- Виды швов для вышивания вручную (простые швы, отделочные, декоративные, витой, шов барашки)
- Образец для изучения
- 2-1. Швы «змейки»
- Вариант 2-1.2. Шов «зигзаг шахматный»
- Вариант 2-1.3. Шов «волна»
- Вариант 2-1.5. Шов «фонарик»
- Вариант 2-1.6. Шов «лента»
- Вариант 2-1.7. Шов «цепочка»
- Вариант 2-1.8. Шов «восьмерка»
- Вариант 2-1.9. Шов «волнистый»
- Вариант 2-1.10. Шов «стрела»
- 2-2. Швы «барашки»
- Вариант 2-2.1. Шов «колечки»
- Вариант 2-2.2. Шов «витой»
- Вариант 2-2.3. Шов «пружинка»
- Вариант 2-2.4. Шов «витой с двумя пружинками»
- Реально БОЛЬШАЯ подборка швов и строчек для ручной вышивки своими руками. Это стоит сохранить!
- Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки
- Инструменты, необходимые для вышивания
Виды швов для вышивания вручную (простые швы, отделочные, декоративные, витой, шов барашки)
Все простые отделочно-декоративные швы выполняются на основе начальных отделочно-декоративных швов. Данные швы являются прекрасными украшающими отделками, ими украшают одежду, скатерти, салфетки, полотенца и т.п. Они также служат оригинальным дополнением к более сложным вышивкам.
Легко выполнить их на тканях с прямым и четким переплетением нитей (лен, рогожка, канва и др.), а также для удобства из ткани можно выдернуть одну нить и шить по ее следу. Нити для вышивки простых швов используются любые, согласно задуманной композиции.
Проложенные ряды стежков начальных швов украшаются перевивом цветных ниток, так что они не прокалывают ткань, а только обвивают стежки. По конфигурации таких обвивок простые отделочно-декоративные швы делятся на две группы: швы «змейки» и швы «барашки». Художественные возможности простых отделочно-декоративных швов неограниченны.
Образец для изучения
В эту группу вошло 14 украшающих отделок, некоторые из которых показаны на данном образце.
Большую роль играет фон вышивки.
Самый оптимальный фон — это серый. Черный цвет подчеркивает контуры узора. Серый цвет смягчает их. Все холодные цвета (зеленый, синий, фиолетовый) создают глубину рисунка.
Располагая украшающие отделки в разных направлениях, можно вышить оригинальное панно, картину, узор для ширмы, декоративной подушки и т.п., что прекрасно видно на данном образце. Вышивка ведется по канве нитками «ирис» различных цветов. Геометрический узор образца представляет собой угловые фрагменты отделок, расположенных в прямоугольнике, равном 106 х 150 клеток канвы (см. схему).
1. Вариант 2-1.9. Шов «волнистый». Цвет: желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый.
2. Вариант 2-2. 3. Шов «пружинка». Цвет: желтый, зеленый.
4. Вариант 2-1. Шов «зигзаг шахматный». Цвет: желтый, болотный.
5. Вариант 2-2. 1. Шов «колечки». Цвет: желтый, оранжевый.
6. Вариант 2-1.1. Шов «зигзаг». Цвет: желтый, зеленый.
7. Вариант 2-1.3. Шов «волна». Цвет: желтый, сиреневый.
8. Вариант 2-1.7. Шов «цепочка». Цвет: желтый, светло-зеленый, зеленый.
9. Вариант 2-1.6. Шов «лента». Цвет: желтый, голубой.
10. Вариант 2-1.8. Шов «восьмерка». Цвет: желтый, бордовый.
11. Вариант 2-1.10. Шов «стрела». Цвет. желтый, красный, зеленый.
2-1. Швы «змейки»
Швами «змейки» называются те простые отделочно-декоративные швы, обвивочно-украшающая нить которых при перевиве стежков начальных отделочно-декоративных швов не переплетает саму себя, обвивает стежки плавной волной, ползет как змейка.
Толщина обвивочной нити может быть немного толще стежков начального шва.
Варианты швов «змейки»
Основой для выполнения шва «зигзаг» (вариант 2-1.1) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывается ряд простых стежков шва «вперед иголка», затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их, вводя иглу под каждый стежок сверху и выводя снизу.
Вариант 2-1.2. Шов «зигзаг шахматный»
Основой для выполнения шва «зигзаг шахматный» (вариант 2-1.2) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала на ткани прокладывают плотно друг к другу два параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка», расположенных в шахматном порядке, а затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их. Каждый ряд шва вышивается отдельно в технике шва «зигзаг» (вариант 2-1.1).
Вариант 2-1.3. Шов «волна»
Вариант 2-1.4. Шов «волна»
Основой для выполнения шва «волна» (вариант 2-1.3) служит шов «вперед иголка» (1-1), а шва «волна» (вариант 2-1.4) —шов «строчка» (вариант 1-2.1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывают ряд простых стежков шва «вперед иголка» («строчка»), затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их, вводя иглу под стежки: под первый —сверху вниз, под второй — снизу вверх и т.д. Шов получится более волнистым, когда расстояние между стежками отсутствует (вариант 2-1.4).
Вариант 2-1.5. Шов «фонарик»
Основой для выполнения шва «фонарик» (вариант 2-1.5) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала прокладывают два параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка», расположенных один под другим, затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их. Каждый ряд обвивается отдельно. Первый ряд стежков обвивается: под первый стежок игла подводится снизу, под второй — сверху и т.д. Второй ряд стежков обвивается: под первой стежок игла подводится сверху, под второй — снизу и т.д.
Вариант 2-1.6. Шов «лента»
Основой для выполнения шва «лента» (вариант 2-1.6) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала прокладывают два (три) параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка», расположенных один под другим, затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их справа налево, вводя иглу под каждый прямой столбец стежков снизу вверх.
Вариант 2-1.7. Шов «цепочка»
Основой для выполнения шва «цепочка» (вариант 2-1.7) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывают ряд простых стежков шва «вперед иголка», затем двумя цветными нитями, не прокалывая ткань, обвивают их, протягивая первую нить так же, как у шва «волна» (вариант 2-1.3), а второй нитью заполняют свободные промежутки по той же технологии.
Вариант 2-1.8. Шов «восьмерка»
Основой для выполнения шва «восьмерка» (вариант 2-1.8) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала прокладывают два параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка», расположенных в шахматном порядке, затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их справа налево, поочередно переходя от верхнего ряда к нижнему. Игла сверху подводится под стежок верхнего ряда и под стежок нижнего ряда, расположенного правее верхнего стежка. Затем снизу подводится игла под следующий стежок нижнего ряда и под тот же стежок верхнего ряда. Далее сверху подводится игла под следующий стежок верхнего ряда и под тот же стежок нижнего ряда и т.д.
Вариант 2-1.9. Шов «волнистый»
Основой для выполнения шва «волнистый» (вариант 2-1.9) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала прокладывают три параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка», расположенных в шахматном порядке, затем четырьмя цветными нитями, не прокалывая ткань, обвивают их справа налево. Каждая нить, проходя под косым столбцом стежков первого, второго и третьего рядов, образует след -синусоиду. Таких следов должно быть четыре.
Вариант 2-1.10. Шов «стрела»
Основой для выполнения шва «стрела» (вариант 2-1.10) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала прокладывают пять параллельных рядов простых стежков шва «вперед иголка», которые должны располагаться с небольшим смещением вправо друг относительно друга, а затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их слева направо. Нитка проходит под ломаными столбцами стежков, чередуя — под первый — сверху вниз, под второй — снизу вверх и т.д. Средний ряд стежков можно выполнить ниткой другого цвета.
2-2. Швы «барашки»
Швами «барашки» называются те простые отделочно-декоративные швы, обвивочно-украшающая нить которых при перевиве стежков начальных отделочно-декоративных швов переплетает саму себя, образуя так называемые колечки, похожие на завиток шерсти молодого барашка — отсюда и название швов.
Толщина обивочной нити может быть немного толще стежков начального шва.
Варианты швов «барашки»
Вариант 2-2.1. Шов «колечки»
Основой для выполнения шва «колечки» (вариант 2-2.1) служит шов «вперед иголка» (1-1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывается ряд простых стежков шва «вперед иголка», затем цветной нитью, не прокалывая ткань, обвивают их справа налево, вводя иглу под второй стежок снизу, затем сверху — под первый стежок, далее снизу — под третий и сверху — под второй и т.д.
Вариант 2-2.2. Шов «витой»
Основой для выполнения шва «витой» (вариант 2-2.2) служит шов «строчка» (1-2. 1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывается ряд простых стежков шва «строчка», затем двумя цветными нитями, не прокалывая ткань, обвивают их, вводя иглу с первой нитью под второй стежок снизу, затем сверху -под первый стежок, далее снизу — под четвертый и сверху -под третий и т.д. Второй нитью, проходящей по верху шва, по той же технологии, заполняют свободные промежутки.
Вариант 2-2.3. Шов «пружинка»
Основой для выполнения шва «пружинка» служит шов «вперед иголка». Сначала на ткани по линии рисунка прокладываются два параллельных ряда простых стежков шва «вперед иголка» (1-1), расположенных в шахматном порядке, затем цветной нитью, не прокладывая ткань, обвивают их справа налево. Игла вводится снизу под второй стежок верхнего ряда, затем сверну — под первый стежок того же ряда, далее — сверну под второй стежок нижнего ряда, затем снизу — под первый стежок того же ряда. Далее узор повторяется снова: снизу — под третий стежок верхнего ряда. сверну — под второй стежок того же ряда, затем сверну — под третий стежок нижнего ряда, снизу — под второй стежок того же ряда и т.д.
Вариант 2-2.4. Шов «витой с двумя пружинками»
Основой для выполнения шва «витой с двумя пружинками» (вариант 2-2.4) служит шов «строчка» (1-2. 1). Сначала на ткани по линии рисунка прокладывается три ряда простых стежков шва «строчка», затем четырьмя цветными нитями, не прокалывая ткань, обвивают их. Обвивка нитями 3 и 4 (верхней и нижней) осуществляется по технологии обвивки шва «витой» (вариант 2-2.2). Обвивка средними нитями 1 и 2 осуществляется по технологии обвивки шва «пружинка» (вариант 2-2.4).
Статья сделана по материалам книги Надежды Сотниковой «Вышивка украшающих отделок. Простые приемы».
Реально БОЛЬШАЯ подборка швов и строчек для ручной вышивки своими руками. Это стоит сохранить!
Красивая вышивка крестиком: особенности выбора материалов. Чтобы вышить красивый рисунок крестиком необходимо не только подобрать наиболее подходящую схему, но также позаботиться о правильной комплектации основных материалов.
А именно:
Нитки для вышивок продаются специальными наборами, поэтому не составит труда подобрать нужные цвета.
Что касается ткани для будущего изделия, следует отдать предпочтение хлопчатобумажному или же льняному материалу. Опытные рукодельницы советуют определиться с тканью, еще до выбора схемы.
Вы можете также посмотреть:
Часть 2
Часть 3
Вышивать крестом довольно просто, главное вооружиться необходимыми материалами и обучиться технике.
Вышивание крестиком является счетной техникой, поэтому нужно внимательно относиться к работе со стежками. Рекомендуется использовать лупу.
Более плотные ткани прекрасно подходят для создания картин или же рушников, а при помощи тонкого материала удается красиво вышить сорочки, а также платочки.
Основные виды стежков для вышивки крестиком
Существует несколько разновидностей stitch (стежков) для вышивания крестом. Выбор техники зависит от выбранной схемы. Самые распространенные стежки приведены ниже.
Существует множество разнообразных стежков, поэтому каждый выбирает то, что ему ближе по душе.
Простой крестик
На канву он наносится при помощи двух стежков, пересекаемых по диагонали. Stitch на канве заполняет только одну клетку. Когда нужно сделать горизонтальные или же вертикальные простые стежки сначала все необходимо вышивать в одну сторону, а после этого — в обратную. Стоит для начала изучить самую простую технику.
Удлиненный крест
Его применяют, если требуется обогатить вышивку фактурой. Подобная техника незаменима, когда нужно очень быстро заполнить большие участки канвы, ведь крест заполняет несколько клеток ткани.
Рукодельницы используют удлиненный крест, когда необходимо вышить большие участки канвы
Полукрест
Данные швы принято сочетать с простыми stitch. Благодаря подобному совмещению удается добиться имитации необычной акварельной легкости в изделии.
Полукрест в рукоделии отлично сочетается с другими видами стежков
Болгарский крест
В таком шве сочетается 2 крестика. Чтобы правильно сделать его нужно чтобы нижний шов был простым крестиком, а с высоты шел — вертикальный.
Техника вышивки болгарского креста не является сложной, главное — практика
Двойной крест (сложный)
Опытные рукодельницы советуют выполнять его по канве. Часто такие сложные кресты повторяются и следуют друг за другом.
Двойной крест — техника довольно сложная, однако прекрасно смотрится на канве и в готовом изделии
Рисовый шов
Здесь делается большой крест на 3 или более клеток, после чего на его концы наносятся полукрестики. Чтобы обогатить фон следует использовать нитки 2 оттенков.
Помимо вышеперечисленных швов для вышивки крестиком существует множество других стежков («звездочка», а также «алжирский глазок»).
Когда требуется обогатить фон, можно смело использовать рисовый шов
Как быстро и красиво вышивать крестиком: полезные советы
Из-за того что вышивание крестиком считается кропотливым процессом следует заранее учесть некоторые нюансы.
Это обеспечит продуктивную работу и позволит добиться нужного результата:
До использования основы для вышивки рекомендуется простирать ткань, а затем хорошо прогладить. Кроме этого важно проверить не линяют ли выбранные нитки. Чтобы позаботиться о прочности красок, следует прополоскать их в уксусном растворе (на 200 гр. воды — 3 ст. ложки уксуса).
Можно самостоятельно создать схему для вышивания. Помощником в этом станет специальная программа Stitch Art.
Если выбранная схема имеет большой размер, можно нанести на канву метки. Это позволит предотвратить смещение рисунка.
Когда мы учимся выполнять сложный рисунок, где присутствует много цветов, лучше не делать беспорядочные крестики, вместо этого их стоит наносить по рядно.
Чтобы добиться аккуратного и качественного вида изделия верхние стежки должны выполняться в одном направлении.
Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении. Чтобы готовая работа смотрелась органично, следует выполнять стежки в одном направлении
Интересно! Для вышивания крестом лучше использовать специальную гобеленовую иглу. Она не будет прокалывать волокна, вместо этого аккуратно раздвигая их.
Сегодня научиться вышивать крестиком не составит труда даже неопытному новичку. Потому что существуют самые разнообразные схемы, способные удовлетворить каждую рукодельницу.
Новые варианты схем для вышивания позволяют обновить устаревшие скатерти или же салфетки при помощи необычных узоров.
Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть. Огромный плюс вышивки крестом в том, что этот процесс расслабляет и дает возможность отдохнуть
Благодаря подобной вышивке крестиком можно самостоятельно перенести на ткань любимых персонажей фильмов или же создать прекрасный роман. Современные интересные модели вышивок бывают разнообразной тематики. Это могут быть праздничные новогодние изделия или же лирические, детские, а также абстрактные схемы.
Вышивка крестом: полезные советы (видео):
Благодаря кропотливой и внимательной работе вышивание крестиком станет настоящей отрадой для творческих людей. Причем из неопытного новичка рискнувшего заняться подобным рукоделием можно стать настоящим профессионалом, чьи изделия будут украшать дом многие годы и приятно удивлять гостей.
Преклоняюсь перед красотой и благородством этого вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.
Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!
Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т. д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).
Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.
Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны другу.
Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.
«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.
А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка.
А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!
Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.
Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.
А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…
По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:
Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.
Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!
На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.
Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!
Вы можете также посмотреть:
Часть 2
Часть 3
Сохраните, чтобы не потерять.
Источник
Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки
Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!
Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.
Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.
Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.
Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.
Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.
Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.
К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).
Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.
Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).
Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.
Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.
Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.
«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.
А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂
А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!
Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.
Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.
А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…
По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:
Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.
Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!
На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.
Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.
Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!
Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.
Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.
1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!
Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!
2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.
В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.
3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.
4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.
5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.
Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!
Инструменты, необходимые для вышивания
Каждая женщина, собирающаяся заниматься вышиванием, должна иметь необходимые для этой цели инструменты: органайзер, пяльцы, проколку, ножницы, иглы, наперсток, сантиметр или линейку.
Органайзер
Прежде всего, надо обзавестись органайзером для хранения рукоделия. Следует помнить, что вышивка будет иметь хороший вид лишь в том случае, если с ней обращаются аккуратно в процессе самой работы.
Для хранения рукоделия могут использоваться самые разнообразные органайзеры: в виде столиков, мешочки, корзинки и т. д.
Здесь мы дадим описание одного из органайзеров, который легко сделать самим из ситца, сурового полотна или другой имеющейся под рукой материи. Для него необходим лоскут в 80 см при ширине ткани 90 см.
Отрежьте от этого лоскута два куска по 30 см, сложите их вместе и сшейте с трех сторон. Выверните полученный мешок на другую сторону, слегка подогните края четвертой стороны вовнутрь и подшейте их. затем ткань с этой же стороны подогните на 25 см и зашейте с двух сторон так, чтобы получился большой карман. На подвернутую сторону пришейте карман, скроенный из остальных 20 сантиметров, а на остальную часть материи различные по величине карманчики. Подшейте свободные края карманов и органайзер готов . Если органайзер сшит из гладкокрашенной ткани, его можно вышить.
Инструменты для вышивания и саму вышивку распределите по карманам следующим образом: в большой карман положите пяльцы с работой, во внешний нитки, а в маленькие карманчики все остальные вещи, необходимые при вышивании.
Органайзер можно сшить больших или меньших размеров, в зависимости от желания.
На фото показан тестильный органайзер, чшитый в виде папки, со всеми инструментами.
Пяльцы
Большинство вышивок делают в пяльцах, которые облегчают работу и улучшают ее качество. Круглые пяльцы представляют собой два деревянных обруча, входящих один в другой. Хорошо, если обручи изготовлены из липового дерева, отличающегося мягкостью, легкостью и прочностью.
Величина пяльцев может быть различной. Обычно внутренний круг имеет диаметр 25 см. Однако, есть большие пяльцы с диаметром внутреннего круга в 30 см и маленькие в 8-12 см, которые используются при вышивке мелких предметов, например, платочков и т. д.
Пяльцы известны с древнейших времен. Некогда поэты, воспевая женщину, воспевали и ее пяльцы. Обыкновенно женщина вышивала за рукодельным столом, к которому пяльцы прикреплялись с помощью специального приспособления; благодаря этому и левая рука оказывалась свободной.
Некоторые опытные вышивальщицы работают и без пяльцев, но для начинающих этот инструмент необходим; держа материал в натянутом состоянии, он помогает получению правильного изображения.
Прежде чем запялить ткань, внутренний круг пяльцев следует плотно обернуть марлей во избежание последующего перемещения колец.
Пяльцы для ручной вышивки делаются шире пяльцев для вышивки машинной. Высота обручей достигает 2 см.
При работе с пяльцами их держат в левой руке, причем большой палец находится сверху; а остальные внизу.
Для вышивания крупных вещей, как, например, гобеленов, занавесей, покрывал и скатертей, некоторые употребляют прямоугольные пяльцы, представляющие собой две поперечные планки и две продольные линейки со сквозными отверстиями, в которые вставляются круглые палочки, позволяющие регулировать величину рамки. Такие пяльцы необходимы в основном при вышивке гобеленов, ажурной вышивке и шитье по бархату.
Прямоугольные пяльцы имеют то удобство, что они достаточно велики, и на рамку может быть натянуто сразу все изделие, в то время как в круглые пяльцы поочередно запяливаются части рисунка, отчего гобелен, бархат или ажурная вышивка могут пострадать.
Проколка
Проколка представляет собой хорошо отполированное шило из кости, дерева или металла. Ее кончик должен быть достаточно острым и иметь конусообразную форму, достигая в самой широкой части диаметра 1/2 см. Ближе к основанию проколка может быть круглой или плоской.
Проколкой пользуются для проделки дырочек в сквозной вышивке, причем, когда нужно получить маленькую дырочку, проколку втыкают в материю слегка, а когда большую — глубоко. Отверстия, диаметр которых превышает 1/2 см, прорезают с помощью острых ножниц крест-накрест.
Ножницы
Качество вышивки во многом зависит от ножниц, которые мы употребляем при работе. Они должны быть стальными, без зазубрин, с очень острыми концами. Хорошо иметь две пары ножниц одни с прямыми, а другие со слегка загнутыми лезвиями .
При вышивании ножницы служат не только для обрезания ниток, но и для оформления некоторых элементов, особенно в вышивке прорезной и ажурной гладью. Если мы не располагаем хорошими острыми ножницами, нам не удастся, например, ровно вырезать ни листок в английской вышивке, ни аккуратно удалить ткань при вышивке ришелье. Все это говорит о том, что мы не имеем основания умалять значение ни одного из инструментов, нужных при вышивании.
Иглы
Вышивальщица пользуется хорошо отполированными стальными иглами. Игла должна быть подобрана с учетом ткани, на которой вышивают, и ниток. Вышивая на тонких материях шелке, батисте, тонком льняном полотне, употребляют маленькую, тонкую, очень острую иглу. На более плотных тканях также вышивают маленькой иглой, но с большим ушком. Для вышивки по канве и прореженной ткани типа канвы, на которую изображение наносится обычно толстыми нитками, берем маленькую тонкую иглу с большим ушком и слегка притупленным кончиком.
Следует выбирать иглу тоньше рабочей нитки, чтобы нитка могла заполнить проколотое отверстие. Игольное ушко должно иметь округлые, а не острые стенки, которые режут нитку во время работы.
Сантиметр
Наряду с другими инструментами в каждом органайзере должен быть сантиметр. Он нужен уже при переводе рисунка для размеривания ткани, правильного расположения узора и т. д. При вышивке мережек сантиметр главный инструмент вышивальщицы. С его помощью не только уточняется место мережки, но и определяется ее ширина и т. д.
Сантиметр должен быть матерчатым, с хорошо оформленными концами, взятыми в металлическую рамочку.
Если у нас нет сантиметра, при выполнении более мелких работ можно пользоваться также линейкой. Однако, для крупных работ необходим сантиметр.
Маркеры
Маркеры, используемые для вышивания, бывают разных видов:
- водорастворимые — в основном применяются в счетной вышивке для разметки канвы. Незаменимы при нанесении рисунка для несчетной вышивки лентами, бразильской вышивки, ришелье и т.п. Смываются обычной водой.
- светоисчезающие — используются для кратковременной разметки при вышивке свободными, несчетными швами. Пропадает со временем от воздействия солнечных лучей и смывается водой. При использовании необходимо иметь в виду, что если климат места вашего проживания отличается повышенной влажностью, разметка маркера будет исчезать очень быстро.
- маркеры для темных тканей — разметка белого цвета, смывается водой.
Разметку нанесенную маркерами ни в коем случае нельзя подвергать тепловому воздействию (гладить утюгом). Краска от воздействия тепла закрепляется и скорее всего вы уже не сможете отстирать вашу работу от разметки.
Наперсток
При шитье и вышивании нам приходится, протаскивая иглу через ткань, нажимать на нее сверху средним пальцем правок руки. Хотя игла со стороны ушка тупа, при многократных нажимах на нее на пальце образуется ранка. Чтобы предохранить кожу от ранения, пользуются наперстком.
Наперсток представляет собой тонкий металлический, пластмассовый или бакелитовый колпачок. Его размер подбирается в соответствии с толщиной пальца: наперсток не должен сидеть на нем слишком плотно или свободно. лучше всего наперстки из нержавеющего металла с верхушкой из камня . Бакелитовые наперстки неудобны и легко ломаются.
Надевая наперсток на палец впервые, обыкновенно испытывают чувство сильного неудобства, однако, проявив немного терпения, к нему привыкают и убеждаются, что он — отличный помощник в работе.
При выполнении тонких вышивальных работ — английской вышивки, вышивки ренессанс и др., от уколов иглы часто страдает указательный палец левой руки, поддерживающий материю с изнанки. Для предохранения пальца употребляется специальный наперсток из кости, металла или пластмассы. Наиболее практичны целлулоидные наперстки, которые могут раздвигаться и таким образом подходят для пальцев различной толщины.
Стежкоукладчик (gem-наперсток)
Стежко укладчик поможет вам придать вашей вышивке более аккуратный вид, за счет того, что нити для вышивания будут ложится ровно, без скручивания. Стежкоукладчик может быть изготовлен из различных материалов; дерево, металл, кость, стекло или даже пластик. Одевается обычно на безымянный палец той руки, которой вышивают. Очень удобен при вышивании лентами и нитями типа ленточных или шнуровидных.
Стежкоукладчик легко сделать самостоятельно, закрепив с помощью лейкопластыря обрезанную и затупленную швейную булавку на наперстке в виде кольца.
Кондиционер или воск для ниток
При вышивании нитями с добавлением металлика, шелковыми и смешанными нитями, незаменимым помощником станет воск или кондиционер для ниток. Кондиционер облегчает вдевание нити в иголку, уменьшает трение нити, снимает статическое электричество, которое провоцирует спутывание ниток, увеличивает срок службы нитей и готового продукта.