- так же основные правила воспитания в семье
- Принципы воспитания дошкольного возраста
- Принципы развития детей дошкольного возраста и советы родителям
- Дошкольное воспитание детей
- Закономерности, подходы и принципы воспитания детей
- Принципы воспитания детей дошкольного возраста. Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста Принципы условия и методы воспитания дошкольников
- любовь, поддержка и личній пример
так же основные правила воспитания в семье
Принцип – это утверждение, которое соответствует двум критериям.
С одной стороны, это постулат, который был сформирован на основе многолетнего опыта наблюдений за каким-либо явлением.
С другой стороны, это отправная точка для формирования дальнейших действий, выводов, умозаключений.
Если касаться принципов воспитания – то это основные исходные положения, которые направляют воспитательный процесс в нужное русло. И тем самым они помогают достичь поставленных педагогических целей.
Важные правила
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Это выражается во множестве вопросов, стремлении побольше узнать о происходящем вокруг. Прогрессивно направленные педагоги всегда понимали воспитание детей как общественный институт, призванный с малого возраста готовить их к жизни в обществе.
В разных странах, в разное время содержание принципов воспитания менялось, ставя на первое место то личную, то общественную, то государственную направленность. Иногда в основу формирования принципов ложились идеологические установки, политические доктрины. Отечественная педагогика тоже переболела этой болезнью. В настоящее время, воспитание подрастающего поколения направлено на подготовку человека к активной общественной и счастливой личной жизни.
Основное
Педагогика, как наука, определяет семь основных принципов воспитания подрастающего поколения:
- Общественная направленность воспитания.
Все люди существуют в социуме, поэтому принцип связи воспитания с обществом является основополагающим.
Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать его социальные навыки,
обусловленные влиянием окружающей среды, общества, условиями его существования.Для реализации принципа общественного воспитания педагог должен разъяснить:
- Значение экономического развития общества для удовлетворения потребностей граждан.
- Необходимость бережного отношения к природным богатствам и общественным ценностям.
- Важность стремления индивидуума к обеспечению не только собственных потребностей, но и к приумножению общественной собственности.
- Значение трудовой деятельности в создании материальных и духовных ценностей.
- Общие основы современного производства, научной организации труда.
- Важность правильного выбора профессии, жизненной позиции, смысла жизни.
- Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.
Школа жизни – наиважнейший институт воспитания. Поскольку все люди живут и реализуют себя в обществе, невозможно недооценить влияние окружения на воспитательный процесс. Во многих воспитательных системах принцип связи воспитания с жизнью реализуется через приобщение учеников к труду, посильному участию в общественном производстве. При этом преподаватель должен действовать в двух направлениях:
- Подробное ознакомление с основными направлениями трудовой деятельности людей.
- Привлечение воспитанников к различным видам общественно-полезной деятельности.
- Воспитание в коллективе, через коллектив.
Реализуя этот принцип, важно сформировать у ребенка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему в общении со сверстниками и взрослыми.
Умение дружить, войти в детское общество, действовать совместно с окружающими, уступать и подчиняться при необходимости – все это навыки, обеспечивающие учащемуся безболезненную адаптацию к любому новому коллективу, способствующие созданию благоприятного климата для дальнейшего обучения и развития.
С другой стороны, чем больше общения и совместных действий ребенка с коллективом, тем больше знаний, навыков и умений оказывается в его багаже.Для реализации данного принципа, воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместных действий учащихся в познании, творчестве, трудовой деятельности, общении и досуге. А также в формировании правильного общественного мнения коллектива школьников и преподавателей и использование его в целях воспитания личности.
- Общественная направленность воспитания.
- Опора на положительное.
Положительная концепция в формировании личности – вот основа данного принципа.
Задача воспитателя – тщательно изучить личность ребенка, оценить положительные и отрицательные качества и построить воспитательный процесс основываясь только на хорошем.
Дело в том, что правильное выявление позитивных качеств воспитуемого: способностей, полезных знаний и навыков, которыми он обладает, является важным прогностическим фактором правильного выбора будущей профессии или сферы деятельности.
Поощряя и развивая все то положительное, что есть в ребенке, можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.
Что же делать с отрицательными качествами, промахами и недостатками? Их надо выявлять, обсуждать, осуждать и исправлять тихо и деликатно. Недопустимо акцентировать внимание окружающих и воспитуемого на негативные стороны его личности. Это может привести к неуверенности и неудачам.
- Гуманизация воспитания.
Данный принцип – это логическое продолжение предыдущего.
Он требует от воспитания соблюдения следующих подходов:
- Человеческого отношения к воспитаннику.
- Соблюдения его прав и свобод.
- Уважительного отношения к жизненной позиции воспитанника, даже если она противоречит общепринятой.
- Четкого доведения до сознания воспитанника целей и методов воспитательного процесса.
- Предъявления разумных требований, их доступная формулировка.
- Отсутствие насилия в методах воспитания, как эмоционального, так и физического.
- Уважение к убеждениям (гуманитарным, религиозным и пр.) воспитанника, полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат этим убеждениям.
- Опора на положительное.
- Личностный подход.
Педагогические методики всегда подчеркивали значение двух подходов в воспитании: учет возраста воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.
Однако многолетние исследования показали, что только
личностный подход в воспитании дает по-настоящему положительные результаты.Реализация этого принципа основана:- На изучении индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, взгляды, вкусы, интересы, привычки).
- На оценке целостности личностных качеств (направление мышления, мотивация, жизненные установки, отношение к труду).
- На постановке посильных целей и задач в воспитании, исходя из полученных о воспитаннике знаний.
- На выявлении причин, мешающих воспитательному процессу и оперативного их устранения.
- На выборе индивидуальной тактики воспитания.
- На сочетании воспитания с самовоспитанием личности.
- Единство воспитательных воздействий.
Как правило, в воспитательном процессе участвует не один воспитатель. Это коллектив преподавателей в учреждении образования, семья, общественные организации, руководители внешкольных кружков, секций и так далее. Каждый из вышеперечисленных институтов имеет свое педагогическое воздействие на личность. И если эти всесторонние воздействия имеют одно направление, работают в унисон, дополняют и усиливают друг друга, то можно рассчитывать на максимальный эффект.
Дошколята
Дошкольное воспитание и образование является первым звеном в единой цепочке непрерывного процесса воздействия на подрастающее поколение. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступает в более тесном единстве. Поэтому совокупность принципов, лежащих в основе дошкольного воспитания и образования, имеют общую формулировку.
Здесь можно выделить семь основных принципов:
- Принцип научности – утверждения, опыт, знания, используемые в образовательном процессе должны быть реальны, отражать действительность, не противоречить дальнейшему школьному образованию.
- Принцип наглядности основан на том, что зрительная информация воспринимается ребенком мгновенно, слуховая же усваивается постепенно и медленно. Принцип реализуется в дошкольных учреждениях посредством демонстрации натуральных предметов, картинок, иллюстраций, символов.
- Принцип доступности реализуется посредством установления связи предоставляемых знаний с теми, которыми ребенок уже обладает. Здесь важно не опустится с доступности до легкости обучения. В противном случае появляется риск отсутствия умственных усилий и, как результат, замедление развития.
- Принцип активности и сознательности.
В процессе обучения преподаватель должен направлять воспитанника на самостоятельное решение практических и познавательных задач, стимулируя тем самым процесс развития навыков и усвоения знаний.
- Принцип последовательности и постепенности. Передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому и так далее.
- Принцип учета возрастных особенностей.
- Принцип индивидуального подхода в обучении. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника как физические (зрение, слух, физическое развитие), так и психо–эмоциональные (темперамент, самостоятельность, готовность к обучению). Исходя из этих индивидуальных особенностей, выстраивается система воспитания и обучения, направленная на получение достойного результата.
В семье
Наряду со школой и дошкольными учреждениями, семья играет ключевую роль в процессе воспитания ребенка, становлении и формировании и его личности.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми и любящими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами отличаются предельной доверительностью.
Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительное и тормозить негативные проявления. Влияние семьи велико еще и потому, что она первой вступает во взаимодействие с ребенком. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.
В семейном воспитании также можно выделить несколько основополагающих принципов:
- Воспитание в любви. Только институт семьи может обеспечить реализацию этого принципа. Поэтому он очень важен и является первым и главным.
- Индивидуальный подход. Ребенок – это личность и воспитывать его нужно с учетом индивидуальных особенностей.
- Родительский пример. Родители должны быть примером для своих отпрысков. Природная подражательность детей направлена в первую очередь на самых близких. Родители не смогут положительно влиять на детей, если сами не совершенствуются.
- Недопустимость двойных стандартов в воспитании. Этот принцип можно трактовать двояко. С одной стороны, неприемлема ситуация когда один из родителей что-то запрещает, а другой то же самое разрешает. С другой стороны, недопустимо разное отношение к детям, наличие любимчиков, если отпрысков в семье несколько.
- Система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка нужно обязательно. Это может быть доброе слово, игрушка или поход в цирк. Наказания не должны быть физическими и задевать достоинство малыша. В любом случае, какая бы не была мера воздействия, ребенок должен знать, почему и за что он ее получил.
- Принцип последовательности в воспитании. Если ребенку были озвучены определенные требования, либо обозначена система поощрений, недопустимо отступление от озвученных правил.
Заключение
Не секрет, что инертность, социальное отчуждение, нежелание принимать на себя ответственность общественную, семейную и даже личную, присуща значительной части современной молодежи.
Взрастить полноценного члена общества на такой не благодатной почве весьма затруднительно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, Начать воспитательный процесс с первых дней жизни. Передавать воспитанника из семьи в садик, из садика в школу не останавливая процесс воспитания, применяя при этом принципы, основанные на многолетнем опыте и научных разработках.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Вам помогла статья?
4 раза уже помогла
Принципы воспитания дошкольного возраста
Определение 1
Воспитание – это специально организованный и управляемый процесс, направленный на всестороннее развитие личности ребенка и передачи ему жизненного опыта.
Понятие и сущность воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание детей дошкольного возраста имеет несколько направлений:
- формирование у ребенка общечеловеческих ценностей;
- подготовка ребенка к последующему получению знаний в школе;
- подготовка ребенка к жизни в обществе.
Замечание 1
Основная цель воспитания – это формирование и развитие разносторонне развитой личности, способной полноценно и плодотворно существовать в рамках современного общества.
Воспитание ребенка дошкольного возраста направлено на формирование у него трех основных начал и их гармоничной взаимосвязи:
- физическое воспитание: направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирования у него здорового образа жизни и правильных привычек;
- нравственно-духовное воспитание: направлено на личностное развитие ребенка, формирование у него этических и моральных качеств, правил и норм поведения в обществе;
- интеллектуально-познавательное воспитание и развитие: направлено на умственное развитие ребенка, расширение у него кругозора, формирование представления об окружающем мире и его многообразии.
Ключевыми позициями воспитания детей дошкольного возраста являются:
- Самоценность и неповторимость дошкольного периода жизни каждого человека. Данная позиция опирается на то, что именно в период дошкольного возраста происходит наибольшее обогащение и развитие личности ребенка. Основная воспитательная задача педагога организовать насыщенную деятельность ребенка, согласно его возрастным потребностям (игра, общение, театрализованная деятельность и т.д.).
- Концепция целостного развития ребенка, как основного субъекта детской деятельности. В данном случае подразумевается единство развития индивидуальных и личностных качеств ребенка, заложенных в нем от рождения, освоение им своей позиции и роли во всех видах деятельности.
- Систематизация в освоении ребенком знаний и умений. В дошкольном возрасте необходимо дать детям элементарные представления об окружающем и предметном мире. Вся информация должна быть представлена в доступном для ребенка виде, только в этом случае она будет усвоена, и в последующем послужит фундаментом обучения в школе.
Подходы в воспитании детей дошкольного возраста
Воспитание детей дошкольного возраста строится на основании следующих подходов.
Комплексный подход: приобщение детей к доброте, прекрасному. Реализуется в процессе экологического, умственного, художественно-эстетического и т.п. направлений воспитания.
Деятельностный подход: целостное развитие каждого ребенка дошкольного возраста, посредством игр, экспериментирования, предметной и изобразительной деятельности, ознакомления с произведениями искусства и т.д.
Деятельностный подход строится на основании трех ведущих компонентов:
- Самостоятельная (экспериментальна) деятельность детей в рамках и условиях той развивающей среды, которые создали взрослые.
- Совместная (поисковая) деятельность детей и взрослых (воспитателя, родителей и т.п.).
- Обобщающие занятия – общение со сверстниками и взрослыми на развивающие темы.
Таким образом, самостоятельная деятельность направлена то, чтобы ребенок получал знания и опыт посредством личного опыта, в то время как обобщающая и поисковая деятельность предусматривает помощь ребенку со стороны взрослого.
Средовой подход. Данный подход требует от образовательной организации (ДОО) создания необходимой образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и воспитание личности ребенка. Создаваемая воспитателями среда должна учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные особенности и потребности ребенка. С учетом всех особенностей воспитанников воспитателями подбираются необходимые материалы (художественная литературы, дидактические игры, игрушки и т.д.), организуется групповое пространство (мебель, стенды, плакаты, тематические уголки и т.д.).
Основные принципы воспитания детей дошкольного возраста
Определение 2
Принципы воспитания – это исходные положения, которые отражают закономерности воспитательного процесса, на которые необходимо опираться воспитателю
Система принципов воспитания детей дошкольного возраста представлена следующим образом:
- Принцип целенаправленности воспитательного процесса. Согласно данному принципу вся воспитательная работа, а именно ее содержание и методы, должны быть подчинены основной воспитательной цели.
- Принцип комплексности воспитания. Данный принцип предусматривает единство и взаимосвязь между целью, задачами, методами и средствами воспитания. Так же принцип комплексности подразумевает единство методов и средств воспитания ребенка в ДОО и семье, а затем и в школе.
- Принцип воспитания в деятельности. Данный принцип ориентирован на то, что эффективных результатов воспитания, можно достичь путем организации различных видов деятельности ребенка, согласно его возрастным потребностям и возможностям. В процессе воспитания педагог должен опираться на ведущую деятельность ребенка.
- Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
- Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. Согласно данному принципу, воспитатель в процессе работы с детьми должен увидеть в каждом ребенке положительные качества и постараться их развить, посредством соответствующего вида деятельности.
- Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Невозможно воспитание полноценной личности вне коллектива.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание.
Принципы развития детей дошкольного возраста и советы родителям
Для того чтобы добиться высокого уровня сформированности когнитивных процессов дошкольников и эффективно развивать их, необходимо учитывать принципы обучения, развития и воспитания дошкольников, в наибольшей степени характерные этому периоду.
Рассуждая о познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо отметить главную черту воспитания этого периода.
Принципы воспитания должны базироваться на любви к ребенкуИз объекта познания ребенок постепенно переходит в состояние субъекта, способного к активной преобразовательской деятельности.
В саму структуру познавательной деятельности детей входят:
- Цели (приобретение знаний, умений, навыков).
- Способы (уже имеющиеся навыки и умения, которые способствуют достижению цели).
- Методы.
- Мотивы обучения (могут различаться в зависимости от условий).
- Условия (среда, определенным образом организованная для достижения ребенком целей).
- Результат (уже полученные ребенком знания и умения).
Для того чтобы процесс обучения детей-дошкольников строился успешно, необходимо позаботиться о том, чтобы в нем присутствовали его базовые структурные компоненты.
Главные принципы воспитания и обученияКлючевым моментом, помимо всего прочего, является познавательный интерес, позволяющий ребенку самостоятельно организовывать собственную деятельность и проявлять активность.
Рассмотрим принципы и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Закономерности и принципы развития когнитивных процессов дошкольников
Внимание
В дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает не только яркость и новизна предметов, но также эмоциональные переживания и чувства, так или иначе с ними связанные. Кроме того, внимание, как и большинство психических процессов в дошкольном возрасте, приобретает произвольность. Благодаря этому ребенок такого возраста может останавливать свое внимание и задерживать на необходимое время на том объекте или действии, которое им требуется. Улучшаются такие его характеристики, как устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.
Развитие внимания — принцип от простого к сложномуПринципы развития внимания дошкольников
- Постепенное усложнение задач обучения, поставленных перед ребенком. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок получал задания, справиться с которыми ему по силам – в противном случае его интерес надолго угаснет. Переходить к более продвинутому уровню можно только после того, как родитель убежден, что на текущем ребенок не испытывает никаких проблем.
- Надежное запоминание инструкций, данных к заданию. Это позволит ребенку выполнять предложенные задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, что является важной чертой воспитания.
- Развитие самоконтроля детей. По мере продвижения обучения, ребенок дошкольного возраста должен ненавязчиво приучаться к тому, что выполнение заданий – это не воля его родителей, а интересное занятие, приносящее и пользу, и удовольствие прежде всего ему. Важную роль в этом играет правильно выбранные методы.
Советы родителям
- Для улучшения внимания дошкольников необходимо постепенно приучать к режимным моментам воспитания. Учитывая то, что совсем скоро ребенок пойдет в школу и в его жизнь войдет еще больше ограничений и запретов, эти методы важны особенно
- По мере выполнения того или иного видом деятельности ребенком, важно следить за тем, чтобы нагрузка оставалась стабильной. Чрезмерная нагрузка может сразу утомить ребенка и ослабить его внимание.
- Методы и сам материал для занятий должен представлять интерес для ребенка, сохранять яркость и эмоциональную наполненность
- Важно эпизодически чередовать виды деятельности. Это не только поспособствует всестороннему развитию ребенка, но также улучшит такие свойства внимания, как концентрация и переключаемость.
Память
Так же, как и внимание, память в дошкольном возрасте уже начинает становиться произвольной.
Однако по большей части оно еще очень слабо контролируется ребенком. И поэтому, значительно легче ребенком запоминается то, что вызывает у него сильные эмоциональные реакции.
Задача родителя в это время – помочь ребенку этого возраста усвоить базовые закономерности запоминания при помощи организованного обучения, подобрать методы, благодаря которым ребенок сможет контролировать процесс запоминания, «подключая» к этому волевые качества (что также является задачей воспитания).
Виды памяти у дошкольниковВ младшем дошкольном возрасте запоминание детей механическое – ребенок усваивает материал после многократных повторений.
К концу этого периода ребенок начинает уже понимать смысл запоминаемого материала. Развиваются навыки смыслового запоминания. Образная память также преобладает на ранних этапах возраста, затем, по мере развития речи на смену ей приходит словесная. Активно развивается двигательная память.
Принципы развития памяти
- Принцип построения ассоциативных связей. Память ребенка дошкольного возраста будет развиваться быстрее и значительно эффективнее в том случае, если ребенку предложить запоминать материал, выстроенный в строгую систему, где будут прослеживаться отчетливые логические связи. А информация подаваться для детей порционно, в виде самостоятельных лексических тем.
- Принцип синестезии. Этот принцип предлагает задействовать в процессе запоминания максимальное количество органов чувств. Это дает возможность запоминать больше материала и сделать само запоминание более осознанным и эффективным.
- Принцип связи с другими психическими процессами. Чем активнее в процессе обучения будет участвовать воображение и другие процессы, тем лучше она будет развиваться.
Советы родителям
- Необходимо работать над улучшением таких характеристик памяти детей, как объем, качество запоминания, длительность
- На ранних этапах для занятий необходимо использовать большое количество яркого наглядного материала. Однако по мере взросления ребенка все большую роль должны играть знаковые системы (цифры, буквы и т.д.)
- Очень важно, чтобы работа проводилась над различными видами памяти – кратковременной и долговременной; слуховой, зрительной и двигательной и т.д.
- Для развития логического запоминания ребенка возраста до 6 лет необходимо, чтобы материал, предоставляемый на занятиях, был четко структурирован.
Восприятие
Восприятие объединяет в себе не только другие психические процессы, но также опыт, накопленный ребенком. Оно позволяет не только отражать, но также перерабатывать полученную информацию и делать из нее определенные выводы. Воспринимая тот или иной объект, ребенок со временем учится не только видеть целостный предмет, но и его отдельные характеристики и свойства.
Ребенок начинает накапливать информацию о тех предметах или видах деятельности, которые наиболее важны для него. У него формируется круг интересов.
Принципы развития восприятия
- Принцип последовательности обучения. Ребенок, начиная с самого младшего возраста, должен постепенно приучаться воспринимать все более сложные и детализированные объекты.
- Принцип последовательности проявляется в необходимости выстраивать преподносимый материал в строгую систему
- Принцип психологического комфорта. Для того, чтобы ребенок мог направлять, распределять и контролировать свое внимание, обстановка вокруг него должна быть максимально благоприятной и психологически комфортной.
Советы родителям
- Для того чтобы во время обучения восприятие ребенка дошкольного возраста активно развивалось, важно приобщать ребенка к различным видам деятельности, где он мог бы проявить себя. Досуг ребенка должен быть активным.
- Особого внимания заслуживают ролевые игры детей. Их применяют для воспитания в ребенке норм поведения, актуальных для тех или иных социальных групп.
- Нужно поощрять ребенка рассказывать о пережитых им событиях, пересказывать содержание прочитанных книг, просмотренных мультфильмов и телепередач.
Мышление
В качестве основы мышления чаще всего используется опыт, который ребенок уже успел накопить к тому или иному возрасту. Оперирование образами, словами, ощущениями со временем расширяет границы познания, позволяя ребенку приобретать все новые знания, умения и навыки.
Конечно же, мышление дошкольника еще далеко от идеала – оно своеобразно и строится на особых, доступных только ребенку закономерностях. В частности у него наблюдаются попытки сопоставлять несовместимые и абсолютно не относящиеся друг к другу свойства предметов, перенос свойств от частного к частному.
Занимательный материал для старших дошкольников — подготовка к школеТем не менее, уже к пяти годам ребенку доступны понимание связей между простыми предметами или явлениями, способность к объяснениям, поиск общих закономерностей между предметами.
Принципы развития мышления
- Принцип целеполагания обучения. Мозг и психика человека значительно практичнее, чем мы думаем. Именно поэтому исключительно важно, чтобы ребенок понимал не только что он делает, но и для чего все это
- Принцип сбора и сортировки и информации. Информация, преподносимая ребенку, должна быть правильно структурирована. Просто нагрузив ребенка фактами невозможно добиться от него работы мышления.
- Принцип практикоориентированности. Приобретя какие-либо новые знания ребенку необходимо применить их на практике. Это позволит вывести мыслительные процессы на качественно новый уровень
Советы родителям
- Поскольку уровень мышления зависит, в основном, от познавательной активности ребенка, важно чтобы к этому возрасту у ребенка такого возраста уже сложилась потребность в регулярных занятиях, привычка к ним.
- Необходимо поощрять ребенка рассуждать. Для воспитания этого качества даже если первое время он будет допускать ошибки, не стоит сразу исправлять его – лучше дать время на самостоятельное исправление своих недочетов.
- Развитие мышления строится на чувственном опыте. Именно поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок регулярно получал необходимые ему новые впечатления.
Воображение
Также как во многих других случаях воображение вначале носит непроизвольный характер, и лишь после выходит на уровень активных форм, контролируемых ребенком. Инициатором процессов воображения выступает уже не родитель или кто-либо из взрослых, а сам ребенок. Особенно ярко это проявляется в сюжетно-ролевых играх, а также творческой деятельности, которая приобретает новые черты, становясь разнообразнее и ярче.
Благодаря воображению у дошкольников происходит обогащение словарного запаса и поведенческого репертуара ребенка.
Оно также учит дошкольника планировать свою деятельность, просчитывая варианты развития событий, предполагаемый результат. Ребенок создает замысел и ищет пути, позволяющие воплотить его в жизнь.
Что такое воображение и его роль в развитииСпецифика воспитания, обучения и развития восприятия детей на разных этапах возрастного развития также различна. В раннем дошкольном периоде ребенок лишь незначительно преобразует реально существующие и хорошо известные ему предметы или явления. В старшем он уже пробует себя в создании принципиально новых образов, сюжетов. еще одной важной чертой, которая формируется у ребенка к концу дошкольного периода – умение четко разделять реальный мир и вымышленный, свою жизнь и фантазии.
Принципы развития воображения
- Принцип связи воображения и речи (методы активного обучения). Ни одна мысль не может быть высказана до того момента, как она будет четко словесно сформулирована в уме.
- Принцип поощрения самостоятельной активности детей.
- Принцип поиска оптимального решения.
- Принцип воображения как формы построения диалога.
Советы родителям
- Развитию воображения способствует приобщение ребенка к любым видам творческой деятельности (начиная с раннего возраста). Именно поэтому ему всегда должны быть доступны краски, карандаши, пластилин и многие другие средства изобразительного искусства.
- Дошкольников необходимо поощрять в сочинительстве, фантазировании. Но использовать подобные методы нужно с осторожностью — в сознании должна существовать достаточно четкая грань, разделяющая реальный мир и вымышленный.
Речь
В дошкольном возрасте словарный запас существенно расширяется в связи с приобретенным им новым опытом. Сеть социальных связей ребенка расширяется, а общение приобретает уже внеситуативный характер. Ребенок начинает диалог с кем-либо не только потому, что того требует совместная деятельность, но ради удовлетворения совершенно иных потребностей (обмен информацией, разговор о взаимных интересах, взаимное времяпрепровождение).
Пока еще недостаточно хорошо развитая речь детей зачастую приводит к тому, что в речи ребенка наблюдается словотворчество (придумывание ранее несуществующих, нелогичных слов и выражений), преобладание простых нераспространенных предложений в речи.
Развитие речи — принципыСо временем в распоряжение ребенка также поступает функция планирования речи, а также внутренняя речь. Это позволяет ему сначала спланировать и тщательно обдумать и лишь затем высказать то, что ему нужно.
Принципы речевого развития детей дошкольного возраста следующие
- Взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития. Уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько активно ребенок познает мир вокруг себя. Взаимодействие с людьми и средой в свою очередь, активизирует мышление. Таким образом, легко прийти к выводу о неразрывности функционирования и созревания таких процессов психики, как речь, мышление, ощущение. Именно поэтому для полноценного развития ребенка недостаточно уделять одним функциям внимание, упуская из вида другие.
Например, наблюдая с ребенком за происходящим вокруг, родитель должен не только делать акцент на расширении понятийного аппарата, но и позволять ему анализировать события, делать из них выводы. Это также является обязательным элементом воспитания дошкольника.
Расширение понятийного аппарата в игровой форме- Коммуникативно-деятельности подход напрямую указывает на практическую направленность развития когнитивных процессов, в частности – речи и воспитание в ребенке культуры общения. А также благоприятствует использованию этого психического процесса для эффективного общения ребенка и его успешной социализации.
- Принцип развития «языкового чутья». Методы интуитивного изучения языков. Необходимо для того, чтобы ребенок усваивал, а затем и применял в повседневной жизни новые, ранее неизвестные ему речевые обороты и формы. В этом случае необходимые аналогии будут формироваться у ребенка после многократных повторений усваиваемого материала.
Советы родителям
Для того, чтобы речь ребенка могла в полной мере выполнять свою коммуникативную функцию (то есть служить средством общения ребенка с окружающими) необходимо, чтобы он регулярно имел возможность взаимодействовать с представителями самых разнообразных возрастных и других социальных групп. Это позволит ему не только обогащать словарный запас и учиться пользоваться речевыми конструкциями, но также усваивать нормы поведения, правила этикета и т.д.
Обогащению активного словарного запаса для воспитания правильной речи как ни то иное способствует совместное чтение художественной литературы с ребенком.
Изучив принципы и обучения воспитания дошкольников, можно составить максимально эффективную программу развития ребенка.
Дошкольное воспитание детей
Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.
Основные принципы дошкольного воспитания детей
С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.
В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.
Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:
- Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
- Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
- Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
- Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
- Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
- Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
- Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.
Воспитание и дошкольное образование детей
Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.
Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.
Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.
Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:
- Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
- Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
- Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
- Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.
Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.
Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.
Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.
Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.
Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.
Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:
- Уметь выделять главное в изучаемом материале;
- Показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями, в результате чего происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка;
- Для закрепления полученных знаний их необходимо связывать с эмоциями, чувствами и переживаниями детей. Для этого можно использовать различные игры или сказки, что вызовет у ребенка эмоциональный отклик;
- По возможности все полученные знания следует закреплять на практике. Для этого можно использовать различные дидактические материалы, а также художественные средства.
Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.
Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.
Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.
Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.
Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.
Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.
В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.
Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.
Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.
На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?
Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.
Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.
Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.
Закономерности, подходы и принципы воспитания детей
Концепция — это, в первую очередь, обоснованная система взглядов, которые определяют понимание общих процессов и многих явлений. В условии постоянного преобразования, к сожалению, концепция образовательной и воспитательной системы до конца не проработана, поэтому основные подходы отсутствуют. К основным можно причислить альтернативные системы, православное воспитание и оригинальный подход. Спустя время, можно с уверенностью сказать, что под видом концепции производилась массовая обработка существующего населения, благодаря которой пытались навязать определенные взгляды и суждения. Ранее была использована единая коммунистическая концепция, на которой основывалось воспитание тогдашней молодежи. И лишь некоторое время назад начались поиски новой концепции. В последствие появились новые учения, и научные школы в чьи обязанности входила разработка новой теории воспитания.
Современная концепция воспитания в семье и школе во главу ставит интересы ребенкаЗакономерности современных концепций
В общей педагогике, характеристики большинства учений строится на таких закономерностях:
- Определяющую роль всегда будет иметь именно воспитание, а уже на втором месте его взаимосвязь с обучением.
- Эффективность будет зависеть исключительно от заинтересованности ребенка. Для того чтобы добиться каких-либо успехов, родителям нужно найти подход и заинтересовать чадо.
- От очень многих элементов будет зависеть результат воспитания. Стоит надеяться не только на общепринятые методы, но и на личный опыт и смекалку, которых у молодых родителей очень много.
Школьное образование направленно:
- На получение у молодежи новых жизненных установок. Детей годами подталкивают к осознанию самого себя и развитию своих лучших качеств.
- Улучшение качества преподносимой информации и улучшенный воспитательный процесс. Развитие ребенка ставится на первое место в современной педагогике.
- Установление важности государства и его устоя.
- Обучение субъективному мнению касательно общественности, учебного заведения и социального института. При этом принято использовать разные методы.
Современные концепции направлены в первую очередь на формирование личности и восприятие культурных ценностей.
Устаревшие институты воспитания пытаются переосмыслить и усовершенствовать исходя из потребностей современного общества и технологий.
Современные закономерности воспитанияВ основе воспитания лежат потребности человека
Если с самого детства, родители будут прививать к ребенку понимание того, что он – личность, можно избежать множества подростковых проблем, связанных с тем, что малыш будет ориентировать не на собственные принципы, а на мнение других людей. В основе этого воспитания заложена глубокая мысль того, что восприятие человека должно происходить не от общественного мнения, а от самопознания отдельного индивидуума. Не на потребности общества, а от личных нужд. Каждый человек стремится познать себя, найти свое собственное место в этом неспокойном и непокорном мире. Найти возможность выразить себя как личность, минуя общепринятые стандарты.
Главный акцент делается на внутренних механизмах маленького человека, которые подталкивают его к саморазвитию и самопознанию.
Ученный, давший свет этой теории уверен, что в подростковом возрасте именно педагог (учитель), должен помогать реализовывать базовые потребности ребенка и устанавливать их взаимосвязь. Главным критерием эффективности здесь будут выступать базовые потребности. Для развития человека как личности понадобиться соответствующие условия, дабы удовлетворить его потребности. Методы их реализации родители практикуют каждый день, но многие их даже не замечают.
Современные подходы в воспитанииК ним можно причислить:
- Наслаждение или удовлетворение чем-либо.
- Возможность самореализоваться.
- Найти собственный смысл в жизни.
- Иметь некий социальный статус, всеобщее признание или уважение.
- Находиться в безопасности.
- Иметь хорошее здоровье.
- Участвовать в творческой деятельности.
Основные методы и принципы реализации этой концепции:
- Гуманизм. Выражается в единстве целей, как у ребенка, так и у воспитателя.
- Возраст. Увлечения и занятия ребенка должны соответствовать на каждый возраст в отдельности. В семь лет это могут быть танцы, а в десять походы или рисование.
- Эгоцентрированость. Как принцип, подразумевает обучение ответственности в первую очередь перед самим собой. Действия ребенка не должны противоречить его личным убеждениям. Методы реализации этого принципа могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен осознать чувство собственного достоинства, что приведет его к внутренней гармонии.
- Деятельность. Воспитанием ребенка должны заниматься в первую очередь родители, а не педагог. Каждый должен выполнять свои функции. Нужен постоянный и живой круг общения. В семье должны присутствовать теплые и доверительные отношения, чтобы ребенок не побоялся задать волнующий его вопрос.
Обратите внимание!
Опыт многих родителей доказывает, что пытаться переделать ребенка – пустая трата сил и времени. Ваше чадо это в первую очередь личность. Выработайте доверительные отношения, помогайте ему в развитии и укреплении собственных сил. На этом этапе стоит объяснить ребенку, что такое хорошо, и чего делать не стоит.
Как образ жизни родителей влияет на ребенка
Семья является основой психологического здоровья ребенка. Если в семье имеет место насилие, их реакция даже на самые несущественные раздражители будет колоссальной. Малейший упрек может привести к длительным обидам и скандалу. Человек лучше развивается в спокойном и благополучном коллективе. На его физическом здоровье и развитии это также отражается. От опыта семьи зависит ее целостность. Фундамент здоровья закладывается у ребенка еще в постнатальный период. Больше времени с малышом проводит именно мать, поэтому она должна отличаться особой терпимостью, упорством и обладать необходимыми навыками, дабы дать ребенку именно то, в чем он так нуждается, используя свои собственные методы воздействия.
Основа воспитательного процесса — семьяСаморазвитие у человека начинается с самого раннего возраста, когда он только начинает познавать окружающий его мир.
Молодым родителям стоит обратить внимание на различные дошкольные учреждения, в основу которых входит принцип развития ребенка как личности, помощь в самопознании и организация здорового образа жизни. Двигательная активность является залогом их индивидуального здоровья. Подвижные игры в сочетании с развивающими занятиями могут дать значительные результаты. На выбор будет предложено несколько видов внеклассных занятий и кружков, которые могут посетить все желающие. Ребенок с детства привыкнет планировать свое свободное время, начнет интересоваться чем-либо (благодаря внеклассным занятиям). Поймет, что ему нравится, а что нет. Это и станет первыми жизненными уроками самостоятельности и реализации себя.
Внимание!
Только с возрастом человек способен развить в себе такие качества как саморегулирование, самоконтроль и самопостроение. А дети учатся этому самостоятельно, ориентируясь на ближайший круг общения. Используемые методы при работе над этим вопросом могут быть разными, но именно семья станет первым в его жизни учителем.
Основополагающие знания
Их ребенок получает с самого раннего возраста. К таким правилам можно отнести необходимость в умывании, принятия ванны и чистке зубов. Необходимость мыть руки, придя с улицы должны прививать родители. Если ребенок отказывается это делать, можно объяснить ему необходимость этих манипуляций и рассказать о количестве вредных бактерий, которых он может съесть, не помыв руки. Если родители регулярно проделывают какие-либо действия и ребенок замечает закономерность, он сам станет повторять за взрослыми. Это же касается и мытья рук. По истечению какого-то времени, малыш возьмет это за правило и отпадет необходимость в дополнительном контроле.
Составляющие воспитательного процессаПри работе с семьей включаются такие аспекты и функции:
- Работу направленную на обучения базовым санитарным нормам, включающие в себя общегигиенические правила и психологические особенности. Правила полноценного и сбалансированного питания, температурного режима и закаливания.
- Ознакомление с физическими нагрузками и оздоровительными работами, которые проводятся в дошкольных учреждениях. Они направлены на их социальное, психическое и физические здоровье.
- Психомоторное развитие ребенка и диагностика его состояния. Повторно проводится в начальных классах.
- Составление оздоровительных планов для детей с учетом всех требований родителей.
- Уроки для родителей, направленные на изучение основных методов оздоровления. К ним можно причислить закаливание, самомассажи и дыхательные гимнастики.
- Утверждение всех необходимых мероприятий, которые проводятся в учреждении, в том числе и методы нетрадиционного оздоровления детей и их организма.
Ключевым моментов является составление индивидуальной программы оздоровления. Для этого проводится полная диагностика, которая включает в себя:
- Анкетирование, направленное на используемый родителями воспитательный процесс, связанный со здоровьем ребенка.
- Анализ имеющихся двигательных навыков.
- Диагностика на сколеометре и тепловизоре.
- Проведение общего обследования.
- Составление анамнеза.
Дошкольный возраст
Именно в этот период психология преподавателей и родителей должна быть направлена на то, чтобы мотивировать у ребенка тягу к здоровому образу жизни, становления у него жизненных принципов и интересов. Если родителям кажется недостаточным посещение только дошкольного учреждения, стоит задуматься о другой форме дополнительного образования. Этот подход более оправдан, ведь речь идет о самостоятельном построении обучающего процесса детей возрастом от 3 до 7 лет. Можно также решить эту проблему наняв репетитора или увеличить число дополнительных кружков и занятий.
Валеологическая концепция — основыВ основе валеологической концепции лежит необходимость регулярных занятий спортом или другими видами физической активности, ориентируясь на психологические особенности ребенка и методы его воспитания. Спорт является основным и наиболее важным условием для реализации базовых доминирующих потребностей человека. Физическое самосовершенствование играет немаловажную роль в процессе познания ребенком себя. Их активность приводит к получению удовольствия от участия в активных играх и обучает взаимодействию с коллективом, состоящим из других детей и другие важные функции. Выигрывая соревнования или участвуя в эстафетах, ребенок самоутверждается, и его оценка начинает расти.
Индивидуальный подход
При решении большинства важных проблем, незаменимым является именно индивидуальный подход. Многие педагоги сталкиваются с проблемой в играх и трудовом воспитании детского коллектива. В этом и заключается главная сложность индивидуального подхода. Каждый педагог при воспитании ребенка должен вносить в программу свои коррективы, основываясь на индивидуальном характере каждого ребенка.
Воспитание вне уроков в школеВ первую очередь необходимо ориентироваться на хорошие качества, которые есть у ребенка, так как они и будут той опорой, которая придаст им веру в себя и собственные силы в будущем.
Этот подход не является разовым мероприятием, его следует придерживаться на протяжении всей жизни. Он должен проявляться в каждом жесте и каждой фразе, которая направлена родителями на ребенка. Эти методы и есть основа правильного воспитания ребенка, которая проявляется на каждом этапе жизни по-разному. Он направлен на устранение всех недостатков и укрепление всего хорошего и доброго, что есть в ребенке. При соблюдении некоторых правил, можно избежать процесса перевоспитания. Это требует огромного терпения как от педагога и родителей, так и от их маленьких воспитанников. Подобная методика способствует реализации всех потребностей ребенка.
Трудовое воспитание требует индивидуального подходаГлавные принципы индивидуального подхода
Этот принцип должен участвовать как в жизни ребенка, так и на протяжении всего его обучения. Его сущность выражается в том, чтобы использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, а не ко всему коллективу. При этом стоит опираться на их условия жизни и психические особенности. Этот принцип в педагогике является основополагающим. Подход носит скорее творческий характер с учетом дифференцированного использования по отношению к детям:
- Умение не только размышлять на эту тему, но и анализировать.
- Богатый теоретический опыт.
- Любовь к своей работе и детям.
- Понимание детей любого возраста и характера.
Ребенок должен восприниматься как субъект собственного развития, при этом они всегда должны чувствовать поддержку со стороны взрослых. Индивидуальный подход должен использоваться как при индивидуальных, так и при коллективных формах работы.
Необходимо опираться на такие показатели:
- Волевое развитие;
- Уровень умений и знаний, в том числе и осознание действительности;
- Имеющиеся интересы и их характер;
- Гибкость ума, имеющиеся стереотипы, проявление вялости в установлении взаимосвязи, наличие интереса к отдельным темам и их отношение к ним;
- Само отношение к обучению;
- Уровень работоспособности;
- Активность и самостоятельность.
Школьный урок — важный метод воспитанияЭто позволяет свести к минимуму возможные противоречия, которые будут возникать в процессе обучения или познания чего-либо, делая тем самым личностный подход более действенным и реальным.
Необходимые условия при обучении
- Присутствие особого педагогического такта;
- Наличие вариативного содержания при ведении образовательной работы;
- Необходимость в точном анализе учебного материала и своевременное выявление трудностей, с которыми могут столкнуться отдельные группы детей;
- Наличие быстрой обратной связи или своевременная реакция, учитывая психологические особенности учеников;
- Восприятие материала разного уровня сложности;
- Составление уникального плана занятий, которые позволяют донести необходимую информацию, как всей группе, так и отдельным ее участникам;
- Учет типологических особенностей и уровня знаний каждого ребенка.
Принципы воспитания детей дошкольного возраста. Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста Принципы условия и методы воспитания дошкольников
Для того чтобы добиться высокого уровня сформированности когнитивных процессов дошкольников и эффективно развивать их, необходимо учитывать принципы обучения, развития и воспитания дошкольников, в наибольшей степени характерные этому периоду.
Рассуждая о познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо отметить главную черту воспитания этого периода.
Принципы воспитания должны базироваться на любви к ребенку
Из объекта познания ребенок постепенно переходит в состояние субъекта, способного к активной преобразовательской деятельности.
В саму структуру познавательной деятельности детей входят:
- Цели (приобретение знаний, умений, навыков).
- Способы (уже имеющиеся навыки и умения, которые способствуют достижению цели).
- Методы.
- Мотивы обучения (могут различаться в зависимости от условий).
- Условия (среда, определенным образом организованная для достижения ребенком целей).
- Результат (уже полученные ребенком знания и умения).
Для того чтобы процесс обучения детей-дошкольников строился успешно, необходимо позаботиться о том, чтобы в нем присутствовали его базовые структурные компоненты.
Ключевым моментом, помимо всего прочего, является познавательный интерес, позволяющий ребенку самостоятельно организовывать собственную деятельность и проявлять активность.
Главные принципы воспитания и обучения
Рассмотрим принципы и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Закономерности и принципы развития когнитивных процессов дошкольников
Внимание
В дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает не только яркость и новизна предметов, но также эмоциональные переживания и чувства, так или иначе с ними связанные. Кроме того, внимание, как и большинство психических процессов в дошкольном возрасте, приобретает произвольность. Благодаря этому ребенок такого возраста может останавливать свое внимание и задерживать на необходимое время на том объекте или действии, которое им требуется. Улучшаются такие его характеристики, как устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.
Развитие внимания — принцип от простого к сложному
Принципы развития внимания дошкольников
- Постепенное усложнение задач обучения, поставленных перед ребенком. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок получал задания, справиться с которыми ему по силам – в противном случае его интерес надолго угаснет. Переходить к более продвинутому уровню можно только после того, как родитель убежден, что на текущем ребенок не испытывает никаких проблем.
- Надежное запоминание инструкций, данных к заданию. Это позволит ребенку выполнять предложенные задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, что является важной чертой воспитания.
- Развитие самоконтроля детей. По мере продвижения обучения, ребенок дошкольного возраста должен ненавязчиво приучаться к тому, что выполнение заданий – это не воля его родителей, а интересное занятие, приносящее и пользу, и удовольствие прежде всего ему. Важную роль в этом играет правильно выбранные методы.
- Для улучшения внимания дошкольников необходимо постепенно приучать к режимным моментам воспитания. Учитывая то, что совсем скоро ребенок пойдет в школу и в его жизнь войдет еще больше ограничений и запретов, эти методы важны особенно
- По мере выполнения того или иного видом деятельности ребенком, важно следить за тем, чтобы нагрузка оставалась стабильной. Чрезмерная нагрузка может сразу утомить ребенка и ослабить его внимание.
- Методы и сам материал для занятий должен представлять интерес для ребенка, сохранять яркость и эмоциональную наполненность
- Важно эпизодически чередовать виды деятельности. Это не только поспос
любовь, поддержка и личній пример
На родителей возложена непростая миссия – вырастить из малыша настоящего человека. Это касается как интеллектуального развития ребенка, так и его нравственно-моральных ценностей. Однако, понятие «воспитанный ребенок» само по себе неоднозначно. Оно подразумевает под собой массу критериев: поведение в обществе, мировоззрение, образованность, культуру и много других факторов. Вопросы воспитания детей – это довольно сложный массив правил, информации и постулатов, которые, чаще всего трудно систематизировать родителям. Для того, чтобы досконально разобраться в теме воспитания ребенка, необходимо знать фундаментальные принципы, которые помогут в дальнейшем понять сущность механизма «выращивания» детей, превращения их в достойных людей.
Среди профессионалов в сфере детской психологии принято выделять основные принципы, которых насчитывают всего три.
Принципы воспитания базируются на любви и поддержке родителейПо сути, они известны практически каждому взрослому человеку, но о них часто забывают. Если в процессе воспитания руководствоваться такими несложными правилами, то вероятность того, что влияние родителей на ребенка будет позитивным — увеличивается в разы. Ребенок будет правильно развиваться и превращаться в цельную, сильную личность, уверенную в себе и в своих силах.
Принцип № 1: любовь к ребенку
Без сомнения можно утверждать, что каждый родитель любит свое чадо. Но так важно любить ребенка всецело: принимать его недостатки, плохие стороны, понимать его слабости, толерантно относиться к его капризам. Закономерности родительского воспитания таковы, что отец и мать не хотят видеть ребенка в плохом свете, не терпят его недостатки, пытаясь «перекроить» дитя.
Любовь родителей должна быть безусловной к каждому ребенкуДействительно, те негативные качества, которые можно и нужно искоренять, необходимо ликвидировать полностью или же ослабить их.
Но это относится к тем случаям, когда они не представляют собой сущность ребенка. Например, чадо гиперактивно и не может сидеть на одном месте, постоянно в поиске новых приключений. Не нужно пытаться запереть его пол семи замками в комнате, чтобы тот не влез в какую-то передрягу. Любящие родители не увидят в чрезмерной активности недостаток: они найдут ей полезное применение, записав сына или дочь в спортивную секцию или на интересный кружок, где эта активность будет большим преимуществом. Или же, когда ребенок очень чувствительный, ласковый и мягкий, любящие родители не прозовут его «нытиком» (особенно это касается мальчиков). Они найдут этим качествам свой выход: например, реализация в творчестве.
Любовь и уважение в семье передается по наследствуПримеров можно приводить массу. Любовь к ребенку в процессе воспитания отвечает совершенно за все. Уважая дитя, прислушиваясь к нему и стараясь его понять, родители получат личность, которая с таким же уважением и толерантностью относится к окружающему миру. Очень часто ребенок не может достучаться до мамы или папы, рассказать о том, что его тревожит или высказать свои желания, так как родители заняты своими делами. Уделив своему чаду немного времени, выслушав его и поняв, родители не теряют так много своего времени. Всего пару минут способны изменить многое, дать ребенку ту необходимую поддержку. Закономерности истерик и капризов ребенка таковы, что причиной служит невнимание родителей. Выслушав сына или дочь, можно искоренить такие странные, бурные проявления эмоций. Ребенок сможет узнать, что такое любовь и научиться ей только в атмосфере любви.
Принцип № 2: поддержка вопреки всему
Любому человеку хочется, чтобы его близкие всегда были на его стороне и вступались за него в неприятных ситуациях, если для этого есть необходимость. Точно так же дело обстоит и с детьми. Чувство вины, которое может съедать сутками, постоянная борьба и конкуренция – это те факторы, которые могут повлечь развитие неустойчивой психики и развитие комплексов. В процессе воспитания необходимо давать как можно больше поддержки и одобрения ребенку при любых обстоятельствах. Даже если он не совсем прав.
Поддержка родителей — для ребенка главноеЭто не означает, что нужно закрывать глаза на аморальные поступки, плохое поведение или любые другие негативные стороны ребенка.
Естественно, нужно поговорить, объяснить неправильность действий чада, направить его на истинный путь. Рассказать, что есть «плохо», а что – «хорошо». Но, не смотря на это, вопреки всему ребенку нужна поддержка. Ругая его за неправильные поступки, нельзя забывать о доброте и благосклонности к нему. «Чтобы ни случилось – я всегда буду рядом», — это те слова, которые хочет услышать малыш. Таким образом, у него пропадет желание делать что-то на зло, совершать пакости. Он прочувствует на себе добро. Ему захочется самому творить добро.
Поддержка в подростковом возрасте важна особенноИной пример: часто не только детей, но и взрослых людей считают воспитанными тогда, когда они отказываться от своих желаний и делают так, как удобно для окружающих. В обществе принято, что со всеми нужно делиться и не жадничать. Быть жадиной – плохо. Но если та самая «отдача» приносит вред человеку (внутренний дискомфорт, например), то зачем идти в ногу со стереотипами и пытаться всем угодить? Ребенок не хочет делиться своими игрушками с наглыми детьми, но для приветливых и вежливых он всегда рад дать их. Боевой посыл одного ребенка вызывает боевую реакцию второго, а окружающие осуждают так званую «жадину». Зачем ругать свое чадо за нежелание поделиться игрушками с наглецом? Нужно поддержать его, это ваш ребенок и его желания стоят превыше любого из окружающих. По сути, он имеет право распоряжаться ими так, как пожелает. Поддержка близкого человека в подобных ситуациях необходима как воздух.
Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя
Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!
Английская пословица о примере родителейТолько оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.
Дети копируют родителей во всемСовет родителям: никогда не выясняйте отношения на глазах у своих детей. Пребывая в атмосфере ссор и скандалов, ребенок также растет конфликтной личностью, считая, что это вполне нормально.
Действие принципов
Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания. Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне. Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.
Развитие личности — направленияВ современное время имеют место быть закономерности, которые так же нельзя забывать: материальная обеспеченность, образование и развитие умений личности – это залог успеха в будущем.
Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков). Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность». В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.
Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.
Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать. Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом. Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.
Поддержка родителей в выборе профессииДля четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой. Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым. Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.
Совет родителям: известный педагог и психолог Ушинский К.Д. отмечал, что основа грамотного развития ребенка – это воспитание родителями.
В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.
Принципы воспитания в семье — основа развития детейПускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе. Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.