступали во власть мужа путём манципации, то есть символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и весовщика с медными весами, жену покупал тот, под чью власть она переходила. Обряд манципации предполагал продажу женщины, ничем не отличавшейся от продажи животных, рабов и земельных участков. Кроме манципации существовала также коэмпация (coemptio), тоже «продажа», но не обязательно для совершения брак, но и для устранения опеки, для эманципации и т.п. Отличие коэмпции от манципации состояло в том, что женщина, которая совершала коэмпцию, не считалась рабыней, а женщины и мужчины, манципированные родителями и фиктивными мужьями, признавались рабами; даже наследство они могли получить, только если их освобождали по завещанию как рабов.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод. В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъятию желания прекратить брачную жизнь. При Юстиниане свободный развод по согласию сторон был запрещён, в одностороннем порядке развод разрешался ввиду следующих обстоятельств — если:

•супруг был неверен;

•он покушался на жизнь заявителя;

•совершил против заявителя другое виновное действие.

Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак всё-таки расторгался.

Конкубинат.

Конкубинат— это особая форма разрешённого римским законом сожительства мужчины и женщины. Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе: 1)конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями; 2)он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения; 3)существовал параллельно законному браку и одновременно с ним; 4)при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа; 5)женщина не получала социального статуса мужа; 6)дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав.

Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действенный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках и даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jusconnubii(признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями).

Поскольку connubiumдаёт право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца. В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду сmatrimoniumс одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство. Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным (например, римлян уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имела причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае должностным положением магистра и гражданкой из его провинции и т.п.). иногда конкубинат заключался между римляном и самостоятельной женщиной, то есть женщиной, совершившей символическую продажу себя в собственность другого мужчины и отпущенная им по соглашению на свободу. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними (а они — все вытекающие из этой власти права на наследование имущества).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *